Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Определение понятия русской народной баллады в отечественном литературоведении и фольклористике

Научный руководитель
Филология, лингвистика
24.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Рюмина, В. С. Определение понятия русской народной баллады в отечественном литературоведении и фольклористике / В. С. Рюмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 475-477. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125814/.


В статье автор анализирует определение отечественными фольклористами и литературоведами понятия русской народной баллады.

Ключевые слова: фольклор, народная баллада.

Изучение такого жанра, как народная (старинная) баллада занимает важное место в отечественном литературоведении и фольклористике. В результате предпринятого обзора доступных научных работ мы выяснили, что исследователи не всегда сходятся во мнениях при определении понятия русской народной баллады.

При определении понятия возникает полемика в связи с разными точками зрения исследователей на принадлежность народной баллады к тому или иному роду литературы. Это отмечает фольклорист Б. Н. Путилов, один из первых советских исследователей специфики народных исторических баллад: «…Проблема баллады как жанра является одной из самых сложных и спорных в кругу историко-фольклорных проблем славянской науки о народном творчестве» [1, c. 7].

Более современные исследователи, например, М. Б. Ладыгин, также отмечают сложность определения жанра баллады в связи с его принадлежностью к роду литературы: «Проблема лироэпических жанров до сих пор весьма далека от разрешения. Достаточно вспомнить, что среди теоретиков литературы и по сей день господствует представление о странной «промежуточности» лироэпических жанров, располагающихся на довольно призрачной и едва осознаваемой границе между двумя «полноценными» родами литературы: лирикой и эпосом…» [2, с. 8].

В связи с указанной сложностью определения понятия жанра народной баллады объектом нашего исследования стали уже имеющиеся определения, данные отечественными филологами, с целью выявления наиболее полного понятия «русской народной баллады».

Литературовед Б. Н. Путилов, подходя к вопросу эволюции понятия жанра народной баллады, упоминает определение слависта И. Горака в его работе «Словацкие народные баллады»: «Баллады — песни с эпической сюжетной основой, но проникнутые лирическим настроением и отличающиеся напряженным драматизмом» [1, c. 7]. Б. Н. Путилов отмечает, что наблюдения И. Горака важны для советской фольклористики, однако полагает, что определение народной баллады в данном случае сформулировано не точно. В ряду прочего, формулировка «проникнутые лирическим настроением» вызывает вопросы, так как не все баллады подчиняются этому признаку.

Работа Д. М. Балашова «История развития жанра русской баллады» (1966) является одной из самых значительных при изучении специфики жанра баллады. В ней литературовед говорит, во-первых, об интернациональности понятия баллады, во-вторых, об отсутствии единого названия для жанра в районах русского севера, что затруднило изучение баллад, в-третьих, об изменении восприятия жанра баллады в связи с эпохой и страной бытования баллад [3].

Д. М. Балашов подходит к определению понятия старинной баллады так: «Старинная баллада — эпическая (повествовательная) песня драматического характера. Эпичность баллады сказывается в том, что в ней, как и в эпосе, рассказ ведётся от автора, в тоне объективного и последовательного повествования о событиях. В балладе нет лирических отступлений, эмоциональных пояснений, морализации, словом, никакого активного авторского вмешательства в сюжет. Баллада в этом отношении даже объективнее эпоса, в котором симпатии и антипатии слагателей обыкновенно очень ясны» [3, c. 6]. Также исследователь подчёркивает отличие конфликта балладного жанра и жанра былины: «Баллада в целом, в отличие от былины, — образец искусства трагического, отразившего противоречивость и неразрешимость жизненных конфликтов своего времени» [3, c. 12].

В научном труде Д. М. Балашова была рассмотрена эволюция старинной баллады, её трансформация в «новейшую», «литературную» балладу [3, c. 66], имеющую «средневековые атрибуты западной романтической баллады: замки, рыцарей…» [3, c. 68] и «психологический лиризм» [3, c. 69]; были рассмотрены типология баллад, специфика жанра, его элементы, но, несмотря на это, понятие русской народной баллады дано исследователем очень широко.

Фольклорист О. Ф. Тумилевич, опираясь на теоретические исследования предшественников, в том числе Б. Н. Путилова и Д. М. Балашова, определяет понятие народной баллады так: «Баллада — сюжетная песня драматического характера со значительной долей лиризма, герой её — средний представитель социальной среды; события, изображённые в балладе, хотя и отличаются исключительностью, всё же обычно не выходят за пределы бытовых и семейных отношений» [4, c. 9]. Также исследователем приводятся следующие определения: «Баллада — лиро-эпическая песня остросюжетного содержания» [4, c. 11]; «Баллада — лиро-эпическая песня с драматическим или трагическим конфликтом» [4, c. 46]; «Баллада — произведение лиро-эпическое. Лиричность её — результат авторской оценки происходящих в балладе событий, эмоционального тона произведения, психологизм и драматизм» [4, c. 46]. Несмотря на указание значимой особенности жанра народной баллады (характеристики героя), определение понятия О. Ф. Тумилевич, как и её предшественников, по нашему мнению, остаётся довольно широким (исследователем не указывается дата бытования жанра).

В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов определяют жанр баллады так: «Балладные песни (баллады) — стихотворно-музыкальный жанр фольклора. Это эпические сюжетные песни о драматических событиях социально-бытовой жизни народа» [5, с. 249]. Фольклористы также отмечают две точки зрения на проблему возникновения баллад: «Одни исследователи (А. Н. Веселовский, Н. П. Андреев) считали, что баллады возникли ещё в дофеодальную эпоху… Другие (например, В. М. Жирмунский) утверждали, что баллады возникли в эпоху средневековья» [5, с. 250]». Исследователи соглашаются с Д. М. Балашовым, говоря о том, что «вторая точка зрения по отношению к существующим русским балладам представляется более приемлемой» [5, с. 250].

Большое внимание В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов уделяют определению эпохи появления русских баллад: «Как существовал мифологический эпос, стадиально предшествовавший героическому, так возможны были мифологические баллады, подготовившие появление баллад, отразивших действительность феодальной Руси. Однако такие русские баллады нам неизвестны… Русские баллады возникли в эпоху средневековья. Время активного бытования жанра — XIV — XVII вв.». [5, с. 250]; однако единого и полного определения жанру русской старинной баллады фольклористы не дают.

Наиболее точно проблема отнесенности жанра баллады к роду литературы, времени бытования этого жанра, на наш взгляд, формулируется исследователем Т. А. Ложковой, которая обобщает представление о родовой специфике баллады в следующем определении: «Баллада — жанр, переживший длительную эволюцию, в ходе которой его родовая природа претерпела изменения: изначально баллада складывается как эпический жанр…, но на рубеже XVII-XVIII веков в балладе происходят существенные изменения, одним из первых признаков которых становится насыщенность эпической ткани лирическими элементами и появление лиро-эпических баллад… К началу XIX века старинный тип баллады активно вытесняется так называемой новой народной балладой, по существу, жанром лиро-эпическим, близким к романсу» [6, c. 64, 65].

Таким образом, советскими и российскими исследователями отмечается сложность отнесения народной баллады к конкретному роду литературы и определения понятия жанра народной баллады, что во многом было обусловлено длительной эволюцией, спецификой эпохи бытования жанра.

Литература:

  1. Путилов Б. Н. Славянская историческая баллада. — М., Л.: Наука, 1965.
  2. Ладыгин М. Б. Баллада как «малый жанр» лироэпической поэзии и баллады Р. Киплинга // Образование в современной школе. — 2009. — № 7. — С. 8–12.
  3. Балашов Д. М. История развития жанра русской баллады. — Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1966.
  4. Тумилевич О. Ф. Народная баллада и сказка. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972.
  5. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: Пособие для студентов. — Л.: Просвещение, 1983.
  6. Ложкова Т. А. Устное народное творчество: учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
фольклор
народная баллада
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 475-477):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 475-477стр. 481

Молодой учёный