Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инструменты и методы, используемые вертикально интегрированными нефтяными компаниями при разработке стратегий развития

Экономика и управление
22.05.2025
15
Поделиться
Библиографическое описание
Талипов, А. И. Инструменты и методы, используемые вертикально интегрированными нефтяными компаниями при разработке стратегий развития / А. И. Талипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 539-541. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125625/.


В данной статье изученыинструменты и методы, используемые вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) при разработке стратегий развития, а также охарактеризованы направления их совершенствования.

Ключевые слова: ВИНК, инструменты и методы, стратегии, развитие.

Нефтяная промышленность играет ключевую роль в мировой экономике, обеспечивая энергией миллионы людей по всему миру. В условиях постоянных изменений на рынке нефти вертикально интегрированным нефтяным компаниям необходимо разрабатывать стратегии развития, которые обеспечат им конкурентное преимущество и устойчивость [2, с.93].

Вертикальная интеграция — это владение и контроль над двумя или более этапами производственной цепочки между добычей сырья и продажей готовой продукции конечному потребителю. В нефтяной промышленности это подразумевает контроль одной корпорации над любым сочетанием аренды нефтяных месторождений, разведкой и добычей нефти и газа, переработкой сырой нефти и продажей нефтепродуктов. Нефтяные компании могут интегрировать добычу и переработку.

При реализации стратегии вертикальной интеграции компания начинает участвовать в новых звеньях цепочки создания стоимости. Такой подход может быть очень привлекательным, когда поставщики или покупатели компании получают слишком много власти над ней и используют эту власть, чтобы получать больше прибыли за счёт компании. Приобретая поставщика или покупателя, руководители могут уменьшить или устранить влияние поставщика или покупателя на компанию. Если рассматривать вертикальную интеграцию в сочетании с моделью пяти сил Портера, то становится ясно, что такие шаги могут повысить потенциальную прибыль [3, с.40].

Некоторые направления стратегического развития вертикально интегрированных нефтяных компаний представлены на рис. 1.

Направления стратегического развития вертикально интегрированных нефтяных компаний

Рис. 1. Направления стратегического развития вертикально интегрированных нефтяных компаний

При принятии решения о вертикальной интеграции важно тщательно проанализировать текущее положение компании на рынке, основные компетенции и долгосрочные стратегические цели.

Одним из главных инструментов, используемых ВИНК при разработке стратегий, является анализ рыночной среды. Это включает в себя исследование текущих тенденций на рынке нефти, оценку конкурентов, анализ политического и экономического окружения. Кроме того, ВИНК активно применяют методы сквозного планирования и стратегического менеджмента для определения целей и путей достижения успеха.

Основные инструменты и методы, которые используют ВИНК при разработке стратегий развития представлены на рис. 2.

Основные инструменты и методы, используемые ВИНК при разработке стратегии развития

Рис. 2. Основные инструменты и методы, используемые ВИНК при разработке стратегии развития

Анализ рынка и конкурентов в нефтяной индустрии является ключевым шагом для вертикально интегрированных нефтяных компаний при разработке стратегий развития. Этот процесс включает в себя изучение текущей ситуации на рынке нефти и газа, определение основных трендов и факторов, влияющих на отрасль, а также анализ конкурентов и их стратегий.

Нефтяные компании применяют разнообразные методики для изучения конкурентной среды и рыночной ситуации. Стратегическое планирование часто опирается на результаты SWOT-анализа, который выступает ключевым инструментом в этом процессе. Благодаря выявлению внешних угроз и возможностей, а также оценке внутренних сильных и слабых сторон организации, компании формируют эффективную стратегию развития. Такой подход позволяет максимально использовать конкурентные преимущества бизнеса, одновременно учитывая влияние рыночных факторов [5, с.84].

Нефтегазовые предприятия регулярно используют методику PESTEL при исследовании конкурентной среды и рыночных тенденций. Данный инструмент дает возможность компаниям глубже осознать внешние силы, воздействующие на их операционную деятельность, и сформировать адекватные стратегические решения. Благодаря этому подходу проводится всесторонняя оценка влияния юридических, экологических, технологических, социальных, экономических и политических факторов на функционирование нефтегазового сектора.

Дополнительно, при анализе рынка и конкурентов нефтяные компании могут использовать инструменты аудита конкурентов, маркетинговые исследования, анализ отраслевых отчетов и статистики, проведение маркетинговых исследований и опросов. Все эти инструменты помогают компаниям получить полное представление о своем положении на рынке и взаимодействии с конкурентами, что, в свою очередь, позволяет разработать эффективные стратегии развития и роста [1].

При разработке стратегий развития вертикально интегрированные нефтяные компании имеют важную задачу — выбор оптимальных инструментов развития и интеграции. Основной задачей компаний является обеспечение стабильности добычи нефти, увеличение эффективности производства и максимизация прибыли. Для этого они применяют различные инструменты и методы, которые способствуют разработке и успешной реализации стратегий.

Один из основных инструментов, который используют вертикально интегрированные нефтяные компании, — это внедрение передовых технологий. Современные технологии позволяют улучшить процесс добычи нефти, снизить затраты и повысить производительность. Компании активно внедряют автоматизированные системы управления, мониторинга и контроля процессов, используют геоинформационные системы для оптимизации разведки месторождений и осуществления производственного контроля.

Для успешной интеграции различных подразделений компании применяют методы стратегического управления. Основное внимание уделяется формированию целей и стратегий развития, обеспечению их достижения и контролю за выполнением. Разработка единой стратегии развития позволяет достичь согласованности действий и управлять компанией как единой организацией [4, с.115].

Для эффективного управления рисками интегрированные нефтяные компании используют методы анализа и прогнозирования рынка и принятия решений. Анализ рыночной конъюнктуры позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды и корректировать стратегию компании. Прогнозирование позволяет выявлять потенциальные угрозы и возможности для развития, что помогает более эффективно планировать действия.

Таким образом, выбор оптимальных инструментов развития и интеграции является важным шагом для вертикально интегрированных нефтяных компаний. Применение передовых технологий, методов стратегического управления и анализа рынка позволяет компаниям успешно реализовывать стратегии развития и обеспечивать устойчивый рост бизнеса.

Литература:

  1. Плетнёв Д. А., Николаева Е. В., Козлова Е. В. Реальные стратегии российских компаний и их финансовые результаты. Π-Economy. 2022. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realnye-strategii-rossiyskih-kompaniy-i-ih-finansovye-rezultaty.
  2. Ткаченко И. Н., Раменская Л. А., Евсеева М. В. Стратегии и инструменты устойчивого развития инновационно-технологической архитектуры бизнеса. / монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. 2022. — 236 c.
  3. Формирование эффективных бизнес-стратегий современных транснациональных корпораций / И. А. Максимцев, К. Б. Костин, О. А. Онуфриева, Л. А. Каримова // Экономика, предпринимательство и право. — 2024. — Т. 14, № 8. — С. 40–41. — DOI 10.18334/epp.14.8.121502.
  4. Хасбулатов Р. И. Международные корпорации в мировой экономике. / учебник для ВУЗов. — Москва: Изд-во Юрайт, 2024. — 395 c.
  5. Эскиндаров М. А. Мировые финансы: регулирование и оценка конъюнктуры мировых рынков. — Москва: Юрайт, 2024. — 270 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 539-541):
Часть 7 (стр. 483-559)
Расположение в файле:
стр. 483стр. 539-541стр. 559

Молодой учёный