Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль таможенных органов России в борьбе с оборотом контрафактной продукции

Юриспруденция
27.05.2025
38
Поделиться
Библиографическое описание
Моцонелидзе, М. Г. Роль таможенных органов России в борьбе с оборотом контрафактной продукции / М. Г. Моцонелидзе, И. В. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 293-298. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125638/.


В статье был проведен анализ правовых и научных источников, которые подобраны в соответствии с основными задачами данного исследования и изучение которых позволило раскрыть содержание роли таможенных органов России в борьбе с оборотом контрафактной продукции. В статье изучили результаты деятельности таможенных органов России по борьбе с оборотом контрафактной продукции: количество выявленных контрафактных товаров и сумма предотвращенного ущерба правообладателям таможенными органами России, количество возбужденных дел об административных правонарушениях по фактам незаконного ввоза и оборота контрафактной продукции. На основе проведенного анализа были выявлены проблемы в деятельности таможенных органов России по борьбе с контрафактом и предложены их решения.

Ключевые слова: контрафактная продукция, объекты интеллектуальной собственности, защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами России, таможенный реестр, таможенное сотрудничество.

Рост оборота контрафактной продукции является одной из существенных угроз экономической безопасности государства и национальной безопасности в целом. Связано это с тем, что оборот таких товаров способен нанести не только экономический ущерб производителям и импортерам оригинальных товаров, но и ущерб здоровью и жизни гражданам, поскольку контрафактная продукция, как правило, является и фальсифицированной. На сегодняшний день одной из важных функции, предоставление перед таможенными органами России, является борьба с оборотом контрафактной продукции, как при ввозе ее на территорию России, так и на внутреннем рынке. При этом упорно наблюдая достаточно большое количество проблем, сдерживающих повышению эффективности деятельности таможенных органов России, которые требуют своевременного и грамотного решения. Объект научного исследования является определение роли таможенных органов России в борьбе с оборотом контрафактной продукции, выявление проблем и предложение оптимальных решений.

Контрафактная продукция — это такие товары, которые изготавливают/импортируют с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности. Понятие «контрафактной» продукции четко определяется в п.1 ст.1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) — «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Также в п. 3 ст.1519 ГК РФ указано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными» [6]. Довольно часто случаи, когда в практической деятельности контрафактную продукцию путают с фальсифицированной продукцией и, наоборот, поэтому необходимо четко эти две категории. Так, контрафакт предполагает, что продукция копируется либо подделывается, при этом за основу чаще всего берется известный бренд. Фальсифицированная же продукция намеревается нарушение технологии производства, что влечет за собой изменение свойств и качества готовой продукции, и не использование акцизов, в обязательном порядке [10, с.16]. Контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной [3, с.17].

Таможенные органы России в ходе проведения таможенного контроля ввозимых товаров выявляют признаки контрафакта в случае определения неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС), как правило, товарных знаков, нанесенных на упаковке товаров. В целях пресечения ввоза контрафактной продукции в Россию таможенные органы принимают меры по защите прав на ОИС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения, а также специальную таможенную процедуру, в соответствии со ст.384 ТК ЕАЭС. К таким мерам относятся: ведение Единого таможенного реестра ОИС (далее — ЕТРОИС) и национального таможенного реестра ОИС (далее — ТРОИС); приостановление срока выпуска товаров, содержащих ОИС, включенных и не включенных в ЕТРОИС или ТРОИС [17].

ЕТРОИС, который создан на территории ЕАЭС, находится во ведении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В ЕТРОИС должны включаться ОИС, которые охраняются в странах-участницах ЕАЭС. Для включения ОИС в ЕТРОИС правообладатель должен подать соответствующее заявление в ЕЭК, на основании данного заявления принимается решение о включении или не включении ОИС в ЕТРОИС. Согласно ст.387 ТК ЕАЭС, срок защиты прав на ОИС таможенными органами начинается с даты включения ОИС в ЕТРОИС [17]. Порядок включения ОИС и ведения ТРОИС в России закреплен в Приказе ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». Для включения ОИС в ТРОИС не требуется оплата [13]. Правообладатель, который предполагает то, что его права на ОИС могут незаконно использованы при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, вправе подать заявление о включении ОИС в ТРОИС. В отношении каждого ОИС, который планируется включить в ТРОИС, необходимо подавать соответствующее заявление. Заявление о включении ОИС в ТРОИС подается в ФТС России. На законодательном уровне установлено, что таможенные органы России рассматривают заявление правообладателя в течение трех месяцев с даты подачи. После этого ФТС России принимает соответствующее решение о том, чтобы включить ОИС в ТРОИС или отказать [13]. Статья 329 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ устанавливает то, что срок таможенной защиты прав на ОИС, которые включены в национальный ТРОИС, не может превышать трех лет с даты включения в ТРОИС. Срок устанавливается в соответствии с тем сроком, который указывает правообладатель в заявлении о включении ОИС в ТРОИС, а также с учетом действия документов, которые подаются вместе с заявлением [12].

Следующей мерой является приостановление срока выпуска товаров, содержащих ОИС. В соответствии со ст.124 ТК ЕАЭС при выявлении признаков нарушения прав на ОИС, содержимых на перемещаемых товарах через таможенную границу ЕАЭС (признаков контрафакта), включенных в ЕТРОИС или ТРОИС, в ходе осуществления таможенных операций и помещения под таможенные процедуры, таможенные органы имеют право на приостановление срока выпуска таких товаров. Срок приостановления выпуска товаров ровно десять рабочих дней. В том случае, если правообладатель или его представитель отправил запрос в таможенный орган на продление срока приостановления, то тогда таможенный орган имеет право продлить данный срок не более, чем 10 рабочих дней. Следовательно, максимальный срок приостановления выпуска товаров с нарушениями прав на ОИС составляет 20 рабочих дней [13].

В последние годы активно развивается практика выявления незаконного перемещения контрафактных товаров таможенными органами России. С 2022 года деятельность по выявлению контрафактных товаров таможенными органами осложнилась, поскольку был легализован параллельный импорт в условиях санкционного давления. Легализация параллельного импорта означает то, что при ввозе товаров с наличием товарных знаков не требуется представление в таможенные органы разрешения об использовании товарных знаков от правообладателя [15, с.80]. Однако, необходимо отметить, что легализация параллельного импорта не означает легализацию импорта контрафактных товаров. В рамках параллельного импорта должна ввозиться также только оригинальная безопасная продукция, но без необходимости предоставления разрешения от правообладателя. Параллельный импорт разрешен только в отношении тех товаров, производители которых ввели запрет на ввоз в Россию в рамках санкционной политики. Несмотря на то, что параллельный импорт подразумевает ввоз только оригинальных товаров, недобросовестные участники ВЭД активизировали деятельность по ввозу контрафактных (поддельных) товаров под видом оригинальных товаров в рамках параллельного импорта, как следствие, увеличилось количество выявляемых контрафактных товаров таможенными органами России. В таблице 1 представлены статистические данные о количестве выявленных контрафактных товаров таможенными органами России.

Таблица 1

Количество выявленных контрафактных товаров таможенными органами России, млн шт.

Показатели

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

2023 г

2024 г

Количество

12

13,3

7,2

4,6

4,9

5,8

Темп прироста, %

-

10,8

-45,9

-36,1

6,5

18,4

Источник: составлено на основе [7].

За исследуемый период динамика выявленных контрафактных товаров таможенными органами России имела тенденцию к сокращению. С одной стороны, данную тенденцию можно отнести к положительным показателям (недобросовестные лица снизили активность в части перевозки контрафактных товаров), с другой стороны, такая тенденция может свидетельствовать о снижении эффективности деятельности таможенных органов по выявлению контрафактных товаров. В 2021 году был самый низкий показатель количества выявленных контрафактных товаров, составив 7,2 млн.ед., что на 45,9 % меньше, чем в 2021 году. В 2023 году количество выявленных контрафактных товаров увеличилось на 6,5 %, а в 2024 году — на 18,4 %. Можно выделить несколько причин повышения данного показателя:

— легализация параллельного импорта отдельных видов товаров;

— с 2022 года в условиях напряженности геополитической ситуации значительно повысились цены на оригинальные товары, что спровоцировало развитие производства и торговли контрафактными товарами, для которых недобросовестные лица не получают разрешения от правообладателей.

Предметами правонарушений чаще всего являлись товары народного потребления: одежда (включая головные уборы), табачная продукция, обувь, упаковка (включая чехлы, этикетки (ярлыки, эмблемы), игрушки. В МПО наиболее часто пресекались попытки пересылки контрафактных игрушек, сумок и рюкзаков, автозапчастей и автоаксессуаров [7].
В таблице 2 отражена статистика стоимостного объема, предотвращенного таможенными органами России ущерба, который мог быть нанесен правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот.

Таблица 2

Стоимостной объем предотвращенного таможенными органами России ущерба, который мог быть нанесен правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, млрд руб.

Показатели

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

2023 г

2024 г

Объем

8,1

4,7

7,0

5,7

3,7

3,4

Темп прироста, %

-

-41,9

48,9

-18,6

-35,1

-8,1

Источник: составлено на основе [7].

Динамика стоимостного объема, предотвращенного таможенными органами России ущерба, который мог быть нанесен правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, за исследуемый период была неравномерной. Наибольший объем был предотвращен в 2019 году, составив 8,1 млрд руб., что на 19,1 % больше, чем в 2018 году. В 2022 году предотвратили ущерб правообладателям в размере 5,7 млрд руб., что на 18,6 % меньше, чем в 2021 году. В 2023 году показатель продолжил снижаться, отрицательный прирост по отношению к 2022 году составил 35,1 %, а в 2024 году — на 8,1 %.

На рисунке 1 представлено процентное соотношение выявления контрафактной продукции на разных этапах проведения таможенного контроля за 2024 год.

Процентное соотношение выявления контрафактной продукции на разных этапах проведения таможенного контроля за 2024 год, %

Рис. 1. Процентное соотношение выявления контрафактной продукции на разных этапах проведения таможенного контроля за 2024 год, %

Источник: составлено на основе [7].

В 2024 году в наибольшем объеме таможенные органы России выявляли контрафактную продукцию на этапе таможенного контроля МПО, на долю которого пришлось 71,7 %.

По фактам незаконного перемещения контрафактных товаров (нарушения прав на ОИС) таможенные органы России возбуждают дела об АП, как правило, по ст. 14.10 КоАП РФ. В таблице 3 отражены статистические данные о количестве возбужденных дел об АП таможенными органами России по фактам незаконного ввоза и оборота контрафактной продукции.

Таблица 3

Количество возбужденных административных дел таможенными органами России по фактам незаконного ввоза и оборота контрафактной продукции, ед.

Показатели

2019 г

2020 г

2021 г

2022 г

2023 г

2024 г

Количество

1011

771

888

562

364

334

Темп прироста, %

-

-23,7

15,2

-36,7

-35,2

-8,2

Источник: составлено на основе [7].

За последние годы количество возбужденных административных дел таможенными органами России по фактам незаконного ввоза и оборота контрафактной продукции сократилось. В 2022 году показатель сократился на 36,7, в 2023 году — на 35,2 %, а в 2024 году — на 8,2 %. К причинам снижения показателя можно отнести смягчение наказания участников ВЭД в условиях санкций. Например, с апреля по сентябрь 2022 года таможенные органы назначали одно наказание за серию однородных нарушений.

На сегодняшний день существуют проблемы в деятельности таможенных органов России по выявлению незаконного ввоза и оборота контрафактной продукции. Одной из проблем является недостаточный уровень развития сотрудничества ФТС России с таможенными администрациями зарубежных стран по вопросам борьбы с оборотом контрафактной продукции. Основным предметом международного таможенного сотрудничества является взаимный обмен сведениями о выявленной контрафактной продукции в электронной форме. В рамках такого обмена таможенные службы обмениваются сведениями о недобросовестных лицах, товарных знаках, правообладателях-производителях. Данный механизм позволяет сократить временные затраты на поиск информации при выявлении признаков контрафакта, формировать профили риска, а также способствует повышению эффективности деятельности по борьбе с контрафактом. На сегодняшний день таможенные органы России с 2022 года обмениваются сведениями о выявленной контрафактной продукции в электронной форме с таможенной службой Китая, откуда идет значительный объем контрафактных товаров на российский рынок [16]. В сентябре 2022 года начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы РФ заявил, что благодаря этому механизму российская и китайская таможенные службы обмениваются информацией и уже смогли выявить контрафактную продукцию благодаря такой системе [7]. Помимо этого, в декабре 2022 года утвержден Регламент обмена между таможенными органами государств — участников СНГ информацией о товарах, в отношении которых компетентным органом государства — участника СНГ установлены нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.

В этой связи можно сделать вывод о том, что перечень таможенных служб зарубежных стран, с которыми таможенные органы России взаимодействуют, крайне узкий с учетом того, что крупные потоки контрафактной продукции в Россию идут не только из Китая и стран СНГ, но и из других стран. Такими странами также являются Турция, Вьетнам, ОАЭ и др. Принимая во внимание то, что за последние годы внешнеторговые связи с данными странами усилились в разы на фоне санкционной политики западных государств, вероятно, значительно вырастут и потоки контрафактных товаров из этих стран.

Для решения проблемы необходимо развивать практику подписания Соглашений между ФТС России и таможенными службами зарубежных стран по вопросам обмена сведениями о выявленной контрафактной продукции, которые возможно интегрировать в информационные системы таможенных органов в целях повышения эффективности защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля и, соответственно, повышения эффективности борьбы с контрафактной продукцией. В первую очередь, прослеживается объективная необходимость заключения подобных Соглашений между ФТС России и таможенными службами Турции, Вьетнама и ОАЭ. Обусловлено это тем, что крупные потоки контрафактной продукции в Россию идут из этих стран, лишь немногим уступая объемам потока контрафакта из Китая. Помимо этого, с 2022 года внешнеторговые связи с данными странами усилились в разы на фоне санкционной политики западных стран, в этой связи можно предположить, что в ближайшие годы значительно вырастут и потоки контрафактных товаров из этих стран. Также необходимо другим странам ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения) заключить аналогичное Соглашение с Китаем, что позволит повысить эффективность деятельности таможенных служб стран ЕАЭС по борьбе с ввозом контрафактных товаров из Китая, что будет способствовать минимизации риска ввоза контрафакта в Россию через территории стран ЕАЭС из Китая [20].

Еще одна проблема заключается в сложностях взаимодействия таможенных органов России с правообладателями. Должностные лица таможенных органов России в случае выявления признаков незаконного использования товарных знаков, нанесенных на перемещаемых товарах, то есть признаков контрафакта, направляют соответствующий запрос с помощью ТРОИС правообладателю или его представителю для подтверждения легальности или нелегальности товарного знака на перемещаемых товарах. Осложняет процесс взаимодействия таможенных органов России с правообладателями то, что на сегодняшний день не все правообладатели зарегистрированы в Личном кабинете участника ВЭД и соответственно не подключены к сервису «Правообладатели». Нужно отметить, что сервис «Правообладатели» Личного кабинета участника ВЭД позволяет инспекторам таможенных органов осуществлять съемку и фотографировать товары с признаками контрафактной продукции и затем оперативно отправлять материалы правообладателям для подтверждения факта незаконного перемещения контрафактной продукции. Использование такой технологии дает возможность таможенным органам своевременно и в короткие сроки выявлять и предотвращать попытки незаконного ввоза контрафактной продукции на территорию России, а также сокращает административные, финансовые и временные издержки таможенных органов при проведении таможенного контроля [1].

Для решения проблемы предлагаем на законодательном уровне закрепить в качестве условия включения ОИС в ТРОИС обязанность правообладателей подключиться к сервису «Правообладатели» в Личном кабинете участника ВЭД. Данное условие можно закрепить в перечне условий для включения ОИС в ТРОИС в Приказе ФТС России от 28.01.2019 N 131. Реализация данного предложения станет фактором полного перехода на 100-е % электронное взаимодействие между таможенными органами и правообладателями посредством Личного кабинета участника ВЭД. Если большая часть правообладателей и их представителей будет использовать данный сервис, можно будет оперативно решать вопрос о перемещаемых товарах, обладающих признаками контрафактных (примерно за 1–3 дня).

В заключении можно сделать вывод о том, что за исследуемый период таможенные органы России достигли существенных успехов в деятельности по борьбе с контрафактом. Однако, существуют проблемы, препятствующие повышению ее эффективности. Реализация предложенных решений проблем будет способствовать усилению работы таможенных органов по борьбе с контрафактом, улучшению взаимодействия таможенных органов с правообладателями при выявлении признаков контрафактной продукции.

Литература:

  1. Взаимодействие таможенных органов и правообладателей в области защиты объектов интеллектуальной собственности // ВЭД24. 2021. URL: https://ved24.com/node/96 (дата обращения: 26.04.2025).
  2. Виды контрафакта и ответственность за его продажу // Официальный сайт МВД России. URL: https://63.мвд.рф/news/item/18486308 (дата обращения: 25.04.2025).
  3. Гаврилин М. С. Некоторые аспекты классификации контрафактной продукции // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2019. № 1. С.17–23.
  4. Гаврина А. О. Теоретические основы защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Молодой ученый. 2022. № 16 (411). С. 181–184.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая): от 18 декабря 2006 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/.
  6. Джаркымбаева А. К. Современные технологии защиты контрафакта // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 8–2 (71). С. 23–30.
  7. Ежегодный статистический сборник ФТС России // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 22.04.2025).
  8. Козлова Т. Ю. Контрафактная продукция: понятие и отличие от других форм подделок // Молодой ученый. 2022. № 21 (416). С. 299–301.
  9. Краснова А. И. Анализ современного состояния практики таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2. С.56–63.
  10. Кучеряева, М. Г. Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок // Новый юридический вестник. 2020. № 2 (16). С. 16–17.
  11. Михайлова А. А. Таможенные органы в борьбе с контрафактной продукцией // Вестник науки. 2022. № 1. С.40–47.
  12. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ: по состоянию на 21.02.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
  13. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: приказ ФТС России от 28 января 2019 № 131 // Альта-софт: справочно-правовая система. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19pr0131/.
  14. Овакимян Л. А. Контрафакт как главная угроза экономической безопасности России // Вестник евразийской науки. 2022. Т. 14. № 6. С.31–36.
  15. Репушевская О. А. Параллельный импорт: легализация в России в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4. С.80–90.
  16. Российско-китайское таможенное сотрудничество по борьбе с контрафактом // Официальный сайт ФТС России. URL: https://limited.customs.gov.ru/uchastnikam-ved/zashhita-prav-intellektual-noj-sobstvennosti/rossijsko-kitajskoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo-po-bor-be-s-kontrafaktom (дата обращения: 20.04.2025).
  17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: от 1 января 2018 г.: по состоянию на 01.01.2024 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/.
  18. Ущерб от пиратства и продажи контрафактной продукции может достигнуть нескольких триллионов долларов // Mediansat. URL: https://mediasat.info/ru/2017/02/07/ushherb-ot-piratstva/ (дата обращения: 26.04.2025).
  19. Федеральная таможенная служба Российской Федерации: официальный сайт. Москва. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 27.04.2025).
  20. Шкляров С. Страны ЕАЭС в борьбе с контрафактом могут использовать опыт России по обмену данными с Китаем // News.ru. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/272819165 (дата обращения: 25.04.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
контрафактная продукция
объекты интеллектуальной собственности
защита объектов интеллектуальной собственности таможенными органами России
таможенный реестр
таможенное сотрудничество
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 293-298):
Часть 4 (стр. 243-315)
Расположение в файле:
стр. 243стр. 293-298стр. 315

Молодой учёный