Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

Юриспруденция
20.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Багазий, М. А. Характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности / М. А. Багазий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125581/.


В работе систематизируются основные составы административных правонарушений, затрагивающих порядок предпринимательской деятельности по главе 14 КоАП РФ, — от работы без регистрации и лицензий до нарушений правил торговли, рекламы, ценообразования и защиты прав потребителей. Показано, что все нормы преследуют одну цель: защитить добросовестную конкуренцию и права участников рынка административно-правовыми мерами.

Ключевые слова: административное правонарушение, предпринимательская деятельность, КоАП РФ.

«Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности представляет собой — общественно опасное, противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, нарушающие нормативно закрепленные правила осуществления предпринимательской деятельности, за которое установлена административная ответственность» [9, c. 66].

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП РФ) содержит более 40 статей, в которых определена административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства.

Большая часть из них сосредоточена в 14 главе и начинается этот перечень, что логично, с ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации или лицензии (ст. 14.1 КоАП РФ), целью которой является обеспечение посредством мер административного характера должного воздействия на процессы создания и функционирование рынка, охрану прав его добросовестных участников.

Статья постулирует необходимость государственной регистрации для возможности заниматься предпринимательской деятельность. Объективная сторона правонарушение — занятие такой деятельностью без соответствующего разрешения / лицензии или с нарушением их условий, что может быть совершено как умышленно, так и носить неосторожный характер, что же касается субъекта правонарушения, то это и сами индивидуальные предприниматели, и работники с управленческими функциями в юридических лицах, а сами юридические лица [1, c. 156].

Не влечет ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ деятельность: без регистрации в качестве ИП, если нет цели систематического получения прибыли, без лицензии или с нарушением ее условий, если ответственность за такую деятельность предусмотрена другими статьями КоАП РФ [4], по присмотру за детьми и организации их досуга без реализации образовательных программ, по дезинфекции, необходимой для оказания медицинских услуг [3].

Деятельность без необходимой лицензии, не направленная на извлечение прибыли, не влечет ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (но может повлечь ответственность по ст. 19.20 КоАП РФ) [5].

Статьи 14.1.1–14.1.3 по смыслу связаны с 14.1 и касаются нарушений лицензии или осуществлению деятельности без нее — в частности, незаконная организация и проведение азартных игр (без лицензии, без разрешения или вне игровой зоны), нарушение букмекерскими компаниями и организаторами азартных игр установленных к таким видам деятельности требований (по заключению пари, порядка учета участников, порядка информирования уполномоченных органов и пр.), осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, а также по управлению многоквартирными домами без лицензии либо с нарушениями ее требований.

Цель статьи 14.2 (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена) — административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.

Объект — общественные отношения в сфере торговли.

Объективная сторона:

  1. торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота;
  2. продажа ограниченно оборотоспособной продукции субъектами, которым она принадлежит на незаконных основаниях или без лицензии / разрешения,
  3. продажа ограниченно оборотоспособной продукции с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.

Совершение этого правонарушение возможно лишь с прямым умыслом, субъекты правонарушения — ИП, ЮЛ, привлечены к ответственности могут как работники с управляющими функциями в них, так и любые другие, в чьих обязанностях — соблюдение законодательных норм, запрещающих продажу тех или иных товаров.

Важное значение в регулировании предпринимательской деятельности отводится 7 ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы [6], нарушение норм которого и предусмотрено ст. 14.3 КоАП РФ. Объект посягательства — общественные отношения в области рекламы.

Административная ответственность по ч. Ст. 14.3 КоАП РФ статьи наступает за все нарушения законодательства о рекламе, за исключением тех, которые предусмотрены ч. 2–6 этой же статьи (нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограмм, превышение допустимого объема рекламы в теле-, радиопрограммах и периодических печатных изданиях, распространение рекламы в официально объявленные дни траура, нарушение требований к рекламе лекарственных средств и пр.), а также ч. 4 ст. 14.3, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

Субъектами предусмотренных в ст. 14.3 правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица — рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц. С субъективной стороны предусмотренные ст. 14.3 правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена и другими статьями КоАП РФ (ст. 5.9, ч. 1 ст. 6.13 и пр.) — они отделены от ст. 14. В основном по той причине, что объективная сторона в них имеет сложный состав, а посягательство происходит также на несколько объектов.

Статья 14.4. КоАП РФ предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных требований / правил [8].

Субъекты правонарушения — юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению. Объективная сторона — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества, нарушение установленных в отношении них правил.

Статьями 14.4.1–14.4.3 также предусмотрена ответственность за связанные по смыслу со ст. 14.4 правонарушения, связанные с нарушением в рамках предпринимательской деятельности установленных законодательством требований в сфере технического осмотра транспортных средств, обращения лекарственных средств, реализации билетов, абонементов, путевок на зрелищные мероприятия, организуемые музеями и иными организациями, связанными с исполнительным искусством.

Важную роль законодатель отводит ответственности за нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ), что обусловлено обширностью влияния этого явления и важностью для функционирования экономической системы общества, защиты как потребителей, так и хозяйствующих субъектов. Объективной стороной правонарушения выступает завышение либо занижение установленных государством на определенные виды товаров и услуг цен либо надбавок к цене.

Это правонарушение предусматривает исключительно умышленную форму вины. Субъекты правонарушения — юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.

Несколько статей КоАП РФ, применяемых в контексте предпринимательской деятельности к субъектам правонарушений, посвящены защите прав потребителей — например, ст. 14.7 (обман потребителей).

Объектом посягательства — общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства — права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Объективная сторона: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, иной обман, связанный с нарушением условий договора.

Совершено правонарушение может быть лишь с прямым умыслом. Субъекты правонарушения — юридические лица — торговые организации, организации, выполняющие работы или оказывающие услуги населению (предприятия коммунального и бытового обслуживания и др.), их должностные лица (ч. 3 ст. 2.1 и ст. 2.4 КоАП РФ), индивидуальные предприниматели и работающие у них граждане.

Анализ даже лишь рассмотренных выше правонарушений в сфере предпринимательской деятельности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, субъектами административных правонарушений в рассматриваемой области являются не только сами хозяйствующие субъекты, но и иные лица — должностные, гражданские.

Во-вторых, все эти статьи КоАП РФ объединены общей целью, — обеспечение средствами административно-правового воздействия создания нормальных условий для функционирования рынка товаров, работ, услуг, охраны прав добросовестного предпринимателя, защиты прав потребителя. Кроме того, сама группа правонарушений отличается определенной однородностью, прежде всего, однородностью объекта посягательства — установленных государством общих правил организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Россинский, Б. В. Административное право. М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 352 с.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.
  3. Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2018. № 10.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 № 02АП-334/2020 по делу № А82–21810/2019 // СПС КонсультантПлюс.
  6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.
  8. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  9. Янушка А. С. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности: дисс.... канд. юрид. наук М., 2005. 215 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
административное правонарушение
предпринимательская деятельность
КоАП РФ
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 177-179):
Часть 3 (стр. 163-241)
Расположение в файле:
стр. 163стр. 177-179стр. 241

Молодой учёный