Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование учетно-аналитических процессов на основе ABC-анализа клиентской базы (на примере ООО «Компания Мэйпл»)

Экономика и управление
26.05.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Бушина, А. О. Совершенствование учетно-аналитических процессов на основе ABC-анализа клиентской базы (на примере ООО «Компания Мэйпл») / А. О. Бушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/572/124866/.


В статье представлено исследование структуры клиентской базы ООО «Компания Мэйпл» — фирмы-франчайзи «1С», специализирующейся на автоматизации учета и управления на базе программных продуктов «1С:Предприятие». Проведен количественный ABC-анализ выручки по клиентам за IV квартал 2024 года. Представлены конкретные показатели по группам клиентов, а также даны рекомендации по повышению устойчивости доходов и оптимизации взаимодействия с клиентами.

Ключевые слова: ABC-анализ, клиентская база, 1С:Предприятие, учетно-аналитические процессы, автоматизация, франчайзи.

Эффективное управление клиентской базой является ключевым фактором устойчивого развития современных организаций. В условиях цифровизации и растущей конкуренции особую актуальность приобретает использование аналитических инструментов, позволяющих дифференцировать клиентов по степени их значимости для компании. Одним из таких инструментов является ABC-анализ, основанный на принципе Парето, согласно которому 20 % клиентов обеспечивают 80 % выручки компании.

ООО «Компания Мэйпл» является официальной фирмой-франчайзи «1С» и осуществляет деятельность в сфере автоматизации управления и учета на базе программных решений «1С:Предприятие». На данный момент компания — это партнер по сопровождению программных продуктов «1С» коммерческих организаций и учреждений государственного сектора с различными моделями взаимодействия: от разовых консультационных услуг до долгосрочного сопровождения [6].

В рамках исследования был проведен ABC-анализ выручки по каждому клиенту ООО «Компания Мэйпл» за IV квартал 2024 г. Клиенты были классифицированы на три группы:

— группа A: клиенты, обеспечивающие наибольшую долю выручки (около 80 %), преимущественно с долгосрочными договорами сопровождения;

— группа B: клиенты со средней долей выручки, преимущественно с краткосрочными договорами;

— группа C: клиенты с наименьшей долей выручки, в основном с разовыми обращениями [1].

Дополнительно клиенты были сегментированы по типу организации: государственные учреждения и коммерческие организации.

Анализ был проведен на платформе для бизнес-аналитики Yandex DataLens — это конструктор, который позволяет подключаться к разным источникам данных, строить визуализации, собирать дашборды и делиться результатами (рис. 1).

ABC-анализ на Yandex DataLens в ООО «Компания Мэйпл» на IV квартал 2024 г.

Рис. 1. ABC-анализ на Yandex DataLens в ООО «Компания Мэйпл» на IV квартал 2024 г.

Всего в выборке анализировались 282 клиента. По результатам анализа:

— в группе A — 114 клиентов (40,4 %), обеспечивающих 7 580 440 руб., что составляет 79,8 % общей выручки;

— в группе B — 77 клиентов (27,3 %), на долю которых приходится 1 448 653 руб. (15,2 % выручки);

— в группе C — 91 клиент (32,3 %) с суммарной выручкой 475 462 руб. (5,0 %) (таблица 1).

Таблица 1

Сводка по ABC-анализу в ООО «Компания Мэйпл» за IV квартал 2024 г.

Группа

Клиентов

Доля клиентов (%)

Суммарная выручка (руб.)

Доля выручки (%)

A

114

40,43

7 580 441

79,76

B

77

27,30

1 448 653

15,24

C

91

32,27

475 462

5,00

Таким образом, организация зависит от ограниченного круга ключевых клиентов.

Выявленные проблемы и риски:

  1. высокая концентрация выручки: более 80 % дохода приходится на 40 % клиентов, что повышает зависимость от них и увеличивает стратегические риски;
  2. ограниченность повторных заказов в группах B и C: большая часть клиентов приносит крайне незначительную долю выручки;
  3. недоиспользование потенциала сегмента B: возможен рост этих клиентов при разработке целевых предложений;
  4. различия в типах договоров: клиенты группы A — это, как правило, сопровождение программных продуктов 1С, тогда как группы B и C — краткосрочные или разовые договоры на оказание консультационных/сервисных услуг, услуг программистов или системных администраторов.

Рекомендации по совершенствованию учета и взаимодействия с клиентами:

— перевод перспективных клиентов группы B в абонентскую модель обслуживания с помощью персонализированных предложений и сервисных пакетов;

— автоматизация учёта и аналитики в CRM-системе с интеграцией ABC/XYZ анализа для динамической сегментации (Битрикс 24, Yandex DataLens, 1С:CRM, МегаПлан и др.);

— оптимизация взаимодействия с группой C — минимизация издержек за счёт автоматизации, онлайн-платформ и шаблонных решений (перевод клиентов на обслуживание в более дешевую облачную альтернативу — 1С:ФРЕШ);

— проведение регулярных аналитических сессий с использованием BI-инструментов на основе данных CRM и бухгалтерского учета 1С.

Таким образом, проведённый ABC-анализ показал, что ООО «Компания Мэйпл» характеризуется высокой концентрацией выручки на ограниченном числе клиентов. Предложенные меры по совершенствованию учета и клиентской аналитики позволяют минимизировать риски и повысить финансовую устойчивость. Комплексная автоматизация учёта и внедрение расширенного клиентского анализа станут основой для устойчивого развития франчайзи 1С.

Литература:

  1. Байметов Д. В. ABC и XYZ анализы // Мавлютовские чтения: сб. мат-лов XV Всероссийской молодежной научной конф. — Уфа: УГАТУ, 2021.
  2. Дадабаева Р. А., Голубин А. В. Методика оценки экономических показателей хозяйственной деятельности на основе ABC-анализа // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1 № 3.
  3. Микрюков Д. Н. Оптимизация бизнес-процессов в продажах и менеджменте с использованием адаптивных CRM-систем: методы, подходы и результаты // KANT. 2023. № 2 (47).
  4. Ребрин М. С. Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов // Молодой ученый. 2023. № 22 (469).
  5. Султанова К. Е. Исследование методов и методик экономического анализа предприятия в России и в зарубежных странах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 11–4 (86).
  6. Компания Мэйпл [Электронный ресурс]. URL: https://www.maple.ru/?ysclid=lwapbpcd2214059743 (дата обращения: 02.04.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ABC-анализ
клиентская база
1С:Предприятие
учетно-аналитические процессы
автоматизация
франчайзи
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 494-496):
Часть 7 (стр. 483-559)
Расположение в файле:
стр. 483стр. 494-496стр. 559

Молодой учёный