В статье представлено исследование структуры клиентской базы ООО «Компания Мэйпл» — фирмы-франчайзи «1С», специализирующейся на автоматизации учета и управления на базе программных продуктов «1С:Предприятие». Проведен количественный ABC-анализ выручки по клиентам за IV квартал 2024 года. Представлены конкретные показатели по группам клиентов, а также даны рекомендации по повышению устойчивости доходов и оптимизации взаимодействия с клиентами.
Ключевые слова: ABC-анализ, клиентская база, 1С:Предприятие, учетно-аналитические процессы, автоматизация, франчайзи.
Эффективное управление клиентской базой является ключевым фактором устойчивого развития современных организаций. В условиях цифровизации и растущей конкуренции особую актуальность приобретает использование аналитических инструментов, позволяющих дифференцировать клиентов по степени их значимости для компании. Одним из таких инструментов является ABC-анализ, основанный на принципе Парето, согласно которому 20 % клиентов обеспечивают 80 % выручки компании.
ООО «Компания Мэйпл» является официальной фирмой-франчайзи «1С» и осуществляет деятельность в сфере автоматизации управления и учета на базе программных решений «1С:Предприятие». На данный момент компания — это партнер по сопровождению программных продуктов «1С» коммерческих организаций и учреждений государственного сектора с различными моделями взаимодействия: от разовых консультационных услуг до долгосрочного сопровождения [6].
В рамках исследования был проведен ABC-анализ выручки по каждому клиенту ООО «Компания Мэйпл» за IV квартал 2024 г. Клиенты были классифицированы на три группы:
— группа A: клиенты, обеспечивающие наибольшую долю выручки (около 80 %), преимущественно с долгосрочными договорами сопровождения;
— группа B: клиенты со средней долей выручки, преимущественно с краткосрочными договорами;
— группа C: клиенты с наименьшей долей выручки, в основном с разовыми обращениями [1].
Дополнительно клиенты были сегментированы по типу организации: государственные учреждения и коммерческие организации.
Анализ был проведен на платформе для бизнес-аналитики Yandex DataLens — это конструктор, который позволяет подключаться к разным источникам данных, строить визуализации, собирать дашборды и делиться результатами (рис. 1).
Рис. 1. ABC-анализ на Yandex DataLens в ООО «Компания Мэйпл» на IV квартал 2024 г.
Всего в выборке анализировались 282 клиента. По результатам анализа:
— в группе A — 114 клиентов (40,4 %), обеспечивающих 7 580 440 руб., что составляет 79,8 % общей выручки;
— в группе B — 77 клиентов (27,3 %), на долю которых приходится 1 448 653 руб. (15,2 % выручки);
— в группе C — 91 клиент (32,3 %) с суммарной выручкой 475 462 руб. (5,0 %) (таблица 1).
Таблица 1
Сводка по ABC-анализу в ООО «Компания Мэйпл» за IV квартал 2024 г.
Группа |
Клиентов |
Доля клиентов (%) |
Суммарная выручка (руб.) |
Доля выручки (%) |
A |
114 |
40,43 |
7 580 441 |
79,76 |
B |
77 |
27,30 |
1 448 653 |
15,24 |
C |
91 |
32,27 |
475 462 |
5,00 |
Таким образом, организация зависит от ограниченного круга ключевых клиентов.
Выявленные проблемы и риски:
- высокая концентрация выручки: более 80 % дохода приходится на 40 % клиентов, что повышает зависимость от них и увеличивает стратегические риски;
- ограниченность повторных заказов в группах B и C: большая часть клиентов приносит крайне незначительную долю выручки;
- недоиспользование потенциала сегмента B: возможен рост этих клиентов при разработке целевых предложений;
- различия в типах договоров: клиенты группы A — это, как правило, сопровождение программных продуктов 1С, тогда как группы B и C — краткосрочные или разовые договоры на оказание консультационных/сервисных услуг, услуг программистов или системных администраторов.
Рекомендации по совершенствованию учета и взаимодействия с клиентами:
— перевод перспективных клиентов группы B в абонентскую модель обслуживания с помощью персонализированных предложений и сервисных пакетов;
— автоматизация учёта и аналитики в CRM-системе с интеграцией ABC/XYZ анализа для динамической сегментации (Битрикс 24, Yandex DataLens, 1С:CRM, МегаПлан и др.);
— оптимизация взаимодействия с группой C — минимизация издержек за счёт автоматизации, онлайн-платформ и шаблонных решений (перевод клиентов на обслуживание в более дешевую облачную альтернативу — 1С:ФРЕШ);
— проведение регулярных аналитических сессий с использованием BI-инструментов на основе данных CRM и бухгалтерского учета 1С.
Таким образом, проведённый ABC-анализ показал, что ООО «Компания Мэйпл» характеризуется высокой концентрацией выручки на ограниченном числе клиентов. Предложенные меры по совершенствованию учета и клиентской аналитики позволяют минимизировать риски и повысить финансовую устойчивость. Комплексная автоматизация учёта и внедрение расширенного клиентского анализа станут основой для устойчивого развития франчайзи 1С.
Литература:
- Байметов Д. В. ABC и XYZ анализы // Мавлютовские чтения: сб. мат-лов XV Всероссийской молодежной научной конф. — Уфа: УГАТУ, 2021.
- Дадабаева Р. А., Голубин А. В. Методика оценки экономических показателей хозяйственной деятельности на основе ABC-анализа // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1 № 3.
- Микрюков Д. Н. Оптимизация бизнес-процессов в продажах и менеджменте с использованием адаптивных CRM-систем: методы, подходы и результаты // KANT. 2023. № 2 (47).
- Ребрин М. С. Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов // Молодой ученый. 2023. № 22 (469).
- Султанова К. Е. Исследование методов и методик экономического анализа предприятия в России и в зарубежных странах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 11–4 (86).
- Компания Мэйпл [Электронный ресурс]. URL: https://www.maple.ru/?ysclid=lwapbpcd2214059743 (дата обращения: 02.04.2025).