В статье описаны особенности социально-бытовых навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дошкольники, социально-бытовые навыки, РАС.
Расстройства аутистического спектра представлены в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) под шифром F84 — общие расстройства психологического развития и имеют следующее определение: «группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий» [5].
На сегодняшний день распространено множество вариантов возникновения расстройств аутистического спектра, ученые предлагают различные варианты этиологии этих расстройств: социальные, психологические, экологические и множество других, но единой общепризнанной концепции на данный момент не существует.
Диагностическими критериями по МКБ-10 являются:
– Нарушения в социальных взаимодействиях (невозможность понимания мимики и жестикуляции собеседника; неспособность к сопереживанию, отстраненность или отсутствие эмоциональных реакций по отношению к другим людям; затруднения в установлении социально-приемлемых форм общения со сверстниками и т. д.).
– Изменения коммуникации (задержка или отсутствие разговорной речи, возможно присутствие речевых стереотипий и (или) использование вокализаций и прочее).
– Ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении (фиксация на неспецифичных, аномальных по содержанию ритуальных действиях, например, желание трогать других людей за волосы, кружиться на одном месте и т. д.)
– Неспецифические проблемы (страхи, фобии, нарушения сна, расстройства пищевого поведения, самоповреждающее поведение и подобные проблемы) [6].
Главная проблема, присущая дошкольникам с расстройствами аутистического спектра — это нарушение взаимодействия с окружающими людьми. В книге Ф. Волкмара и Л. Вайзнер отмечается, что это нарушение может привести к трудностям совместного внимания, непреднамеренного обучения (обучение с помощью наблюдения), имитации (подражание другим людям), исполнительного функционирования (одновременное выполнение нескольких задач одновременно) [1].
Социально-бытовые навыки по мнению Е. А. Ковалевой представляют собой «совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. К ним относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера (умение одеваться, убирать за собой и другие)» [4].
М. Ю. Веденина относит к социально-бытовым навыкам: навыки личной гигиены, навыки поведения за столом, навыки одевания, навыки обеспечения безопасности и навыки помощи по дому [2].
При нейротипичном развитии формирование социально-бытовых навыков происходит именно в дошкольном возрасте, благодаря подражанию дошкольника взрослым людям. Ребенок стремится самостоятельно выполнять всё то, что он наблюдал и запомнил в деятельности взрослых.
У дошкольников с расстройствами аутистического спектра не наблюдается стихийного обучения навыкам, благодаря наблюдению за деятельностью других людей, а следовательно, и не происходит овладение социально-бытовым навыкам. Данные навыки у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра будут формироваться с помощью целенаправленного обучения и более продолжительное время.
Ребенок с расстройствами аутистического спектра в некоторых ситуациях может самостоятельно овладеть каким-либо навыком (например, смывать воду в унитазе в домашнем туалете). Но зачастую данный навык будет сцеплен с конкретной ситуацией (в нашем примере — домашним туалетом), а его перенос в другую ситуацию будет вызывать трудности или протест со стороны ребенка [7].
Также трудности для овладения социально-бытовым навыкам может вызывать первично-неудавшееся действие ребенка или действие, причинившее дискомфорт. Он может быть настолько огорчен своей ситуацией неуспеха, что будет бояться и избегать повторной попытки (например, ребенок прищемил палец, когда открывал контейнер с едой, а в следующий раз отказался даже притрагиваться к нему). В таких ситуациях важно не давить на ребенка и снижать требования к его действиям.
Очень важно для развития любых навыков у ребенка с расстройствами аутистического спектра создавать ситуации успеха, благодаря которым ребенок будет охотнее и больше работать в будущем. Для этого необходимо начинать работу с минимальных по сложности заданий, поощрять ребенка за верные действия, хвалить и постепенно давать больше самостоятельности в выполнении заданий.
Для развития социально-бытовых навыков можно использовать методы, эффективно влияющие на обучение дошкольника с расстройствами аутистического спектра, описанные в практическом пособии «Как организовать инклюзию в детском саду»:
Организация пространства («Избыток предметов в зоне видимости может отвлекать детей от занятий, служить триггером нежелательного поведения. Грамотно организованное пространство помогает снизить сенсорную нагрузку и повысить уровень самостоятельности») [3].
Использование визуальной поддержки (использование визуального расписания дня, расписания отдельных занятий, последовательности действий (например, мытья рук) при работе над формированием навыка и т. д.).
Подсказки при обучении (физические, жестовые, вербальные, стимульные и подсказки-моделирования).
Подкрепления (используются для повышения мотивации дошкольника с расстройствами аутистического спектра) [3].
Таким образом, социально-бытовые навыки у дошкольников с расстройствами аутистического спектра не появляются стихийно, а требуют специализированного и планомерного обучения. В течение обучения социально-бытовым навыкам для ребенка с расстройствами аутистического спектра должны создаваться ситуации успеха и использоваться подходящие методы работы.
Литература:
- Аутизм: Комплексное руководство для родителей и специалистов помогающих профессий / Фред Волкмар, Лиза Вайзнер; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2025. — 552 с.
- Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. / М. Ю. Веденина, О. Н. Окунева. — Текст: непосредственный // Дефектология. — 2007. — № 3. — 162 с.
- Как организовать инклюзию в детском саду: Опыт участников проектов Фонда «Обнажённые сердца». — М.: Альпина ПРО, 2022. — 222 с
- Ковалева, Е. А. Развитие социально-бытовых и коммуникативных навыков детей с умеренной умственной отсталостью как факторы адаптации в инклюзивном образовании / Е. А. Ковалева. — Текст: непосредственный // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. — 2019. — № 2. — С. 384–392.
- Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] // МКБ-10 URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 17.05.2025).
- Симашкова, Н. В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения) / Н. В. Симашкова, Е. В. Макушкин — Текст: электронный // Аутизм. Федеральный ресурсный центр: [сайт]. — URL: https://autism-frc.ru/autism/library/3 (дата обращения: 18.05.2025).
- Чайкина, Д. В. Обучение навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра / Д. В. Чайкина. — Текст: электронный // Учебно-методический кабинет: [сайт]. — URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63975/obuchenie-navykam-samobsluzhivanija-i-socialno-bytovym-navykam-detei-s-tjazhelymi-i-mnozhestvenymi-narushenijami-razvitija-i-rastroistvom-autisticheskogo-spektra.html (дата обращения: 18.05.2025).