Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Уголовно-правовая характеристика преступности мигрантов

Юриспруденция
27.05.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Гадирова, Б. И. Уголовно-правовая характеристика преступности мигрантов / Б. И. Гадирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125758/.


В статье рассмотрены уголовно-правовые аспекты преступности мигрантов. Выделены ключевые группы преступлений, совершаемых мигрантами. Определены проблемы преступности мигрантов и предложены способы по их решению.

Ключевые слова: миграционная политика, миграционные преступления, нелегальная миграция, преступление, преступность мигрантов, регистрация мигрантов.

The article examines the criminal law aspects of migrant crime. The key groups of crimes committed by migrants are highlighted. The problems of migrant crime are identified and ways to solve them are proposed.

Keywords: migration policy, migration crimes, illegal migration, crime, criminality of migrants, registration of migrants.

Неконтролируемый приток мигрантов в Россию способствует росту преступности среди нелегальных мигрантов. Ситуация осложняется еще и тем, что очень сложно отследить пути незаконного пересечения иностранными гражданами государственной границы.

МВД России опубликовало ежегодную миграционную статистику за январь-декабрь 2024 года. В 2024 году разрешение на временное проживание оформили 44,5 тыс. человек (-50,4 % по сравнению с 2023 годом), а вид на жительство — 214,9 тыс. (- 21,3 %) [4]. На состояние миграции в 2025 году может оказать влияние ужесточение требований законодательства о правилах пребывания иностранных граждан в России. С 2025 года в России введен реестр контролируемых лиц. Права и свободы иностранных граждан ограничиваются с тем, чтобы они выехали из РФ или приобрели законные основания для пребывания (проживания) в РФ. К примеру, банковские счета попавших в реестр иностранных граждан блокируются, им запрещается управлять транспортным средством, приобретать недвижимость, вступать в брак, а для изменения места пребывания требуется разрешение МВД России.

Рассматривая преступность с участием мигрантов с позиции уголовного права, нужно учитывать следующие обстоятельства:

  1. мигрантами совершается достаточно большой спектр преступлений, однако они чаще всего оказываются причастными к совершения преступлений против собственности (кражи, грабежи, мошенничества), преступления против личности (причинение тяжкого вреда здоровью, побои), преступления против общественного порядка (хулиганство, незаконный оборот оружи0), против общественной нравственности (незаконный оборот наркотиков);
  2. мигранты чаще всего не являются специальным субъектом преступлений, если преступление совершено на территории России, однако по ряду составов преступлений (например, по ст. 276 УК РФ [1] — шпионаж) мигрант, будучи иностранным гражданином, выступает в качестве специального субъекта преступления;
  3. мигранты совершают ряд преступлений, которые связаны с незаконной миграцией. С позиции норм Особенной части УК РФ преступления в сфере миграционного законодательства располагаются в гл. 32 «Преступления против порядка управления». Как отмечает, А. М. Зарина, «между деяниями, предусмотренными ст. 322.1–322.3 УК РФ, имеется больше общих черт, формирующих механизм преступления (как криминалистическую категорию, лежащую в основе криминалистической классификации), по сравнению с деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ, несмотря на общность родового объекта преступного посягательства» [2, с. 115]. Родовой объект преступлений в сфере миграционного законодательства выступают правовые отношения, «обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти и органов местного самоуправления» [5, с. 151].

Анализируя процесс организации незаконной миграции, необходимо иметь в виду, что организатор ее непосредственно не осуществляет. Мигрируют незаконно или законно иностранцы: въезд, перемещение, пребывание или транзит и выезд -все эти действия (деяния) совершают они. Организация состоит в создании условий, обеспечении незаконной миграции, в руководстве указанными действиями. Поэтому объектом преступления, в данном случае, являются общественные отношения, складывающиеся, прежде всего, в процессе обеспечения незаконной миграции, руководства составными элементами миграционного процесса и самими действиями по реализации незаконной миграции.

Итак, можно выделить две групп преступлений, которые совершаются мигрантами:

  1. общие преступления, которые совершаются как гражданами РФ, так и мигрантами,
  2. преступления, в которых мигрант является специальным субъектом (например, незаконное пересечение государственной границы — ст. 322 УК РФ, шпионаж — ст. 276 УК РФ).

Можно выделить следующие проблемы уголовного законодательства в сфере привлечения мигрантов к уголовной ответственности.

Во-первых, отмечается высокий уровень преступности среди трудовых мигрантов. В РФ отмечается рост числа совершенных трудовыми мигрантами преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. По итогам 2024 года увеличилось число преступлений с участием иностранных граждан. По данным Следственного комитета России», за 2024 год число «преступных посягательств» со стороны трудовых мигрантов возросло с 5 868 до 9 708, а преступлений приезжих, получивших гражданство менее десяти лет назад, — с 7 до 11 тыс».. [3].

На уровень и состояние преступлений, совершенных мигрантами, оказывают влияние концептуальные недостатки миграционной политики. Эти недостатки заключаются в том, что рассматриваемая политика направлена на ограничения и преимущественное использование административных методов. Для приема мигрантов требуется соответствующим образом подготовленная материальная и социально-экономическая инфраструктура, построено новое жилье, созданы новые рабочие места. К сожалению, данная работа осуществляется недостаточными темпами. Это провоцирует рост незаконной миграции, а также приводит к увеличению миграционной преступности в регионе.

С целью совершенствования уголовной ответственности мигрантов требуется кардинально изменить концептуальный подход к решению миграционных проблем, используя более широкий арсенал методов регулирования миграционной политики. Требуется привлечение экспертного научного сообщества для выработки научно обоснованных и отвечающих интересам социально-экономического развития России подходов в исправлении в целом неудовлетворительной миграционной ситуации.

Решение проблем с миграционными преступлениями требует более современных подходов, в том числе, использование передовых цифровых технологий, проведение социологических опросов населения для получения реакции общества к проблемам незаконной миграции. Миграционные процессы должны стать фактором, способствующим развитию региона, исходить из потребностей региональной экономики, региональной национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. В этих условиях следует на всех уровнях государственного управления осуществлять постоянный мониторинг миграционной ситуации в регионе, отслеживать факты организации незаконной миграции, в том числе, принимать меры по расселению квартир, в котором зарегистрировано значительное число незаконных мигрантов. Данные меры будут способствовать снижению количества незаконной миграции и улучшению миграционной ситуации в России.

С целью снижения количества преступлений, совершенных мигрантами, представляется целесообразным создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации мигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения.

Решение этих задач в комплексе с переходом на уведомительный характер процедуры регистрации мигрантов, жесткой политикой по отношению к работодателям, в том числе с целью взимания налогов, созданием механизмов обеспечения жилыми помещениями для временного проживания иностранных работников сведет к минимуму нелегальное использование иностранной рабочей силы, а значит, сократит объемы нелегальной миграции. Исключительно депортации и штрафы не дадут позитивного эффекта для сокращения нелегальной иммиграции.

Тем самым, подытоживая вышесказанное, можно выделить следующие основные направления совершенствования миграционной политики: совершенствование концептуальных основ миграционной политики, расширение количества методов регулирования миграционных процессов в регионе, совершенствование законодательного регулирования процессов миграции как на уровне федерального, так и регионального законодательного процесса.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст.2954.
  2. Зарина А. М. К вопросу об объекте преступления, предусмотренного ст. 330.2 УК РФ // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 1. — С. 114–119.
  3. Официальный сайт Следственного комитета России. — URL: https://sledcom.ru/press/smi/item/1918181 (дата обращения: 05.05.2025).
  4. Паспортная аномалия. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/7605606 (дата обращения: 05.05.2025).
  5. Царев Е. В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Вестник Нижегородской Академии МВД России. — 2014. — № 2 (26) — С.150–156.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
миграционная политика
миграционные преступления
нелегальная миграция
преступление
преступность мигрантов
регистрация мигрантов
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 207-209):
Часть 3 (стр. 163-241)
Расположение в файле:
стр. 163стр. 207-209стр. 241

Молодой учёный