Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические механизмы преступлений, связанных с экстремистской деятельностью

Научный руководитель
Юриспруденция
26.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Рашидова, М. О. Психологические механизмы преступлений, связанных с экстремистской деятельностью / М. О. Рашидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125748/.


В данной работе рассматриваются психологические механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность.

Вовлечение в экстремистскую деятельность — сложный процесс, обусловленный взаимодействием социальных, политических и, что особенно важно, психологических факторов. Понимание этих психологических механизмов критически важно для разработки эффективных стратегий противодействия [3].

Основными психологическими механизмами вовлечения в экстремистскую деятельность являются:

1. Поиск идентичности и принадлежности.

Большинство людей, в особенности подавляющая часть молодежи, психологически предрасположены к вечному поиску личности и пониманию и идентификации самого себя, испытывают чувство неуверенности, одиночества и поиска своего места в мире. Экстремистские группы, пользуясь слабостью отдельных категорий населения, навязывают идеологию о готовой идентичности, чувстве принадлежности к сообществу «избранных», сильной социальной связи и ощущения значимости, что особенно привлекательно для тех, кто ощущает себя отвергнутым.

2. Идеологическая обработка и манипуляция.

Экстремистские организации формируют у психически неустойчивых людей, неосознанно поддающихся негативному влиянию, определенное мировоззрение, используя при этом мощные пропагандистские инструменты: розжиг ненависти и стимулирование враждебности к чему или кому-либо, обесценивание альтернатив, культ личности лидера практически в религиозном фанатизме [1].

3. Групповое давление и социальное доказательство.

В экстремистских группах создается атмосфера сильного группового давления, стремления к конформизму и подчинению. Действия большинства воспринимаются как правильные и оправданные, даже если они противоречат личным убеждениям или моральным принципам. Социальное доказательство (восприятие действий других членов группы как нормы) усиливает это давление.

4. Эскалация вовлеченности.

Постепенное вовлечение в экстремистскую деятельность начинается с участия в относительно безобидных мероприятиях (например, посещение митингов) и постепенно переходит к более радикальным действиям. Механизм «скользкой дорожки» делает отказ от участия всё сложнее.

5. Мотивация местью и возмездием .

Разожжённые чувства несправедливости, обиды, желание отомстить за реальные или мнимые обиды могут стать роковыми мотиваторами для вовлечения в экстремистскую деятельность. С целью противодействия экстремизму, мировым сообществом на регулярной основе разрабатываются и обновляются комплексные методики, обязательные к внедрению всеми государствами в механизм борьбы с экстремистскими преступлениями.

С психологической точки зрения в качестве путей нейтрализации психологических механизмов с учетом имеющегося мирового опыта можно определить [6]:

1. Работа с идентичностью и самооценкой.

Такая работа представляет собой меры, направленные на развитие уязвимых категорий лиц, особенно молодежи, стабилизация чувства собственного достоинства, помощь в самоидентификации вне контекста экстремистской группы, формирование позитивной самооценки и уверенности в себе. Деятельность по развитию личности вне экстремистского поля реализовывается через психологическое консультирование, разработку индивидуальных программ личностного роста и социализации.

2. Критическое мышление и медиаграмотность .

Обучение навыкам критического анализа информации, распознаванию пропаганды и манипуляции, развитие способности к объективной оценке ситуации и самостоятельных суждений. — все это способствует повышению правовой культуры и самоосознанностью населения, которые могли бы минимизировать вовлечение граждан в экстремистскую деятельность. Гражданами должны проводится дополнительное изучение источников информации, оценка их достоверности и поиск альтернативных точек зрения.

3. Программы дерадикализации [2].

В качестве меры по противодействию экстремизму, государством должны разрабатываться и доводиться до сведения населения специальные программы, направленные на изменение убеждений и поведения людей, вовлеченных в экстремистскую деятельность. Эти программы должны включать в себя индивидуальное и групповое консультирование, работа с травмами, ресоциализация и помощь в трудоустройстве.

4. Укрепление социальных связей.

Создание сильных социальных связей в рамках сообщества, где человек ощущает поддержку и принятие, что снижает привлекательность экстремистских групп с большой вероятностью может снизить процент граждан, которые могли бы и вступили в деятельность, связанную с экстремизмом.

5. Профилактика экстремизма .

Профилактические мероприятия по раннему выявлению и предотвращению вовлечения уязвимых категорий людей в экстремизм позволят издаваемым программам работать наиболее эффективно. Выявленные лица должны подвергаться особым консультационным работам с квалифицированными специалистами. Немаловажной деятельностью по профилактике экстремизма является проведение работы с семьями, внедрение в образовательные программы в школах и университетах отдельных предупреждающих предметов и дисциплин, осуществление мониторинга социальных сетей и интернета [5].

Таким образом, важно понимать, что борьба с экстремизмом — комплексная задача, требующая междисциплинарного подхода и координации усилий различных ведомств и организаций. Психологические методы противодействия являются лишь одной из важных составляющих этой работы. Они должны применяться в сочетании с правоохранительными мерами и социальными программами.

Литература:

  1. Алдохина, В. В. Субъект в преступлениях экстремистской направленности и криминологические признаки личности преступника, совершающего эти деяния / В. В. Алдохина. — ЮП, 2017. — № 1 (80). — С. 54–58.
  2. Бааль, Н. Б. Экстремизм как угроза национальной безопасности государства / Н. Б. Бааль. –Российский следователь, 2020. — № 12. — С. 43–44.
  3. Бастрыкин, А. И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму / А. И. Бастрыкин. — Актуальные проблемы российского права, 2021. — № 6. — С. 168–169.
  4. Бидова, Б. Б. Проявление экстремизма в преступлениях / Б. Б. Бидова. — М.: Амалфея, 2016. — 74 с.
  5. Луговенко, Т. С. Криминологические технологии изучения масштабов и механизмов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность / Т. С. Луговенко. — Общество и право, 2017. — № 4 (62). — С. 113–118.
  6. Столяренко, А. М. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия / А. М. Столяренко. — Психология и право, 2019. — № 4. — С. 75–89.
  7. Харзинова, В. М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи / В. М. Харзинова. — Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. — Том 8. — № 4. — Часть 1. — С. 66–69.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 313-315):
Часть 4 (стр. 243-315)
Расположение в файле:
стр. 243стр. 313-315стр. 315

Молодой учёный