Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эффективность применения игровых технологий в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров

Научный руководитель
Педагогика
26.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Мухторова, Д. Х. Эффективность применения игровых технологий в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров / Д. Х. Мухторова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125760/.


В статье раскрывается эффективность использования игровых технологий на уроках иностранного языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров. Объясняется значимость использования игровых технологий, приводятся примеры четырёх игр, которые можно применять на занятиях с обучающимися первого курса с целью повторения и закрепления пройдённого материала, описывается процесс педагогического эксперимента.

Ключевые слова: игровые технологии, иноязычная коммуникативная компетенция, студенты, иностранный язык.

Известно, что игровые технологии являются одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных технологий обучения. Они призваны активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию студентов [2, с. 17].

Технология игрового обучения как инструмент развития иноязычной коммуникативной компетенции диктуется не только обозначенными вызовами повышения качества образования, но и необходимостью раскрытия процессов, при помощи которых игровое обучение позволяет сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию у обучающегося, реализовывать функции развития, воспитания, учения и обучения, воздействовать на личностную активность и интерес обучающегося к изучению иностранного языка [3].

Ф. Шиллер отмечает, что в игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества [4, с. 62].

Соглашаясь с этим высказыванием, можно сказать, что игровые технологии содержат в себе богатые обучающие возможности. Студенты над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего — увлекательное занятие. Она посильна практически каждому студенту, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; студент может уже говорить наравне со всеми [1, c. 15].

В Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева был проведён педагогический эксперимент с обучающимся первого курса с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции. В эксперименте приняли участие 12 студентов.

Эксперимент состоял из трёх этапов:

  1. диагностический этап;
  2. формирующий этап;
  3. контрольный этап.

На диагностическом этапе обучающимся было предложено тестирование по пройдённому материалу по теме «Family Life». Тестирование состояло из пяти разных заданий:

  1. match the words with their definition;
  2. fill in the gaps with the correct word;
  3. express the same idea using different wording and grammar;
  4. listen to the situation about family life; after listening answer the question and write the definition of the words used in the situation;
  5. express your opinion about the arguments below.

Результаты тестирования показали, что с первым заданием справились 65 % обучающихся, со вторым справились 71 %, с третьим — 60 %, с четвертым заданием — 62 %, и с пятым заданием — 61 % (Рис. 1).

Результаты входного тестирования

Рис. 1. Результаты входного тестирования

На формирующем этапе были проведены 4 обучающие игры с целью повторения и закрепления материала, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции:

  1. «Word Scramble»;
  2. «Concentration»;
  3. «Grammaro»;
  4. «The Story Telling Game».

Игра 1 «Word Scramble»

Правила игры: Группа делится на две команды. Каждой команде даются наборы карточек с буквами, из которых команда должна составить 5 слов. В каждом наборе среди букв есть одна лишняя буква. За каждое правильно составленное слово команда получает 1 балл.

Игра 2 «Concentration»

Каждой команде в течение двух минут демонстрируются слайды, на которых написано 10–12 языковых единиц (слов. словосочетаний, идиом). Игроки должны запомнить как можно больше представленных единиц. В процессе просмотра игрокам нельзя делать записи. Побеждает та команда, которая назовёт максимальное количество исходных единиц. За каждую правильную единицу команда получает 2 балла.

Игра 3 «Grammaro»

Каждой команде даётся 4 карточки. На каждой карточке сверху написано время английского глагола (например, Present Simple), а ниже — предложение, в котором использовано другое время (например, Present Perfect). Игроки должны прочитать предложение, изменив в нём время глагола на то, которое предложено сверху карточки. За каждое правильное предложение командам даётся 5 баллов.

Игра 4 « The Story Telling Game»

Командам даётся по 10 карточек. На каждой карточке написаны слова и словосочетания из пройденного материала. Задача команды — составить небольшой рассказ (20 предложений), описывающий семейную ситуацию. Команда должна употребить все слова и словосочетания. За каждое использованное слово, команда получает 1 балл и 5 бонусных баллов даётся той команде, которая завершит первой.

На контрольном этапе обучающимся было предложено пройти тестирование, похожее на то, что было в начале эксперимента, с целью выявления эффективности усвоения материала по теме «Family Life».

Основываясь на диаграмме ниже (Рис. 2), можно видеть, что результаты тестирования улучшились. С первым заданием справилось 90 % обучающихся, со вторым заданием — 86 %, с третьим заданием — 82 %, с четвертым — 78 %, и с пятым — 75 %.

Результаты контрольного тестирования

Рис. 2. Результаты контрольного тестирования

Итак, при сравнении результатов входного и контрольного тестирования (Рис. 3) можно увидеть доказательство эффективность применения игровых технологий в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях английского языка.

Сравнение результатов тестирования на диагностическом и контрольном этапах

Рис. 3. Сравнение результатов тестирования на диагностическом и контрольном этапах

Проанализировав результаты тестирования на контрольном этапе эксперимента, мы пришли к выводу, что игровые технологии способствуют повторению и лучшему закреплению материала, а также развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Игры повышают мотивацию и способствуют лучшему усвоению материала. В процессе конкуренции обучающиеся стараются выполнять то или иное задание наиболее успешно, чтобы получить максимальные баллы. В конце занятия подсчитывались баллы каждой команды и были определены победители.

Литература:

  1. Бочкарева Т. А. Игровые технологии на уроках английского языка // Вестник науки и образования. 2020. № 4–1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 15.05.2025).
  2. Липина В. Е. Применение игровых технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Современное педагогическое образование. 2024. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-pri-formirovanii-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii (дата обращения: 13.05.2025).
  3. Королёва Т. В. Методические рекомендации «Использование игровых технологий на уроках английского языка». — Ладожская, 2017. URL: https://lmt.my1.ru/obr_progr/metod_rekomendacii/igr_angl.pdf
  4. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. — РИПОЛ классик, 2022, 160 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
игровые технологии
иноязычная коммуникативная компетенция
студенты
иностранный язык
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 447-449):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 447-449стр. 481

Молодой учёный