В статье исследуется модельное законодательство Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) в качестве ключевого инструмента гармонизации правовых систем стран Содружества в социальной сфере. Особое внимание уделяется анализу правовой природы модельных актов, их роли в формировании единых стандартов регулирования социальных отношений.
На основе изучения практики применения модельных актов в различных странах СНГ выявляются факторы, способствующие успешной адаптации этих документов, и барьеры, препятствующие их полномасштабному внедрению. Особый акцент делается на значении модельного нормотворчества для сближения правовых систем, минимизации коллизий в регулировании социальной сферы и выработки согласованных подходов к решению актуальных социальных вопросов.
Статья представляет интерес для исследователей интеграционных процессов, специалистов в области сравнительного права.
Ключевые слова: типовое законодательство, гармонизация, интеграционные процессы, социальная защита, правотворчество.
В условиях развития региональной интеграции особую значимость приобретает вопрос согласования национальных правовых систем. В постсоветском пространстве такую роль выполняет Содружество Независимых Государств (СНГ), где одним из ключевых инструментов сближения законодательства выступают модельные законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ (МПА СНГ). Эти акты представляют собой рекомендательные документы, ориентированные на гармонизацию национального законодательства [1].
Модельное законодательство МПА СНГ призвано не только координировать правотворчество стран-участниц, но и способствовать формированию общего подхода к регулированию наиболее чувствительных и социально значимых сфер. Одной из таких является социальная политика, охватывающая вопросы здравоохранения, социальной защиты, трудовых отношений и страхования [6]. Как отмечает А. И. Сергеев, МПА СНГ выполняет функцию координационного органа, обеспечивая разработку и продвижение правовых моделей, адаптируемых с учётом национальной специфики [4].
Отличительной особенностью модели, применяемой в СНГ, является добровольность применения актов, что позволяет учитывать национальную специфику и правовую традицию каждого государства. Модельные законы в социальной сфере отличаются высокой степенью адаптируемости и прикладной направленностью. Так, например, модельный закон «О государственном социальном страховании» предлагает комплексный подход к формированию системы защиты работающего населения от рисков, связанных с утратой трудоспособности, старостью или безработицей. Аналогично, модельный закон «О донорстве органов» направлен на обеспечение этичности и безопасности медицинских процедур, одновременно формируя единые подходы к организации донорства и трансплантации в странах СНГ.
Содержательный анализ модельных законов позволяет выделить несколько характерных черт. Во-первых, они обладают ярко выраженным понятийным аппаратом, гармонизация которого позволяет устранить расхождения в интерпретации базовых социальных терминов. Во-вторых, эти акты предусматривают возможность адаптации норм под конкретные национальные условия, предлагая несколько вариантов правового регулирования. В-третьих, они часто сопровождаются рекомендациями по механизму реализации, что делает их удобными для практического применения в различных правовых системах.
Однако в реализации модельных норм существует ряд объективных и субъективных барьеров. К числу первых относится различие в уровне развития правовых систем, степени цифровизации, объеме бюджетного финансирования социальной сферы. К числу вторых — слабая институциональная координация. Недостаточная правовая культура и отсутствие механизмов обязательного учета модельных законов при разработке национальных актов существенно снижают их практическую ценность.
Таким образом, модельные акты МПА СНГ, обладая высоким содержательным и структурным потенциалом, играют значимую роль в гармонизации и обновлении национального законодательства в социальной сфере. Их использование требует не только политической воли, но и методического сопровождения, а также межгосударственной координации. Перспективным направлением является создание модельного закона «Об общих подходах к социальному обеспечению». Такой документ позволит государствам-участникам:
– Выстраивать социальную политику с учетом национальных экономических факторов;
– Постепенно сближать стандарты социальной защиты.
Особенность предлагаемого подхода — в его адаптивности. Закон предложит вариативные механизмы реализации гарантий, что особенно важно для стран с разным уровнем экономического развития. При этом сохранится общая основа — приоритет защиты социальных прав граждан.
Несмотря на рекомендательный характер, модельное законодательство позволяет вырабатывать единые подходы в таких сложных и чувствительных отраслях, как социальное страхование, охрана здоровья, защита детства. В этом отношении показательны модельные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в государстве», модельный закон «О государственном социальном страховании», модельный закон «О донорстве органов», модельный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».
Таким образом, модельные законодательные акты МПА СНГ выступают эффективным инструментом правовой гармонизации, способствуют формированию общего понятийного пространства и служат фундаментом для построения согласованной правовой политики в социальной сфере стран СНГ. Их дальнейшее развитие требует научного сопровождения, анализа практики имплементации и совершенствования процедур подготовки.
Литература:
- Безбородов, Ю. С. Международно-правовые модельные нормы и модельные акты: соотношение категорий / Ю. С. Безбородов. — Текст: непосредственный // Правоведение. — 2004. — № 3. — С. 134.
- Юртаева, Е. А. Модельные законы в государствах СНГ / Е. А. Юртаева. — Текст: непосредственный // Российский юридический журнал. — 2019. — № 3. — С. 134.
- Пантыкина, М. И. Модельное право: проблемы теории и практики применения / М. И. Пантыкина. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2014. — № 8. — С. 56–60.
- Сергеев, А. И. Межпарламентская Ассамблея СНГ как фактор укрепления интеграционного взаимодействия / А. И. Сергеев. — Текст: непосредственный // Международный аналитический журнал Диалог: политика, право, экономика. — 2017. — № № 1 (4). — С. 12–25.
- Ибраева, Э. А. Международный опыт деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в 90-е годы ХХ века: специальность 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Ибраева Э. А. — Москва, 2005. — 142 c. — Текст: непосредственный.
- Жумабаева, М. Е. Модельные законодательные акты как инструмент сближения национального законодательства государств-членов интеграционных объединений / М. Е. Жумабаева. — Текст: непосредственный // Трибуна молодого ученого. — 2014. — № № 1(33). — С. 169–170.
- Подкорытова, О. В. Феномен модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств в постановлениях судов Российской Федерации / О. В. Подкорытова. — Текст: непосредственный // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2024. — № 3. — С. 91–102.
- Явкина, С. Д. Влияние модельных законов на национальное законодательство / С. Д. Явкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения. — 2021. — № 5. — С. 38–41.
- Официальный сайт МПА: Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ / Текст: электронный // URL: https://iacis.ru (дата обращения: 20.05.2025).