В статье автор выявляет педагогический потенциал применения мультипликационных фильмов периода «оттепели» в процессе современного обучения истории в школе.
Ключевые слова: мультфильмы, оттепель, визуализация, методика, анализ, критическое мышление.
Культура и искусство являются неотъемлемой частью исторического познания, а мультфильмы, созданные в период «оттепели», представляют собой уникальный материал для изучения истории. Эти произведения способны не просто развлекать зрителей, но и отражать социальные, политические и культурные реалии своего времени. [1, стр. 131]
В данной статье рассматриваются методические подходы к обучению истории с использованием мультфильмов, как инструментов, способствующих глубокому пониманию исторического контекста.
Согласно мнению Т. И. Гончаровой, народного учителя СССР, успешный урок истории должен вызывать эмоциональный отклик у учащихся. Это утверждение подчеркивает необходимость интеграции эмоционального и интеллектуального компонентов в образовательный процесс. Мультфильмы являются именно тем средством, которое может создать яркие впечатления и живые образы, помогая учащимся не только усваивать факты, но и понимать их значимость на более глубоком уровне. [2, стр. 6]
Эмоции, вызываемые просмотром мультфильмов, позволяют учащимся погружаться в атмосферу времени и видеть события с точки зрения тех, кто их переживал. Таким образом, обучение через мультфильмы становится не только делом разума, но и сердца, что способствует лучшему запоминанию и осмыслению исторического материала. [3, стр. 97]
Какие методы работы с мультфильмами можно применить на уроках истории?
- Устное изложение темы урока учителем, затем демонстрация фрагмента мультфильма. После просмотра учитель может задать учащимся вопросы.
- Изучение темы, затем показ мультфильма. По окончании просмотра учитель может предложить написать короткое сочинение о мультфильме, акцентируя внимание на проблеме, поднятой в нём.
- Устное изложение темы учителем, после чего ученики смотрят фрагмент мультфильма, который иллюстрирует изученный материал. После просмотра учащиеся обсуждают с учителем достоверность изображения исторического события в мультфильме, что способствует развитию их критического мышления.
В качестве основной методической разработки представлено внеурочное занятие для 11-ых классов « Мультфильмы эпохи «оттепели»: отражение действительности или средство воздействия?», посвященное анализу мультфильмов эпохи «оттепели». Цель занятия — развить навыки критического анализа исторических источников на примере мультипликационных фильмов, выявить идеологические позиции и сопоставить их с историческими реалиями, а также научиться визуализировать результаты в виде интеллект-карты.
Форма занятия включает групповую работу с использованием проектора, смартфонов и раздаточных материалов.
В начале занятия учитель задает вопросы о периоде «оттепели» и его влиянии на культуру и искусство, чтобы активизировать и заинтересовать учащихся. По ходу занятия обсуждаются ключевые тенденции, при этом акцент делается на анализ мультфильмов как исторических источников. В качестве задания мини-группам выдаются карточки с QR-кодами на мультфильмы, созданные в 1953–1964 гг. и вопросами для их анализа.
- «Чудесница» 1957 г. — мультфильм иллюстрирует внедрение кукурузы в сельское хозяйство, что было ключевой частью аграрной политики Н. С. Хрущёва.
- «Дорогая копейка» 1961 г. — мультфильм связан с денежной реформой 1961 года, в результате которой произошло обесценивание старых купюр. В целом, мультфильм показывает, как в обществе начинают осознаваться новые экономические реалии и как с ними справляются обычные люди.
- «История одного преступления» 1962 г.- мультфильм довольно неоднозначно иллюстрирует отношение людей к новому типу жилья (к «хрущёвкам»). Демонстрируя как негативные стороны: плохая шумоизоляция, однообразная планировка, так и положительные: доступность отдельного жилья и др.
- «Случай с художником» 1962 г. — в данном мультфильме показано неприятие абстракционистских течений, что отражает официальный курс на поддержку более традиционных форм искусства, которые были более понятны широкой аудитории. Это служит сигналом о возвращении к реалистическим и понятным темам.
В ходе просмотра каждая мини-группа создаёт интеллект-карту, где:
- В центре — ключевые изменения «оттепели» (разоблачение культа личности, либерализация культуры, реформы и др.)
- Вокруг — иллюстрации и выводы по каждому мультфильму: какие проблемы поднимает? Как отражает эпоху? Какие изменения эпохи «оттепели» в нём заметны?
Время для работы учащимся- 30 минут, после чего каждая группа выступает по плану:
– название мультфильма
– год выпуска
– краткое изложение сути
– ответы на вопросы
В конце занятия предусмотрено совместное подведение итогов занятия и обсуждение вопросов:
– Можно ли считать, что «оттепель» действительно изменила жизнь людей?
– Как мультфильмы способны передать дух «оттепели»?
Данная методическая разработка была апробирована в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева среди студентов 1 курса группы DO-Б24Б-01 Института математики, физики и информатики. Данное занятие были проведено после изучения студентами периода «оттепели» и было направлено на углубление и систематизацию знаний, а также возможность поработать с весьма необычным источником информации- мультфильмами.
Результаты наблюдения показали, что студенты 1 курса довольно активно принимали участие в совместной деятельности по выполнению поставленных задач. Но, стоит отметить, что возникла сложность у группы № 4 с анализом мультфильма «Случай с художником» 1962 г.: студенты в качестве основной тематики выразили проблему выбора творческой личности между заработком и своим собственным творческим путём, поскольку запросы общества изменились и приходилось соответствовать. Но данный мультфильм должен был послужить проводником к понимаю следующего факта: в 1962 году Н. С. Хрущёв посветил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в московском Манеже, ему не понравился абстракционизм как художественное направление, и в СССР началась агитационная кампания против него.
Исходя из проведённого нами опроса в конце занятия, можно сделать следующие выводы:
1. Часть студентов (60 %) группы DO-Б24Б-01 узнали что-то новое об эпохе «оттепели» сквозь призму мультфильмов, другая часть опрашиваемых ничего нового для себя не подчеркнули;
2. Все опрошенные студенты считают, что мультфильмы могут влиять на восприятие исторических событий (например, через них передаётся то, как живут люди, какие изменения происходят в различных сферах и др.);
3. У большинства опрашиваемых студентов (65 %) учителя истории на уроках применяли мультфильмы в качестве вспомогательного материала для создания проблемных ситуаций, определения темы и т. п.
Итак, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что советская мультипликация периода «оттепели» способна стать доступной частью образовательного процесса, наполняя уроки истории эмоциональной насыщенностью, она [мультипликация] создаёт яркие точки опоры, способствует развитию творческих способностей, поскольку реализует решение многих задач учебно-воспитательного процесса, молодому педагогу можно и нужно учиться применять её, учитывая ряд особенностей.
Литература:
1. Асенин, С. В. Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран [Текст] / С. В. Асенин—Москва: Искусство, 1986–288 c.
2. Гончарова Т. И. Уроки истории — уроки жизни: из опыта работы учителя истории 536-й шк. Ленинграда / [Предисл. Ю. К. Бабанского]. — Москва; Педагогика, 1986. — 127 с.
3. Молотов, К. С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм / К. С. Молотов [Текст] /. — Москва: Наука и школа, 2012. — С. 96–100.