Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогический потенциал использования мультфильмов периода «оттепели» в процессе обучения истории в школе

Педагогика
24.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Романова, Ю. В. Педагогический потенциал использования мультфильмов периода «оттепели» в процессе обучения истории в школе / Ю. В. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125689/.


В статье автор выявляет педагогический потенциал применения мультипликационных фильмов периода «оттепели» в процессе современного обучения истории в школе.

Ключевые слова: мультфильмы, оттепель, визуализация, методика, анализ, критическое мышление.

Культура и искусство являются неотъемлемой частью исторического познания, а мультфильмы, созданные в период «оттепели», представляют собой уникальный материал для изучения истории. Эти произведения способны не просто развлекать зрителей, но и отражать социальные, политические и культурные реалии своего времени. [1, стр. 131]

В данной статье рассматриваются методические подходы к обучению истории с использованием мультфильмов, как инструментов, способствующих глубокому пониманию исторического контекста.

Согласно мнению Т. И. Гончаровой, народного учителя СССР, успешный урок истории должен вызывать эмоциональный отклик у учащихся. Это утверждение подчеркивает необходимость интеграции эмоционального и интеллектуального компонентов в образовательный процесс. Мультфильмы являются именно тем средством, которое может создать яркие впечатления и живые образы, помогая учащимся не только усваивать факты, но и понимать их значимость на более глубоком уровне. [2, стр. 6]

Эмоции, вызываемые просмотром мультфильмов, позволяют учащимся погружаться в атмосферу времени и видеть события с точки зрения тех, кто их переживал. Таким образом, обучение через мультфильмы становится не только делом разума, но и сердца, что способствует лучшему запоминанию и осмыслению исторического материала. [3, стр. 97]

Какие методы работы с мультфильмами можно применить на уроках истории?

  1. Устное изложение темы урока учителем, затем демонстрация фрагмента мультфильма. После просмотра учитель может задать учащимся вопросы.
  2. Изучение темы, затем показ мультфильма. По окончании просмотра учитель может предложить написать короткое сочинение о мультфильме, акцентируя внимание на проблеме, поднятой в нём.
  3. Устное изложение темы учителем, после чего ученики смотрят фрагмент мультфильма, который иллюстрирует изученный материал. После просмотра учащиеся обсуждают с учителем достоверность изображения исторического события в мультфильме, что способствует развитию их критического мышления.

В качестве основной методической разработки представлено внеурочное занятие для 11-ых классов « Мультфильмы эпохи «оттепели»: отражение действительности или средство воздействия?», посвященное анализу мультфильмов эпохи «оттепели». Цель занятия — развить навыки критического анализа исторических источников на примере мультипликационных фильмов, выявить идеологические позиции и сопоставить их с историческими реалиями, а также научиться визуализировать результаты в виде интеллект-карты.

Форма занятия включает групповую работу с использованием проектора, смартфонов и раздаточных материалов.

В начале занятия учитель задает вопросы о периоде «оттепели» и его влиянии на культуру и искусство, чтобы активизировать и заинтересовать учащихся. По ходу занятия обсуждаются ключевые тенденции, при этом акцент делается на анализ мультфильмов как исторических источников. В качестве задания мини-группам выдаются карточки с QR-кодами на мультфильмы, созданные в 1953–1964 гг. и вопросами для их анализа.

  1. «Чудесница» 1957 г. — мультфильм иллюстрирует внедрение кукурузы в сельское хозяйство, что было ключевой частью аграрной политики Н. С. Хрущёва.
  2. «Дорогая копейка» 1961 г. — мультфильм связан с денежной реформой 1961 года, в результате которой произошло обесценивание старых купюр. В целом, мультфильм показывает, как в обществе начинают осознаваться новые экономические реалии и как с ними справляются обычные люди.
  3. «История одного преступления» 1962 г.- мультфильм довольно неоднозначно иллюстрирует отношение людей к новому типу жилья (к «хрущёвкам»). Демонстрируя как негативные стороны: плохая шумоизоляция, однообразная планировка, так и положительные: доступность отдельного жилья и др.
  4. «Случай с художником» 1962 г. — в данном мультфильме показано неприятие абстракционистских течений, что отражает официальный курс на поддержку более традиционных форм искусства, которые были более понятны широкой аудитории. Это служит сигналом о возвращении к реалистическим и понятным темам.

В ходе просмотра каждая мини-группа создаёт интеллект-карту, где:

  1. В центре — ключевые изменения «оттепели» (разоблачение культа личности, либерализация культуры, реформы и др.)
  2. Вокруг — иллюстрации и выводы по каждому мультфильму: какие проблемы поднимает? Как отражает эпоху? Какие изменения эпохи «оттепели» в нём заметны?

Время для работы учащимся- 30 минут, после чего каждая группа выступает по плану:

– название мультфильма

– год выпуска

– краткое изложение сути

– ответы на вопросы

В конце занятия предусмотрено совместное подведение итогов занятия и обсуждение вопросов:

– Можно ли считать, что «оттепель» действительно изменила жизнь людей?

– Как мультфильмы способны передать дух «оттепели»?

Данная методическая разработка была апробирована в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева среди студентов 1 курса группы DO-Б24Б-01 Института математики, физики и информатики. Данное занятие были проведено после изучения студентами периода «оттепели» и было направлено на углубление и систематизацию знаний, а также возможность поработать с весьма необычным источником информации- мультфильмами.

Результаты наблюдения показали, что студенты 1 курса довольно активно принимали участие в совместной деятельности по выполнению поставленных задач. Но, стоит отметить, что возникла сложность у группы № 4 с анализом мультфильма «Случай с художником» 1962 г.: студенты в качестве основной тематики выразили проблему выбора творческой личности между заработком и своим собственным творческим путём, поскольку запросы общества изменились и приходилось соответствовать. Но данный мультфильм должен был послужить проводником к понимаю следующего факта: в 1962 году Н. С. Хрущёв посветил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в московском Манеже, ему не понравился абстракционизм как художественное направление, и в СССР началась агитационная кампания против него.

Исходя из проведённого нами опроса в конце занятия, можно сделать следующие выводы:

1. Часть студентов (60 %) группы DO-Б24Б-01 узнали что-то новое об эпохе «оттепели» сквозь призму мультфильмов, другая часть опрашиваемых ничего нового для себя не подчеркнули;

2. Все опрошенные студенты считают, что мультфильмы могут влиять на восприятие исторических событий (например, через них передаётся то, как живут люди, какие изменения происходят в различных сферах и др.);

3. У большинства опрашиваемых студентов (65 %) учителя истории на уроках применяли мультфильмы в качестве вспомогательного материала для создания проблемных ситуаций, определения темы и т. п.

Итак, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что советская мультипликация периода «оттепели» способна стать доступной частью образовательного процесса, наполняя уроки истории эмоциональной насыщенностью, она [мультипликация] создаёт яркие точки опоры, способствует развитию творческих способностей, поскольку реализует решение многих задач учебно-воспитательного процесса, молодому педагогу можно и нужно учиться применять её, учитывая ряд особенностей.

Литература:

1. Асенин, С. В. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран [Текст] / С. В. Асенин—Москва: Искусство, 1986–288 c.

2. Гончарова Т. И. Уроки истории — уроки жизни: из опыта работы учителя истории 536-й шк. Ленинграда / [Предисл. Ю. К. Бабанского]. — Москва; Педагогика, 1986. — 127 с.

3. Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов [Текст] /. — Москва: Наука и школа, 2012. — С. 96–100.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мультфильмы
оттепель
визуализация
методика
анализ
критическое мышление
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 455-457):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 455-457стр. 481

Молодой учёный