Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение полидисциплинарного подхода в работе педагога-наставника для успешного формирования классного коллектива

Педагогика
26.05.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Карпова, О. Н. Применение полидисциплинарного подхода в работе педагога-наставника для успешного формирования классного коллектива / О. Н. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125738/.


Произошедшие в последние годы изменения в практике российского образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях.

Личность является сложной, многоплановой структурой. При работе с ней нужно учитывать, ряд ключевых моментов, без которых невозможно выстроить грамотную психолого-педагогическую работу. Именно полидисциплинарный метод исследования даёт возможность рассмотреть интересующий нас объект со всех сторон и в дальнейшем получить полную картину, а не вырванный из контекста фрагмент.

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого мы воспитываем — воспитанник. Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.

Целью работы педагога-наставника с детьми является создание условий для формирования гармоничной личности как ключевой концепт в формировании классного коллектива.

Новизна педагогического опыта заключается во всестороннем рассмотрении понятия «личность» на основе применения полидисциплинарного метода исследования с целью дальнейшего применения полученных знаний на практике и при составлении воспитательного плана работы с классом. Преимущество и ценность полидисциплинарного подхода, заключается прежде всего в том, что данный подход позволяет всесторонне изучить предмет и приводит к целостному, системному знанию о нем, что нам и необходимо для работы с детьми в классе.

Личность является предметом изучения многих науках. Главной причиной этого является тот факт, что в человеке как личности можно выделить немало аспектов, имеющих отношение к разным наукам. Так, например, человек может выступать как член общества, вступать во взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми, и это делает его индивидуальные (личностные) особенности интересными для философии и социологии. Он может быть правопослушным или правонарушителем и как таковой становится предметом интереса для юридических наук. Отсюда следует, что научная проблематика личности является именно полидисциплинарной.

Личность следует рассматривать как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей, и для полноты картины необходимо изучать ее с позиции разных наук (физиология, психология, валеология, культурология, педагогика, философия, социология).

В первую очередь, с точки зрения педагогики, личность выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. В свою очередь педагогика рассматривает детский коллектив, как фактор и средство воспитания и становления личности.

Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность определяется как духовно-телесная единая целостность, которая характеризует каждого человека, при условии его становления субъектом жизнедеятельности, обладающим самосознанием, т. е. сознанием собственного «Я», будучи самостоятельным, свободным и ответственным за самоосуществление в перспективе своей жизни.

В своих работах известный советский философ Э. В. Ильенков отмечал: «Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах»....

Одна из задач как педагога-наставника для детей — это учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности, а по необходимости и «лечить» душу ребёнка.

Также одну из важных ролей в становлении ребенка как личности играет психологический микроклимате в классе. Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Для воспитания гармоничной личности особое внимние необходимо уделять всему коллективу в целом. Каждый ученик имеет влияние на целый класс, как и сам класс влияет на каждого отдельного ребенка.

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала.

Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Гармонично развитая личность — это несомненно человек ведущий здоровый образ жизни. И здесь мы не можем не вспомнить о такой науке, как валеология. Валеология — наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья, а валеология педагогическая — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами

Процесс обучения и формирования здорового образа жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Воспитывая гармоничную личность, мы не можем забывать о культурной составляющей воспитания. Культура формирует тот или иной тип личности, а с другой стороны — личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность — это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

Повышению эффективности работы по культуре поведения способствует связь классного руководителя с родителями воспитанников, которая проявляется в том, что, воспитывая учащихся, педагог одновременно ведет пропагандистскую работу по вопросам культуры поведения и среди их родителей, что обеспечивает единство требований семьи и школы.

Говоря о становлении личности ребенка, нельзя не обратиться к такой науке, как социология, а семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей.

Влияние семьи на формирование личности ребенка трудно переоценить. Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье.

Ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них.

Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Считаю, что за это время мы с родителями постепенно стали союзниками и единомышленниками.

Только благодаря полидисциплинарному методу исследования можно составить подробное описание того, как и при каких условиях можно сформироваться гармоничную личность в классном коллективе.

Исходя из ранее изложенного материала, мы можем сделать вывод, что каждый ребенок — это Личность. Личность особенная, своеобразная, уникальная, неповторимая. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку найти свой путь, раскрыть своё «Я» именно поэтому необходимо иметь чёткую и полную картину того, что же такое «Личность».

В заключении, следует отметить, что в связи со спецификой изучаемой проблематики её социальной значимостью и актуальностью для современного общества, представленное исследование показало необходимость применения комплексного полидисциплинарного подхода в изучении личности ребенка с позиций различных наук.

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.

Литература:

  1. Ильенков, Э. В. Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой». — М.: Наука, 1984г.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. — М.: Эксмо, 2005 г.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000г.
  4. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф. Педагогика. — М.: Академия, 2002 г.
  5. Бенедиктов, В. В. Социология образования. — М.: АЭО, 2005 г.
  6. Кулькова, Н. В. Валеология: здоровье и образование. — Уфа: БГПУ, 2013 г.
  7. Петровский, А. В. Психология и педагогика: проблемы взаимодействия. — М.: Просвещение, 1976 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 420-422):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 420-422стр. 481

Молодой учёный