В данной работе рассматривается правовой аспект преступлений, связанных с экстремистской деятельностью, а также различные подходы государства к борьбе с экстремизмом.
Стремительный рост экстремистской преступности в последнее время является одной из глобальных проблем и угроз безопасности населения, в связи с чем перед всем мировым сообществом возникает задача по разработке специальных комплексных методик для ее минимизации, а в наилучшем прогнозе — с целью полного искоренения такой преступности [1].
Под экстремистскими преступлениями следует понимать особую категорию преступлений, составом которых выступает деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, попытку подрыва государственного суверенитета и целостности, угрозу жизни и здоровью граждан, а также дестабилизацию общественно-политической ситуации, сопряженную с непосредственным насилием, как прямого (например, теракты), так и косвенного (распространение через каналы различных средств массовой информации экстремистских идеологий, вовлечение в занятие экстремисткой деятельностью, как правило, наиболее уязвимых слоев населения, создание экстремистских группировок).
Методы борьбы с экстремизмом ввиду национального законодательства, уровня экономического развития, политической системы, а также в зависимости от устоявшегося опыта и международной практики, осуществляется в государствах по-разному. Для одних из их приоритетными являются жесткие меры, такие как назначение максимальных сроков наказаний по таким преступлениям, усилением контроля за общественным порядком, для других — приоритетны профилактические мероприятия, а также исследования по выяснению причин, способствующих развития экстремистской преступности [3].
Международное сотрудничество занимает ключевое положение в случае борьбы с экстремизмом. Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (далее — ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ) и другие, являются основными координаторами усилий государств по противодействию терроризму и экстремизму, осуществляющими обмен информацией, разработку совместных стратегий и комплексных программ.
Международный опыт по борьбе с экстремистскими преступлениями заключается в осуществлении мировым сообществом определенных действий.
1. Издание Конвенций и соглашений.
На международной арене издано множество конвенций и соглашений, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Одним из основных документов является Конвенция ООН по борьбе с терроризмом, которая была принята с целью укреплению глобальной безопасности. Данной конвенцией определяются основные понятия, связанные с терроризмом, и устанавливаются правила поведения для государств в области предотвращения террористических актов [6].
Кроме того, резолюции Совета Безопасности ООН играют важную роль в борьбе с экстремизмом.
Например, Совет Безопасности резолюцией 1373 постановил, что акты международного терроризма представляют собой угрозу для международного мира и безопасности и что все государства должны предпринять особые меры, направленные на предотвращение и пресечение финансирования, а также всех других форм поддержки террористических актов.
В 2004 году Совет Безопасности в своей резолюции 1566 постановил, что преступные действия против гражданских лиц, совершенные с намерением причинить смерть, связанные с причинением серьезных увечий или захватом заложников с целью принуждения правительства или международных организаций совершить или, наоборот, воздержаться от каких-либо действий, никогда не может быть оправдано.
2. Управление финансированием терроризма.
Одна из самых сложных задач мирового сообщества — противодействие финансированию экстремистских и террористических организаций. Эти группы используют финансовые ресурсы для осуществления своих преступных целей, связанных с приобретением оружия, вербовки новых членов, пропаганды и проведения терактов [4].
Центральную роль в разработке и распространении международных стандартов играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ). Созданная в 1989 году по инициативе стран «Большой семерки», ФАТФ первоначально фокусировалась на борьбе с отмыванием денег. Однако после терактов 11 сентября 2001 года полномочия были расширены, включив в себя противодействие финансированию терроризма и, позднее, финансированию распространения оружия массового уничтожения.
3. Сотрудничество правоохранительных органов.
Многие страны создают совместные группы по борьбе с терроризмом и экстремизмом, обмениваются разведывательной информацией и проводят совместные операции. Например, Европейский Союз активно работает над созданием единой базы данных о подозреваемых в экстремистской деятельности [1].
4. Образование и профилактика.
В международной практике также большое внимание уделяется образовательным программам, направленным на предотвращение вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. Это может включать в себя инициативы по повышению осведомленности о вреде экстремизма и пропаганде толерантности.
Развитие экстремизма в России также является одной из ключевых проблем. Являясь одной из ведущих держав на политической арене, Российская Федерация, в свою очередь, также реализует политику по противодействию терроризма.
1. Законодательство .
В России борьба с экстремизмом регулируется рядом законов, включая Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Этот закон определяет ключевые положения об экстремистской деятельности как особо опасного преступления, устанавливает меры по ее предотвращению и определяет ответственность за такие действия.
2. Национальные программы.
Россия разработала ряд программ, направленных на профилактику экстремизма. Включают в себя мероприятия по социальной адаптации молодежи, борьбе с радикальными идеологиями и поддержке межнационального диалога. Примером можно считать действующую стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [5].
3. Контроль и мониторинг .
В России активно работает система мониторинга интернет-пространства для выявления экстремистских материалов. Роскомнадзор и иные правоохранительные органы власти имеют полномочия блокировать сайты, содержащие такие материалы.
4. Судебная практика.
В России существует практика уголовного преследования за экстремистскую деятельность. Это включает в себя как уголовные дела против организованных групп, так и дела против отдельных лиц, которые публикуют экстремистские материалы или участвуют в экстремистских акциях.
5. Сотрудничество с международными организациями.
Россия активно участвует в работе международных организаций, таких как ООН и ШОС, для обмена опытом и совместной борьбы с экстремизмом [2].
Россия активно сотрудничает с международными организациями в рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом, но при этом применяет собственные методы и подходы, которые иногда подвергаются критике со стороны международного сообщества.
Таким образом, борьба с экстремистскими преступлениями требует комплексного подхода, который включает в себя как правовые меры, так и профилактические инициативы.
Международный опыт показывает, что сотрудничество между государствами и организациями является ключевым элементом в этой борьбе.
В России также предпринимаются значительные усилия для борьбы с экстремизмом, однако важно продолжать развивать законодательство и практики, учитывая новые вызовы в этой области [1].
Таким образом, борьба с экстремизмом становится многоуровневым процессом, требующим согласованных усилий на глобальном, национальном и местном уровнях.
Литература:
- Бааль, Н. Б. Экстремизм как угроза национальной безопасности государства / Н. Б. Бааль. –Российский следователь, 2020. — № 12. — С. 43–44.
- Бастрыкин, А. И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму / А. И. Бастрыкин. — Актуальные проблемы российского права, 2021. — № 6. — С. 168–169.
- Бидова, Б. Б. Проявление экстремизма в преступлениях / Б. Б. Бидова. — М.: Амалфея, 2016. — 74 с.
- Иванов, П. И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) / П. И. Иванов. –Безопасность бизнеса. — 2019. — № 4. — С. 45–46.
- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС «Консультант плюс».
- Фридинский, С. Н. Экстремизм как форма проявления экстремистской деятельности / С. Н. Фридринский. — Юридический мир, — 2017. — № 6. — С. 17–18.