Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Фрейминг и нарративизация как инструменты медиаманипуляции: стратегии конструирования социальной реальности

Прочее
24.05.2025
68
Поделиться
Библиографическое описание
Демченко, А. А. Фрейминг и нарративизация как инструменты медиаманипуляции: стратегии конструирования социальной реальности / А. А. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 631-633. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125736/.


В статье рассматриваются фрейминг и нарративизация как ключевые инструменты манипуляции общественным сознанием в современном медиапространстве. Проведён теоретический анализ феноменов, обозначены методологические подходы к их изучению и на конкретных примерах показано, как данные стратегии формируют общественную повестку и интерпретацию социальной реальности. Особое внимание уделено механизмам воздействия в новостной журналистике и цифровых медиа.

Ключевые слова: фрейминг, нарративизация, манипуляция, медиадискурс, общественное мнение, социальная реальность, массмедиа.

Современные медиа выполняют не только информационную, но и конструктивную функцию, задавая рамки восприятия действительности. В условиях информационного перенасыщения и политической напряжённости усиливается значение механизмов, способных не просто передавать, но и интерпретировать информацию. Фрейминг и нарративизация становятся стратегиями, формирующими не сам факт, а его общественное значение.

Фрейминг — это способ структурирования информации, акцентирующий одни аспекты и исключающий другие. Согласно Т. Энтману, фреймы направляют интерпретацию событий, выполняя функции диагностики, моральной оценки и предписания решений. Медиа влияют не только через выбор тем, но и через лексику, визуальные образы, интонации. В условиях быстрого медиапотребления фрейминг задаёт траекторию обсуждения и ограничивает спектр интерпретаций, усиливая идеологическую поляризацию.

Нарративизация организует информацию в сюжетную структуру с причинно-следственной логикой. Через архетипы «героя», «антагониста» и «жертвы» создаётся эмоционально насыщенная и легко воспринимаемая картина. Такие нарративы упрощают сложные явления, апеллируют к эмоциям и повышают вовлечённость аудитории. В условиях кризисов и неопределённости нарратив становится основным способом ориентации в медиапространстве.

Манипуляция в медиаконтексте — это ненасильственное скрытое воздействие, которое апеллирует к эмоциям и когнитивным искажениям. В отличие от убеждения, она не требует осознанного согласия. Фрейминг и нарративизация позволяют встроить интерпретационную схему прямо в сообщение, создавая иллюзию нейтральности. Аудитория сталкивается с уже «оформленным» смыслом, что снижает способность к критическому восприятию.

Повторяемость одних и тех же фреймов в разных каналах (ТВ, соцсети, блоги) создаёт эффект консенсуса и усиливает влияние. Медиа становятся не только источниками информации, но и инструментами формирования установок и норм.

В качестве примеров анализируются медиатексты различных изданий (РИА Новости, Meduza, BBC, CNN), освещающих одни и те же события. Так, протесты могут интерпретироваться как «мирные выступления граждан» или как «угроза общественному порядку» — в зависимости от фрейма. Лексика вроде «солидарность» или «экстремизм» задаёт противоположные акценты и запускает механизм символического разделения на «своих» и «чужих».

Аналогично, нарративы строятся по каноническим схемам. Примером служит освещение пандемии COVID-19, где медики выступают героями, нарушители карантина — врагами, а больные — жертвами. Такая структура не только интерпретирует реальность, но и нормализует меры, усиливая доверие к властям.

Анализ показывает, что фрейминг и нарративизация — не просто формы подачи информации, а инструменты конструирования медиареальности. Они формируют повестку, задают моральные оценки, вытесняют альтернативные точки зрения и укрепляют доминирующие идеологии. Их универсальность позволяет адаптироваться к любому медиформату, от новостной ленты до коротких видео.

Фрейминг и нарративизация — ключевые инструменты медиаманипуляции. Они позволяют управлять интерпретацией информации и конструировать социальную реальность. Аудитория вовлекается не в анализ, а в заранее заданный сценарий, в котором роли и смысл распределены медиа.

Осознание этих механизмов критически важно для повышения медиаграмотности и устойчивости к манипуляциям. Требуется развитие образовательных программ, способных разоблачать медийные практики и формировать ответственное потребление информации.

Литература:

  1. Дунас Д. В., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Бабына Д. А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследованиях «цифровой молодежи» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 47–78.
  2. Гарбузняк А. Ю. Новые медиа в контексте формирования повестки дня // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 218–229.
  3. Горбачева К. И. Манипуляции общественным сознанием в экологическом конфликте на Куштау // Власть и элиты. 2020. Т. 7. № 1. С. 204–231.
  4. Власова Е. Г. Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации (на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий) // Медиалингвистика. 2022. Т. 9. № 2. С. 113–125.
  5. Пономарев Н. Ф. Особенности политического фрейминга в западных медиатекстах // Russian Linguistic Bulletin. 2024. № 56. С. 18–25.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
фрейминг
нарративизация
манипуляция
медиадискурс
общественное мнение
социальная реальность
массмедиа
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 631-633):
Часть 8 (стр. 561-639)
Расположение в файле:
стр. 561стр. 631-633стр. 639

Молодой учёный