Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение личностно-ориентированных стратегий при обучении иностранному языку младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Педагогика
24.05.2025
15
Поделиться
Библиографическое описание
Елосова, А. А. Применение личностно-ориентированных стратегий при обучении иностранному языку младших школьников с расстройствами аутистического спектра / А. А. Елосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 409-412. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125797/.


В статье рассматриваются и сравниваются личностно-ориентированные стратегии, используемые при обучении иностранному языку младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, иностранный язык, развитие коммуникативных навыков, стратегия апелляции к индивидуальным особенностям личности, стратегия социализации личности.

Обучение иностранным языкам — неотъемлемая часть образовательного процесса, которая включается в учебную деятельность с младших классов. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей изучения иностранных языков является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции:

  1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  3. формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка [1, с. 12].

Однако Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с расстройствами аутистического спектра, часто не предусматривает иностранный язык, как один из обязательных предметов. Из-за резкого увеличения количества обучающихся с расстройствами аутистического спектра с 13014 чел. в 2018 году до 31396 чел. в 2022 году [3], существует необходимость разработки адаптированной программы, которая нацелена на обучение, оценивание и развитие детей с РАС. Кроме того, данная адаптированная программа должна быть направлена не только на совершенствование экспрессивных (письмо, говорение) и рецептивных (чтение, аудирование) навыков, а также на формирование коммуникативных компетенций и развитие способности обучающихся адаптироваться и социализироваться в коллективе, так как С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова отмечают у детей с РАС «наличие стойкой недостаточности социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, которые проявляются в дефиците социально-эмоциональной взаимности, недостаточности невербального коммуникативного поведения, дефицитах развития, поддержании и понимании отношений» [2]. Ввиду этого требуется особый подход к преподаванию.

В данном случае релевантно использовать личностно-ориентированные стратегии, которые опираются на психологические, физиологические и индивидуальные потребности обучающегося с РАС. Нами предложена классификация стратегий, которая базируется на особенностях обучающихся с РАС и выведена исходя их коммуникативных сложностей, с которыми мы столкнулись в ходе исследования. Данная классификация включает в себя стратегию апелляции к индивидуальным особенностям личности и стратегию социализации личности.

Так, рецептивные и экспрессивные навыки можно развить с помощью стратегии апелляции к индивидуальным особенностям личности, которая представляет собой совокупность действий и психологических приемов педагога, направленных на развитие коммуникации у детей с РАС, путем выявления личностных особенностей обучающегося. Целью педагога является определение психофизиологических потребностей, интересов ребенка. На фоне этого педагог строит план работы с ребенком, а также модель поведения, взаимодействия с ним.

Вторая стратегия, которая релевантна при работе с младшими школьниками с РАС, — стратегия социализации, реализуется путем выстраивания доверительных отношений с ребенком с РАС. С помощью различных способов адаптации к внешней среде ребенок учится взаимодействовать не только по необходимости. Данная стратегия пробуждает у ребенка желание коммуницировать со сверстниками, с незнакомыми людьми, что способствует развитию рецептивных и экспрессивных навыков.

Современная методика преподавания иностранных языков подразумевает обучение рецептивным и экспрессивным навыкам одновременно и неразрывно, поэтому для создания эффективных условий обучения необходимо в ходе урока выполнять задания, которые будут апеллировать к каждому виду коммуникативной деятельности. Целью статьи является разработка материалов для проведения уроков английского языка у младших школьников с РАС, а также сравнение результатов при использовании этих материалов, которые сформированы с применением стратегии апелляции к индивидуальным особенностям личности и стратегии социализации личности.

В течение 2 месяцев на базе центра семейного образования «Восход» еженедельно проводилось 4 урока в неделю у младших школьников с диагнозом по МКБ-10 — детский аутизм (F84.0) (включая умственную отсталость с аутистическими чертами) — 12 обучающихся 7–8 лет, которых поделили на две экспериментальные группы по 6 человек. Первая экспериментальная группа (далее — Г1) обучалась на материалах, разработанных с применением стратегии апелляции к индивидуальным особенностям личности, вторая (далее — Г2) — с использованием стратегии социализации личности. Учитывая психологические особенности обучающихся, в ходе урока необходима постоянная смена деятельности, а также продолжительность уроков сокращена до 35 минут.

За основу взят учебник Go Getter 1, так как представленные в пособии лексические единицы и грамматические конструкции актуальны для изучения данной возрастной группы обучающихся. Наиболее успешно сравнить эффективность используемых стратегий возможно, когда у обучающихся уже сформирована определенная языковая компетенция, поэтому в качестве примера приведем уроки-игры по теме Parts of the body, которые были составлены с применением двух разных стратегий.

В ходе урока у Г1 обучающимся были предложены различные варианты запоминания и актуализации лексических единиц по теме Appearance и грамматической конструкции с глаголом have. В качестве лексического материала были предложены карточки (рис.1) с героями из мультфильма «Головоломка» (по результатам анкетирования — любимый мультфильм обучающихся Г1) для описания. Задача обучающихся составить утвердительные и отрицательные предложения с глаголом have. Пример : Disgust has green skin. She doesn’t have long hair.

Карточки с персонажами для описания

Рис. 1. Карточки с персонажами для описания

Обучающиеся из Г2 выполняли задание, которое было нацелено на межличностную коммуникацию, побуждая их к построению диалога. Таким образом, им было необходимо описать партнера по следующему плану:

  1. hair (color, long/short);
  2. color of eyes;
  3. cloth.

Аудио составляющая урока у обеих групп одинаковая, педагог зачитывает текст (рис.2), так как для обучающихся с РАС восприятие знакомых интонаций легче, чем неизвестных. Однако обучающиеся из Г1 рисуют самостоятельно, а ученики из Г2 делятся на пары и рисуют один общий рисунок. Педагог читает первую половину текста, в это время уши закрывает первый ученик из пары. Затем задача первого ученика объяснить второму, что необходимо изобразить. После этого, педагог читает вторую часть текста, а уши закрывает первый ученик. Второй слушает, а затем объясняет своему партнеру, что нужно нарисовать. Данный способ нацелен на взаимодействие обучающихся при работе в паре.

Текст для задания 2

Рис. 2. Текст для задания 2

В качестве финального задания обучающимся обеих групп предлагается к просмотру видео на видеохостинге RuTube Appearance/Describing appearance/what she looks like/opposite adjectives. Ученики из Г1 должны подобрать антонимы к словам, которые предлагаются на видео, но не просто назвать слово на английском, а показать, перевести или нарисовать его. Обучающиеся из Г2 должны не только назвать противоположное по значению слово, но и задать любой вопрос по теме урока своему однокласснику. Пример: Does your mother have long hair?

Таким образом, применение обеих личностно-ориентированных стратегий нацелено на развитие разных способностей, ввиду чего будет иметь разные результаты. Эффективность данных стратегий обусловлена индивидуальным подходом и учетом психофизиологических потребностей обучающихся с РАС. Задания, разработанные с применением стратегии апелляции к индивидуальным особенностям личности, способствовали развитию у обучающихся навыка работать самостоятельно без помощи педагога. Приемы, используемые при обучении, опираются на индивидуальные потребности и особенности, что влияет на восприятие материала. В свою очередь, задания для другой группы учеников, нацелены на развитие работы в паре или группе, что помогает детям с РАС адаптироваться к условиям окружающей среды и социализироваться в малой группе среди сверстников.

При выборе стратегии важно понимать, какого результата педагог стремится достичь в определенной ситуации и подобрать более релевантную для обучения иностранному языку ребенка с РАС.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 мая 2021 г. № 286 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (04.04.2025)
  2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. СПб.: Сеанс, — 2018. — 202 с.
  3. Шаргородская Л. В. Основные условия, методы и формы организации образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации. [Электронный ресурс]. –URL: Osnovnye_usloviya_metody_i_formy_organizacii_obrazovaniya_mladshih.pdf (ikp-rao.ru) (04.04.2025)
  4. Appearance/Describing appearance/what she looks like/opposite adjectives [Электронный ресурс]. — URL: https://rutube.ru/video/6217c6e2302acc4dfb817dfbbcf936d1/ (04.04.2025)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
расстройство аутистического спектра
иностранный язык
развитие коммуникативных навыков
стратегия апелляции к индивидуальным особенностям личности
стратегия социализации личности
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 409-412):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 409-412стр. 481

Молодой учёный