Постоянно увеличивающееся в образовательном пространстве число детей с расстройствами аутистического спектра показало необходимость поиска и разработки новых методов взаимодействия таких детей с их здоровыми сверстниками на равных условиях.
Инклюзивное образование предоставляет детям с РАС возможность получать качественное образование, а педагогам — мотивацию для развития своих навыков и умений, чтобы адаптировать образовательную среду под потребности таких учеников. И, конечно же, связующим звеном здесь является тьютор.
В этой статье рассматриваются особенности, роль и значимость тьюторского сопровождения обучающихся данной нозологической категории в условиях инклюзии.
Ключевые слова : инклюзия, тьютор, дети с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, образовательное пространство, социализация, адаптация.
The increasing number of children with autism spectrum disorders in the educational space has shown the need to find and implement new ways of equal interaction between such students and their healthy peers. Inclusive education gives children with ASD the right to full–fledged education, and teachers the motivation to improve their competencies in order to adapt the educational environment to the needs of such students. And, of course, the connecting link here is the tutor.
In this article, the peculiarities, role and importance of tutor support for children with autism spectrum disorders are being examined in the context of inclusion.
Keywords : inclusion, tutor, children with autism spectrum disorders, tutorial support, educational process, educational space, socialization, adaptation.
Актуальность исследования обусловлена тем, что ребёнок с расстройствами аутистического спектра не может полноценно проявить свои возможности и способности в образовательном пространстве: у обучающихся с РАС есть свои специфические потребности, в их образовательной среде должен присутствовать эмоциональный комфорт, также им необходима индивидуализация программы обучения. В связи с этим актуальным является формирование комфортных условий для обучения детей данной нозологической категории, развитие инклюзии в образовательных учреждениях, обеспечение системы образования тьюторами. [1] Тьютор является основополагающим звеном между обучающимися с РАС и образовательной средой, благодаря ему выстраивается эффективный алгоритм получения такими детьми знаний и умений. Ему, как сопровождающему лицу, необходимо учитывать специфику развития детей с расстройствами аутистического спектра и выстраивать взаимодействие с ними, опираясь на их индивидуальные особенности.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с РАС в среду общеобразовательного учреждения. Для осуществления этих целей необходимо решить следующие задачи [2]:
— сформировать комфортные условия для нахождения ребёнка с РАС в образовательном учреждении: организовать его рабочее место, зону отдыха и т. д.;
— обеспечить социализацию: включить обучающегося с РАС в жизнь класса, сформировать теплые, дружелюбные отношения среди одноклассников;
— оказать помощь в усвоении общеобразовательных программ, а также в преодолении трудностей в усвоении учебного материала;
— наладить взаимодействие с родителями ребенка, сформировать у них адекватное отношения к своему ребёнку;
— оценить результаты совместной деятельности с тьюторантом данной нозологии, отследить положительную динамику.
В отличие от нормотипичных детей познавательные способности обучающихся с РАС заметно ограничены. Сложнее всего преодолеть инертность мыслительных процессов и это обязательно должен учитывать тьютор при сопровождении младшего школьника в его учебной деятельности. Важно создать педагогическую среду, адаптированную к особым образовательным потребностям каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра, а обеспечить её возможно только в сплоченном командном взаимодействии тьютора, классного руководителя, коррекционных специалитетов, самого ребенка и его родителей. Основными требованиями для создания и внедрения гармоничной образовательной среды детей с РАС являются: регулярное оказание поддержки; поэтапное включение в процесс освоения индивидуального образовательного маршрута ребёнком; создание условий эффективного освоения материала [3].
Среди особенностей тьюторского сопровождения данной нозологической категории можно выделить пять основных:
— необходимость создания для тьюторанта уединенного места в классе, где у ребёнка была бы возможность побыть одному. Обучающийся с РАС должен понимать, что при необходимости он может выйти из класса. Такому ребёнку рекомендуется сидеть в последних рядах, чтобы постепенно адаптироваться к обстановке в стенах школы.
— соблюдение личных границ. Тьютору нельзя повышать голос. Обучающиеся с РАС остро реагируют на излишние проявления эмоций и вторжение в их личные границы. Громкие интонации в голосе пугают их, в некоторых случаях приводят к состоянию сильнейшего стресса, восстановление после которого может очень надолго затянуться. Тьютор должен избегать прямого взгляда и резких движений при взаимодействии с ребёнком данной нозологической категории.
— рекомендуется избегать обращения к тьюторанту с РАС с прямыми вопросами. Если ребёнок не принимает инструкций и правил, тьютору нельзя их навязывать насильно. Не стоит ожидать быстрого ответа на вопрос. Обработка информации происходит у каждого по-разному. Кому-то нужно всего 20 секунд, кому-то минута, кому-то две-три, а кому-то и десяти минут будет мало.
— визуализация. Дети с РАС лучше воспринимают информацию, если она преподносится визуально, нежели чем на слух. В своей работе тьютор может использовать написанные слова, рисунки, фотографии, трехмерные предметы и т. д.
— положительное подкрепление. Важно дождаться момента, когда ребёнок с РАС сделает то, что хотел от него тьютор и незамедлительно его поощрить. Поощрения могут быть самыми разнообразными. Кто-то из обучающихся с удовольствием сделает что-то за конфетку, а кто-то — за мяч-попрыгунчик. Для детей данной нозологической категории важна постоянная поддержка со стороны тьютора и его ободрение [4].
Чтобы обеспечить наиболее результативное тьюторское сопровождение для таких детей, требуются особые подходы, инструменты и ресурсы. Среди них: визуальная поддержка; методы и приёмы в рамках прикладного анализа поведения (ABA); методы альтернативной коммуникации (карточки PECS, жесты, глобальное чтение, предметные символы, графические символы); стратегии преодоления проблем с адаптацией [5].
Тьюторское сопровождение ребёнка с РАС включает в себя три компонента: помощь на уроках; помощь в соблюдении режима; помощь во время внеурочной деятельности.
Сопровождение обучающегося с РАС на уроках может варьироваться в зависимости от выраженности симптомов аутистического спектра:
— тяжёлая форма аутизма с умственной отсталостью подразумевает постоянную интенсивную помощь со стороны тьютора, когда абсолютно все действия ребёнок выполняет совместно с тьютором;
— обучающийся с РАС с легкой умственной отсталостью нуждается лишь в направляющей помощи. Например: учитель дает задание всему классу, а тьютор либо индивидуально объясняет задание ребёнку, либо даёт ему подсказку к выполнению;
— обучающемуся с лёгкой формой аутизма необходима только организационная помощь. Например, тьютор подсказывает ребёнку, что нужно выйти к доске, поднять руку, взять необходимый учебник.
При сопровождении по режиму тьютором проводится работа на протяжении всего учебного дня. Сюда входит: сопровождение в другой кабинет; помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур; помощь в подготовке к уроку физкультуры; организация перемен.
Сопровождение обучающихся с аутичным расстройством во внеурочной деятельности включает в себя: сопровождение на прогулке, сопровождение в столовую (раздевалку, туалет), сопровождение на школьных мероприятиях [6].
Благодаря знаниям и опыту тьютора в работе с детьми с РАС, учащиеся с такими нарушениями могут получить качественное образование, учитывающее их индивидуальные особенности и потребности, и это возможно в любом образовательном учреждении. Из этого следует, что тьюторское сопровождение играет ключевую роль в успешной адаптации и социализации таких детей в начальной школе. В результате работы тьютора ребёнок с РАС должен постепенно перейти от полноценной поддержки к минимальной помощи в обучении. Главный показатель работы тьютора — это не только самостоятельная образовательная деятельность ребёнка данной нозологической категории, но и осознание им смысла и значения результатов взаимодействия с тьютором [7].
Литература:
- Калашникова С. А., Елохина К. А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно-ресурсный подход // Ученые записки. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3.
- Кирик В. А., Горюнова Л. В., Землина Е. М. Организация тьюторского сопровождения обучающихся // учебное пособие; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 88 с.3.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. «O сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
- Лубовский В. И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование — 2013–№ 5-с.
- Феррои Л. М., Панюшева Т. Д. Обучение особых детей общению // Аутизм и нарушения развития. 2007. № 2. С. 48–56.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
- Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме: Методические рекомендации // В. М. Башина, И. А. Козлова, В. С. Ястребов, Н. В., Симашкова и др. М.: Медицина, 1989.