В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования договора розничной купли-продажи в контексте защиты прав потребителей. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым аспектам гражданско-правовых соглашений с участием потребителей. Затронут вопрос специфики бремени доказывания в потребительских спорах.
Ключевые слова: потребитель, защита прав потребителя, договор купли-продажи, гражданский процесс, гражданский кодекс, потребительское право, судебная практика, экспертиза товара, неустойка, возмещение убытков.
This article discusses the features of the legal regulation of a purchase and sale agreement in the context of consumer protection. The main focus is on theoretical and legal aspects of civil agreements involving consumers. The issue of the specifics of the burden of proof in consumer disputes is raised.
Keywords: consumer, consumer rights protection, purchase and sale agreement, civil procedure, civil code, consumer law, judicial practice, examination of goods, penalty, compensation for losses.
Договор купли-продажи является основополагающим юридическим документом, регулирующим отношения между покупателями и коммерческими организациями. Учитывая, что покупатель является более уязвимой стороной в данных правоотношениях, законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение защиты его прав и законных интересов.
В случае, когда отношения, связанные с договором розничной купли-продажи, в которых участвует покупатель-гражданин, не регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, к ним применяется Закон о защите прав потребителей [2]. Это следует из пункта 3 статьи 492 ГК РФ [1].
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», покупатель по договору розничной купли-продажи, помимо прав, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, также обладает правами потребителя, которые установлены Законом о защите прав потребителей и другими нормативными актами, изданными в соответствии с ним.
В результате клиент, являющийся гражданином, получает дополнительные права и инструменты для защиты своих интересов. Эти инструменты могут быть как процессуальными, так и материально-правовыми [3].
В качестве иллюстрации дополнительной защиты своих прав можно привести статью 7 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с этой статьёй, потребитель имеет право на товар, который не представляет опасности для его жизни и здоровья, для окружающей среды, а также не должен причинять вред имуществу покупателя в процессе его утилизации, хранения и транспортировки.
Положения, которые содержатся в статье 7 Закона о защите прав потребителей, не являются рекомендательными, а носят обязательный характер, поэтому продавец должен их соблюдать.
В случае если покупателю был нанесён ущерб здоровью, жизни или имуществу из-за недостатков товара (например, производственных и т. п.), продавец или покупатель должны полностью возместить ущерб. Решение о том, кто именно это сделает, остаётся за покупателем.
В соответствии с положениями статей 14, пунктов 1, 2, 3 и 4 Закона о защите прав потребителей, производитель несёт ответственность за дефекты товара, которые причинили вред потребителю (его здоровью, жизни или имуществу) при использовании покупателем инструментов, материалов или других средств, необходимых для дальнейшего производства определённых товаров. При этом производитель несёт ответственность независимо от того, могли ли технические и научные знания помочь выявить особые свойства товара или нет.
Однако, у производителя есть возможность защитить свои права. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона о защите прав потребителей, производитель не будет нести ответственность за ущерб, причинённый потребителю, если сможет доказать, что ущерб был вызван несоблюдением правил хранения, использования или транспортировки товара, услуги или работы. Также производитель может доказать, что ущерб был причинён в результате непреодолимой силы, такой как стихийные бедствия.
Положения договора розничной купли-продажи могут быть признаны ничтожными, если они нарушают права покупателя, которые гарантированы законодательством или другими нормативными актами, указанными в Законе о защите прав потребителей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, в случае если покупатель понёс убытки из-за нарушения его прав при выполнении договора, продавец (исполнитель, изготовитель) обязан полностью компенсировать эти убытки.
В случае приобретения товара, не соответствующего заявленным характеристикам, покупатель может предъявить одно из требований, предусмотренных статьёй 503 ГК РФ. Однако, помимо применения данной статьи для защиты своих прав, потребитель может воспользоваться пунктом 3 статьи 18 Закона о защите прав потребителей и вернуть товар ненадлежащего качества производителю. При этом потребитель вправе потребовать от производителя вернуть сумму, уплаченную за товар ненадлежащего качества.
В статьях 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей определены временные рамки, в течение которых продавец или производитель обязаны рассмотреть претензии, высказанные покупателем.
Касательно процессуального порядка защиты прав потребителей стоит подчеркнуть, что судебные разбирательства по вопросам нарушения прав потребителей рассматриваются в судах общей юрисдикции.
В соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения прав потребителя, он имеет право требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Если продавец или изготовитель не удовлетворили требования потребителя в добровольном порядке, то потребитель может обратиться в суд для защиты своих прав. Согласно статье 17 Закона о защите прав потребителей, если суд удовлетворяет требования потребителя, то он также взыскивает с продавца (изготовителя и т. п.) штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. Это дополнительное взыскание осуществляется судом в связи с тем, что лица, нарушившие права потребителя, отказались удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке [4, c. 188].
В случае если суд встал на сторону потребителя, чьи права были нарушены продавцом, но тот не исправил ситуацию добровольно, суд может наложить на продавца штраф в пользу потребителя. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей. При этом не имеет значения, было ли предъявлено требование о штрафе со стороны потребителя или нет.
Индивидуальный предприниматель, как и любой гражданин, может обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав, если он купил товар у продавца в рамках розничной купли-продажи.
В случае если с иском о защите прав покупателя выступают, например, муниципальные органы или общественные организации потребителей (ассоциации, союзы и т. п.), то половина суммы штрафа, взысканного в пользу покупателя, перечисляется не ему, а указанным объединениям (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей) [5].
Право на подачу иска в защиту прав потребителей имеют не только сами потребители (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), но и другие лица в соответствии со статьёй 42 ГПК РФ и статьями Закона о защите прав потребителей. Согласно пункту 7 части 4 статьи 40 и статье 46 Закона о защите прав потребителей, помимо потребителей, иск может быть подан:
– федеральным антимонопольным органом — как для защиты прав конкретного потребителя, так и для защиты неопределённого круга потребителей;
– высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в котором были нарушены права потребителей (статьи 42.1 и 46 Закона о защите прав потребителей);
– органами местного самоуправления (статьи 44 и 46 Закона о защите прав потребителей);
– общественными объединениями потребителей (союзами и т. п.) (пункт 2 статьи 45 и статья 46 Закона о защите прав потребителей);
– прокурором.
Все названные субъекты обладают законным правом инициировать судебные иски в целях защиты прав потребителей.
Указанные организации осуществляют деятельность по защите прав потребителей, инициируя судебные разбирательства как в интересах конкретных потребителей, так и в целях охраны прав неопределенного круга лиц.
Для защиты нарушенных прав неопределенного круга потребителей в исковом заявлении необходимо сформулировать требования, не связанные с имущественными претензиями. Цель иска заключается не во взыскании конкретной денежной суммы, а в признании противоправных действий продавца или изготовителя, совершенных в отношении всех потребителей, включая как тех, кто уже приобрел товар, так и тех, кто имеет намерение его приобрести. Исковое заявление также должно содержать требование о прекращении таких противоправных действий [6, c. 120].
Таким образом, договор купли-продажи в сфере защиты прав потребителей имеет ряд особенностей, которые выражаются в специальных процедурах и правилах. Эти меры усиливают ответственность продавца и делают торговые операции более прозрачными. Они направлены на предоставление потребителю дополнительных гарантий и прав, которые защищают его интересы и предотвращают возможные нарушения со стороны продавца.
Литература:
- Гражданский кодекс PФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-Ф3 (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства PФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I (ред. от 28.12.2024) «О защите прав потребителей» // Российская газета. — 07.04.1992.
- Благодатская Е. Е. Защита прав потребителя по законодательству Российской Федерации / Е. Е. Благодатская // Символ науки. — 2024. — № 12. — С. 75–79.
- Договорное право: учебное пособие для вузов / А. П. Анисимов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
- Казакова Е. Б. Структура и особенности законодательства о защите прав потребителей на современном этапе развития рыночных отношений / Е. Б. Казакова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2023. — Т. 9. — № 4. — С. 27–36.
- Разумовская, Е. В. Договорное право. Общая часть: учебник для вузов / Е. В. Разумовская. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 415 с.