Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Понятие, цели и задачи предотвращения незаконного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и пресечения незаконного оборота товаров

Научный руководитель
Прочее
21.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Зарылбеков, М. А. Понятие, цели и задачи предотвращения незаконного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и пресечения незаконного оборота товаров / М. А. Зарылбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 633-636. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125531/.


В статье автор исследует методы предупреждения незаконного ввоза и обращения товаров на территории ЕАЭС, а также способы повышения эффективности таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный орган, контроль, нарушение.

Международная торговля подразумевает под собой процесс реализации торгово-денежных операций, который формируется между стороной отправления и стороной назначения в рамках внешнеторговых отношений. На сегодняшний день весь механизм организации международной торговли и следования груза является унифицированный. Это означает, что товарная партия должна быть перемещена через таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с установленными положениями, а также реализована впоследствии для внутреннего потребления.

Таможенные органы выступают в качестве органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий в сфере таможенного дела на таможенной территории государства [1]. В данном случае таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами с применением системы управления рисками в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Основным направлением деятельности таможенных органов в рамках проведения таможенного контроля выступает обеспечение соответствия различных действий и операций, совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности нормам таможенного законодательства с помощью проведения законодательно регламентированных проверок [2].

Помимо этого, таможенные органы принимают активное участие в формировании государственной политики, создании нормативно-правовых актов, внедрении практических рекомендаций в подконтрольной сфере, а также разработке новейших информационных систем контроля, в том числе с использованием новейших методик научно-технического прогресса и интеллектуального анализа данных [3]. В процессе реализации своей деятельности, таможенные органы руководствуются в первую очередь обязанностями, функциями и правомочиями, которые на них возложены со стороны государства. В рамках исследования данного параграфа рассмотрим более детально сущность функций и обязанностей таможенных органов в процессе реализации таможенного контроля [4].

Функции представляют собой обязательную деятельность, которую выполняет определенный индивид социума. Она выражается во внешнем проявлении отдельных свойств и действий, которые характеризуют деятельность назначенного лица в полной мере и отражают его проявление и значимость в обществе. В рамках рассмотрения понятия функций со стороны государственных контролирующих органов, важно отметить, что это один из основных элементов, реализующих государственную политику во внутреннем и внешнем проявлении [5].

При реализации деятельности таможенные органы выполняют ряд законодательно закрепленных функций, что четко регламентировано их должностными инструкциями. На сегодняшний день в процессе реализации таможенного контроля выделен довольно большой массив функций [6]. Для удобства их анализа осуществим группировку по основным сферам деятельности таможенных органов в Российской Федерации.

Проиллюстрируем эту классификацию на рис. 1.

Классификация видов функций таможенных органов в процессе реализации таможенного контроля

Рис. 1. Классификация видов функций таможенных органов в процессе реализации таможенного контроля

Исходя из данных, приведенных на рис. 1, можно отметить, что таможенные органы осуществляют достаточно большой комплекс функций, которые позволяют осуществлять деятельность в сфере таможенного дела. Перечень приведенных функций является идентичным для всех государств-членов ЕАЭС, которые реализуют деятельность в рамках единого интеграционного объединения. Это связано с тем, что во много государственная политика в сфере таможенного дела является одинаковой, так как перед таможенными органами стоят одинаковые целевые ориентиры и задачи, которые, прежде всего, связаны с предотвращением нарушений в сфере таможенного дела и препятствием незаконного оборота объектов через таможенную границу ЕАЭС.

В качестве основных функций таможенных органов в сфере международного сотрудничества и развития можно выделить следующий перечень:

— способствование развитию и улучшению внешнеторговых отношений РФ, а также субъектов, связанных с данной областью;

— контроль за соблюдением установленных запретов и ограничений по отношению как к ввозимым, так и к вывозимым с таможенной территории РФ товарам;

— принятие мер, обеспечивающих выполнение международных таможенных обязательств на территории России;

— взаимодействие, сотрудничество и информационный обмен с таможенными органами иностранных государств. В настоящее время, в качестве приоритетного направления развития международного сотрудничества выступает совместная деятельность таможенных служб по развитию Евразийского экономического союза. Благодаря активному участию ФТС России и ЕЭК, поводится регулярное развитие и модернизация функциональной части ЕАЭС.

В качестве основной цели проведения таможенного контроля выступает контроль за соответствиями производимых операций и действий участников ВЭД, а также соблюдение требований законодательства в сфере таможенного дела. В настоящее время должностные лица таможенных органов проводят таможенный контроль в различных формах, каждая из которых характеризуется особенностями проведения. На сегодняшний день, зачастую при перемещении товарных партий через таможенную границу ЕАЭС автомобильным транспортом срабатывает необходимость проведения такой формы контроля, как таможенный досмотр. В данном случае должностное лицо будет детально изучать перемещаемую партию, исследовать маркировку груза, а также совершать операции, направленные на идентификацию груза с целью сопоставления сведений, заявленных при таможенном оформлении [7].

Таможенный контроль может осуществляться по отношению к различным объектам. Так, в частности, должностные лица таможенных органов могут проводить таможенный контроль в отношении перемещаемой продукции (товаров), документов, деятельности лиц участников ВЭД, а также лиц, включенных в соответствующие реестры и обеспечивающие реализацию деятельности в сфере таможенного дела (таможенные представителя, таможенные перевозчики, владельцы склада временного хранения и иные лица) [8]. Кроме того, отдельно стоит выделить и тот факт, что в настоящее время существует понятие «нахождение под таможенным контролем».

В зависимости от направления перемещения товарной партии установлены свои периоды данного нахождения. Так, например, для ввозимой продукции данный период времени нахождения под таможенным контролем составляет промежуток между фактическим перемещением товарной партии через таможенную границу ЕАЭС и приобретением статуса товаров Союза. Вывозимая продукция характеризуется следующими сроками нахождения под таможенным контролем: период между подачей декларации на товары и фактическим вывозом товара в таможенной территории Союза. Таможенный контроль в отношении перемещаемых товаров может производиться не только на этапе таможенного оформления, но и после фактического выпуска товаров в течение срока такой проверки, который закреплен нормами национального законодательства. В частности, в Российской Федерации такой срок нахождения товаров под таможенным контролем после выпуска составляет 3 года. В данный период должностные лица таможенных органов наделены полномочиями проводить различные проверки по отношению к участнику ВЭД и перемещаемому им товару. В качестве примера совершения таможенного контроля после выпуска товаров по различным направлениям деятельности таможенных органов, можно привести контроль таможенной стоимости, контроль правомерности предоставления тарифных преференция, контроль страны происхождения товаров.

При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов также вправе применять меры, которые обеспечивают их проведения. В настоящее время в таможенном кодексе ЕАЭС закреплен перечень мер, которыми пользуются таможенные органы при осуществлении контрольных мероприятий. Данные меры могут быть использованы как по-отдельности как единые самостоятельные единицы, так и совместно в качестве дополнительных [9].

Актуальная политика развития ФТС России подразумевает формирование наиболее лучших условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также создание положительного инвестиционного климата в РФ. Для достижения поставленных задач регулярно совершенствуется таможенное администрирование. Помимо этого, ведется постоянная работа по модернизации системы управления рисками (далее — СУР), которую можно выделить в качестве одного из наиболее значимых направлений развития таможенного контроля. Улучшение СУР планируется за счет внедрения автоматизации процесса выборки подконтрольных объектов, добавления новых рисков в соответствии с международными стандартами в этой области, обеспечение эффективного выявления рисков по всем направлениям реализуемого таможенного контроля.

Применение субъектно-ориентированного подхода приводит к сокращению сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в адрес участников ВЭД с низким уровнем риска, и снижению количества партий товаров, в отношении которых применяются меры по минимизации рисков [10].

К основным правоохранительным функциям таможенных органов относятся:

— выявление, предупреждение, пресечение таможенных преступлений и административных правонарушений;

— противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу;

— обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении таможенного контроля.

В данном случае важно отметить, что процесс перемещения и последующего оборота тесно связан с таможенным оформлением и контролем, в рамках которых должны быть соблюдены запреты и ограничения, а также уплачены таможенные платежи. Однако зачастую в текущих условиях реализации внешней торговли на рынок выходят также и недобросовестные участники оборота. Их деятельность направлена исключительно на получение материальной выгоды, в том числе с использованием элементов незаконной деятельности. Так, например, недобросовестные участники ВЭД путем сокрытия товарных партий в тайниках незаконно ввозят их на таможенную территорию ЕАЭС, а также в последующем незаконно реализуют на внутреннем рынке. В данном случае перемещаемые товарные партии не проходят никакие виды государственного контроля, а безопасность ее потребления не подтверждена документально, в результате чего присутствует риск угрозы жизни населения.

Под незаконным оборотом понимается процедура реализации продукции, которая осуществляется с нарушением требований национального законодательства РФ и международных договоров, а также продажа контрафактных и фальсифицированных товаров [11]. Незаконный оборот товаров может быть выявлен по нескольким сферам деятельности. Для наглядности они приведены на рис. 2.

Сферы нарушения национального законодательства РФ и международных договоров в части незаконного оборота товара

Рис. 2. Сферы нарушения национального законодательства РФ и международных договоров в части незаконного оборота товара

Исходя из данных рис. 2, можно сделать вывод, что незаконный оборот товаров включает в себе различные направления деятельности, которые были нарушены в процессе реализации торговой деятельности. В большинстве своем данная деятельность является незаконной и воздействует не только на экономические интересы государства, но и также жизнь и здоровья граждан.

Таким образом, в данной статье было изучено понятие, цели и задачи таможенного контроля, а также деятельности должностных лиц таможенных органов, которая направлена на предотвращение незаконного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и пресечения незаконного оборота товаров. Зачастую в текущих условиях реализации внешней торговли на рынок выходят также и недобросовестные участники оборота. Их деятельность направлена исключительно на получение материальной выгоды, в том числе с использованием элементов незаконной деятельности. Учитывая данный факт, должностные лица таможенных органов должны осуществлять эффективный таможенный контроль, а также заблаговременно выявлять и пресекать попытка незаконного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и пресечения незаконного оборота товаров, в том числе в рамках внутреннего рынка.

Литература:

1. Поляков Н. А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях цифровой экономики. 2024. С. 203–208.

2. Кучеренко В. И. Таможенный контроль — основная функция таможенных органов // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. 2022. С. 188–190.

3. Новиков П. А. Основные направления деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2024. № 23. С. 180–184.

4. Петрушко Е. Н. Концептуальные основы формирования профессиональной культуры должностных лиц таможенных органов Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал. 2022. № 4. С. 51–57.

5. Архипов А. Ю., Коршикова М. С. Место, роль и функции работы в таможенных органах // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 5 (44). С. 264–268.

6. Поляков Н. А. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях цифровой экономики. 2024. С. 203–208.

7. Шевчук С. И. Таможенный контроль товаров при международных автомобильных перевозках // Современные вопросы таможенного дела. 2018. С. 88–93.

8. Шнейдер Д. А., Устинова Ю. Д. Таможенный контроль как инструмент таможенной политики // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. 2020. С. 156–160.

9. Усиков Д. М. Таможенный контроль за международными автомобильными перевозками: содержание, проблемы и направления совершенствования // Международный научный студенческий журнал. 2020. № 10. С. 391–396.

10. Бабаев Э. А. Совершенствование механизма таможенного контроля // Самоуправление. 2022. № 3 (131). С. 138–142.

11. Чинова А. М. Исторический опыт деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой // Влияние цифровизации на таможенное дело и внешнеэкономическую деятельность. 2024. С. 158–164.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
таможенный орган
контроль
нарушение
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 633-636):
Часть 8 (стр. 561-639)
Расположение в файле:
стр. 561стр. 633-636стр. 639

Молодой учёный