Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

К вопросу о понимании теории «мягкой силы» высшим политическим классом России

Политология
19.05.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Киреенко, В. П. К вопросу о понимании теории «мягкой силы» высшим политическим классом России / В. П. Киреенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 380-385. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125522/.


В статье автор рассматривает эволюцию восприятия концепции «мягкой силы» в высказываниях представителей высшего политического класса России, а также официальных документах. На примере «Концепции гуманитарной политики РФ за рубежом» демонстрируется отличность восприятия данного феномена Российской Федерацией от исходной теории Дж. Ная и американского понимания «мягкой силы».

Ключевые слова: мягкая сила, гуманитарная политика, Концепция гуманитарной политики РФ за рубежом, МИД России, Россотрудничество.

Термин «мягкая сила», получивший широкое распространение, как в академической, так и в внешнеполитической среде в последние 30 лет изначально был введен в 1990 г. американским политологом Дж. Наем младшим в работе «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power». В ней «мягкая сила» определяется как «способность достичь желаемого на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, а не посредством принуждения или выплат» [7, с.11]. В качестве основных источников или ресурсов традиционно принято рассматривать триаду: культуры, политических ценностей и внешней политики [8, с.11]

Введение концепта «мягкая сила» привлекло внимание не только ученых, направивших усилия на развитие теоретического базиса концепции и в дальнейшем значительно расширивших исходную теорию Дж. Ная, но и правительств различных стран, взявших данную концепцию «на вооружение» в рамках своей внешнеполитической доктрины. Первопроходцами в этом деле стали США (для которых, однако, и была она создана), впоследствии к этому процессу подключились сперва страны Запада, а позднее и остальные государства.

Вопреки распространенному мнению, которое зачастую встречается в работах отечественных авторов, первое значимое упоминание фиксируется не в 2012 году, а в 2008, когда глава МИД России С. Лавров в интервью заявил о возрастающей важности «мягкой силы» в современных условиях, отметив, что применение ее инструментов позволяет воздействовать на других с помощью гуманитарно-культурной, цивилизационной и внешнеполитической привлекательности [18].

Первое же документальное упоминание «мягкой силы» зафиксировано в указе Президента РФ от 18.12.2010 года, посвященного отечественной политике гуманитарно-культурного сотрудничества. В нем говорится об особой важности «культурной дипломатии» как инструмента «мягкой силы», которая должна работать на укрепление международного авторитета России и закрепление за страной статуса свободного и демократического государства [3].

Активное употребление термина «мягкая сила» высшим политическим классом России начинается в 2012 году. Причиной обращения к нему становятся события «Арабской весны». Тогда еще формально будучи кандидатом в президенты, В. Путин в статье «Россия и меняющийся мир» впервые представил расширенный государственный взгляд на данное понятие. В ней он пишет: «Мягкая сила» — это комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия». В тексте также подчеркивается, что нередко «эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств». В. Путин отмечает, что реализация происходит с помощью НПО, преследующих цели дестабилизации обстановки в других странах, а также подчеркивает, что Россия не использует свои организации в таком духе и не планирует этого делать [22]. Подобное описание свидетельствует о смешении инструменталистского и манипулятивного подходов к пониманию «мягкой силы».

Впервые о наличии проблем в реализации «мягкой силы» В. Путин заявил в середине 2012 года, выступая на Совещании послов и постоянных представителей России. Своим выступлением президент продемонстрировал возникновение в высших политических кругах иного подхода к пониманию «мягкой силы» — как инструмента привлекательности, основанного на достижениях материальной и духовной культуры, что отсылает к исходному понимаю Дж. Наем. Президент призвал к более активному применению инструментов «мягкой силы» для исправления образа нашей страны, созданного другими государствами. В своей речи глава государства призвал усилить меры по продвижению российского языка и поддержке диаспоры, а также граждан, временно оказавшихся за рубежом [26].

В начале февраля 2013 года В. Путин на встрече с сотрудниками МИД вновь отметил важность продвижения позитивного образа страны, акцентировав внимание на продвижении русского языка, помощи гражданам за рубежом и информационно-просветительской деятельности [12].

Буквально на следующий день после данной встречи была опубликована «Концепция внешней политики РФ», где «мягкая сила» определяется как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». В этом же документе указываются задачи «международного гуманитарного сотрудничества России», которые, в сущности, являются иллюстрацией инструментов «мягкой силы». Однако, несмотря на это, «мягкая сила» вынесена в отдельный пункт (39.о), где к ней относят деятельность, направленную на создание положительного образа с акцентом на демонстрацию достижений культуры, образования, науки, спорта и гражданского общества, а также меры, направленные на оказание гуманитарной поддержки нуждающимся странам. Также стоит отметить пункт, посвященный «публичной дипломатии», где основной акцент делается на информационное освещение деятельности российских властей за рубежом [1]. Подобное уточнение аспектов, имеющих отношение к «мягкой силе», отражает узость подхода к ее пониманию и значительно осложняет применение упомянутых инструментов, т. к. уже в то время в академических кругах акцентируется внимание на необходимости выработки целостной стратегии, объединяющей инструменты «мягкой силы» в единую сеть для достижения максимального результата.

Несмотря на это, как отмечают специалисты, 2012–2016 годы стали периодом пика популярности стратегии «мягкой силы» в высших политических кругах. В этот период данное словосочетание часто упоминается в выступлениях политиков самого высокого ранга, а также предпринимается ряд усилий, направленных на достижение поставленных целей [10]. Именно в этот период была создана отечественная медиагруппа «Россия сегодня» [23], запущено международное медиа «Sputnik» [24], а также утверждена «Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом [2].

Эксперты отмечают, что начиная с 2016 года, интерес к «мягкой силе» у российских властей постепенно начинает угасать [10]. Уже в ноябре 2016 года в новой версии «Концепции внешней политики РФ» «мягкой силе» уделяется крайне малое внимание, где как и в предыдущей версии документа от 2013 года указывается важность «мягкой силы» для международной политической системы, однако вектор ее применение смещается в сторону понимания как «дополнения к существующим дипломатическим методам» [6]. В качестве вероятных причин изменения вектора можно назвать неудачу информационного сопровождения за рубежом по теме «Крымской весны», а также смещение приоритетов внешней политики страны в сторону укрепления международной безопасности в контексте геополитической конфронтации с Западом и необходимости урегулирования конфликтов на Украине и в Сирии.

С этого времени в выступлениях российских политиков упоминания «мягкой силы» становятся все более редкими. Кроме того, в некоторых заявлениях начинает просматриваться негативная оценка понятия со смещением понимания в сторону «инструмента для подрыва режимов». В 2016 году первый заместитель министра обороны РФ В. Герасимов на общем собрании Академии военных наук заявил о «мягкой силе» как одном из подготовительных элементов цветных революций и составной части гибридных войн [28]. В 2018 году М. Симоньян заявляла о том, что оппоненты России используют «мягкую силу» чтобы диктовать свои условия элитам несамостоятельных стран [13].

В 2020 году глава МИД России заявил, что американская «мягкая сила» направлена на промывание мозгов среди населения для подрыва политических режимов. С. Лавров также отметил, что Россия не планирует идти по такому пути и выступает за уважение культур и традиций каждого [19]. Примерно в это же время новый глава «Россотрудничества» Е. Примаков в одном из первых интервью на новом посту заявил: «Я не люблю термин «мягкая сила». Это такое циничное наследие империализма. … «Мягкая сила» говорит всегда о чем-то с позиции силы так или иначе. Это навязывание чего-то, а мы не хотим ничего навязывать. Мы транслируем дружбу, добрососедство, наши ценности» [25]. Примечательно, что и до этого интервью для оценки отечественной «мягкой силы» политики предпочитал термин «гуманитарная политика» [16]. Существующий ныне формат понимания «мягкой силы» в России во многом можно связать с воззрениями Е. Примакова.

Примерно с середины 2020 года можно вести речь о возвращении «мягкой силы» в политическую дискуссию. В ходе «прямой линии» с Президентом, В. Путин в 2020 году заявлял о поддержке «мягкой силы» государством и отмечал, что существуют некоторые проблемы с ее реализацией [17]. В середине 2021 года, отвечая на вопросы журналистов, Д. Песков заявлял о том, что «мягкая сила» — это сфера, над которой России еще стоит поработать» [21]. Осенью 2021 года в СМИ появилась информация о возможном создании департамента «мягкой силы» при МИД РФ, однако важно отметить, что самим ведомством информация подавалась как возможность создания департамента, который будет заниматься сферой культурно-гуманитарного сотрудничества, что можно расценить как демонстрацию особого подхода к пониманию «мягкой силы» [11].

Окончательный переход к новому формату понимания произошел в 2022 году. Сперва о необходимости перехода от понятия «мягкая сила» к понятиям «культурное и гуманитарное сотрудничество» заявил директор департамента внешнеполитического планирования МИД России А. Дробинин [15], а уже 5 сентября термин «гуманитарная политика» официально стал использоваться в качестве обозначения российских усилий, связанных с «мягкой силой».

Примечательно, что разговоры о необходимости создания полноценной доктрины «мягкой силы» время-от-времени звучали из уст российских политиков и ученых. В 2012 году отсутствие подобной доктрины отмечал тогдашний глава «Россотрудничества» К. Косачев [27]. В 2014 году он же заявлял, что ведомство подготовило проект «Комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния России в мире», который планировалось представить В. Путину как доктрину «мягкой силы» России [20]. В 2017 году другой глава «Россотрудничества» Л. Глебова в интервью двояко ответила на вопрос о документе, представляющем концепцию «мягкой силы», отметив, что не обо всем можно прочитать на общедоступных ресурсах, однако подтверждений существования подобного документа не было, исходя из чего следует считать, что данная идея не была реализована [14].

В конечном итоге, идея создания документа об отечественной «мягкой силе» оказалась реализована лишь 8 лет спустя, когда 5 сентября 2022 года был опубликован указ В. Путина «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» [5]. Документ представляет собой целостную доктрину, отражающую общий взгляд российского руководства на понятие «мягкая сила», цели, задачи, принципы и формы применения.

Употребление термина «гуманитарная политика» указывает на наличие особого подхода, отличного от «мягкой силы», которая в российской политике стала отождествляться с инструментом внешнеполитического давления США. Само словосочетание «мягкая сила» упоминается в документе всего дважды: при описании культуры и медиа как инструментов российского воздействия, однако используется скорее для логической связи в предложении. Примечательно, что в документе совсем отсутствует термин «публичная дипломатия», что также могло бы отсылать к исходной концепции Д. Ная. Важно отметить и отсутствие термина «общественная дипломатия», который ранее нередко употреблялся причастными к МИДу структурами, а также встречался в работах российских исследователей «мягкой силы» [9].

Особенность российского понимания подчеркивается и при описании принципов национальной гуманитарной политики. В них делается акцент на позиционировании России как социально ориентированного государства, предоставляющего условия для всестороннего роста; отмечается принцип невмешательства во внутренние дела других стран; подчеркивается готовность учитывать интересы других государств; а партнерство с другими странами рассматривается как сотрудничество в целях повышения эффективности объединения ресурсов и координации деятельности.

Отличность понимания обнаруживается и в рамках формирования цели. Если целью «мягкой силы» в традиционном смысле понимания принято считать создание привлекательности для реализации интересов собственной внешней политики, то «гуманитарная политика» России направлена на «формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места РФ в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми». Формулировка цели в отечественной концепции указывает на то, что проводимая «гуманитарная политика» является в то же время инструментом противодействия информационным войнам, сущность которых сводится к представлению России в невыгодном свете.

Акцент на открытости России и ее нежелание менять других подчеркивается и в контексте перечисления национальных интересов. К ним относятся:

 защита традиционных ценностей;

 репрезентация культурного наследия народов России;

 расширение возможностей для ознакомления с российской культурой, взаимообогащение культур с другими странами и народами;

 построение сотрудничества с другими странами на основе принципов справедливости, взаимности и открытости без дискриминации.

В тексте также выделяются аспекты, влияющие на объективное восприятие России, которые в рамках теории «мягкой силы» можно рассматривать как ресурсы российского влияния. К ним относятся: особенности культуры во всем ее многообразии с учетом многонациональности; традиционные духовно-нравственные ценности; достижения отечественной науки; события мировой истории, в которых Россия сыграла ключевую роль; достижения российских спортсменов; российское гражданское общество и присущие ему социально-гуманитарные государственные проекты, демонстрирующие социальную направленность политической и экономической систем; высокое качество отечественного образования; проекты содействия международному развитию; гуманитарная помощь другим странам при ЧС.

В рамках документа впервые была очерчена ценностная основа российских усилий, которая ожидаемо носит традиционный характер. Ценностный базис концепции гуманитарной политики ориентирован на: защиту прав и свобод человека, семью, нормы морали и нравственности, милосердие, гуманизм, взаимопомощь, коллективизм, справедливость, приоритет духовного над материальным, уважение к чужой культуре, вере и обычаям.

Наибольшая часть текста концепции гуманитарной политики России посвящена инструментам и механизмам реализации. В нем рассматривается множество аспектов, которые стоит разделить на 4 группы.

К первой группе следует отнести инициативы, связанные с «культурной политикой. Ее ключевыми аспектами являются поддержка и продвижение русского языка, создание информационно-культурных центров за рубежом для популяризации русской культуры, «дипломатия наследия», поддержка инициатив международного спортивного сотрудничества, повышение туристической привлекательности, взаимодействие с диаспорой, а также международное молодежное сотрудничество.

Ко второй группе относятся инициативы, связанные с образовательной политикой, которые призваны способствовать продвижению отечественной науки и образования за рубежом.

Третий блок можно описать как элементы «цифровой дипломатии», где основное внимание уделяется мерам, направленным на расширение числа российских СМИ за рубежом; увеличение аудитории российских телеканалов и «новых медиа», а также продвижение пророссийских нарративов.

Заключительный блок посвящен аспектам международного гуманитарного сотрудничества, где уделяется внимание созданию механизмов многостороннего (в рамках международных организаций и договоров) и двустороннего гуманитарного сотрудничества, а также организации усилий по установке межрелигиозного диалога с другими странами и конфессиями [5].

Необходимость реализации политики гуманитарного сотрудничества нашла свое отражение и в обновленной Концепции внешней политики России 2023 года. В качестве приоритетных направлений деятельности в ней указываются: популяризация отечественных достижений культуры, искусства, образования и науки, а также содействие укреплению образа страны, привлекательной для учебы, работы, туризма и жизни; поддержка распространения русского языка; развитие механизмов «общественной дипломатии» при участии институтов гражданского общества и общественных движений; содействие межконфессионального сотрудничества религиозных организаций; сохранение цивилизационных связей со странами СНГ, поддержка российских спортсменов для допуска к международным соревнованиям; распространение объективной информации о роли России в построении многополярного миропорядка и вкладе СССР в победу над нацизмом; организация мероприятий для противодействия искажению истории; содействие международному сотрудничеству для сохранения культурного и исторического наследия [4].

Наличие детализированной стратегии гуманитарного сотрудничества и упоминание ее важности в Концепции внешней политики России указывает на то, что к 2022–2023 году высший политический класс в РФ окончательно принял на вооружение технологии «мягкого воздействия» и адаптировав их под национальные реалии, делает серьезную ставку на реализацию гуманитарной политики для укрепления имиджа в мире и достижения национальных интересов на международной арене.

Завершая рассмотрение «мягкой силы» России, можно сделать вывод, что за последние 15 лет понимание данного понятия изменилось от привлекательной, но опасной технологии американской внешней политики, до важного инструмента обеспечения национальных интересов. Вышеприведенный анализ свидетельствует о том, что 2022 год стал переломным в плане восприятия возможностей и инструментов «мягкой силы» для достижения целей внешней политики, а также о выработке своего особого взгляда, несколько отличного от классического понимания данного феномена.

Литература:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.). — Текст: электронный // Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/ (дата обращения: 17.05.2025).
  2. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (3 ноября 2015). — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (дата обращения: 17.05.2025).
  3. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010). — Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/?ysclid=m9u2eq2q1j676058459 (дата обращения: 17.05.2025).
  4. Указ Президента Российской Федерации № 229 от 31.03.2023 г. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090/page/1 (дата обращения: 17.05.2025).
  5. Указ Президента Российской Федерации № 611 от 05.09.2022 г. Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48280 (дата обращения: 17.05.2025).
  6. Указ Президента Российской Федерации № 640 от 30.11.2016 г. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1 (дата обращения: 17.05.2025).
  7. Nye J. S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. — New York: Basic Books, 1990. — 307 p.
  8. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. — Public Affairs, 2004. — 191 p.
  9. Бурлинова, Н. В. Политический манифест о том, кто мы есть (2022) / Н. В. Бурлинова. — Текст: электронный // Российский совет по международным делам: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/riacdigest/politicheskiy-manifest-o-tom-kto-my-est/ (дата обращения: 17.05.2025).
  10. Бурлинова, Н. В. Такая «мягкая сила» нам не нужна (2023) / Н. В. Бурлинова. — Текст: электронный // Российский совет по международным делам: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/takaya-myagkaya-sila-nam-nenuzhna/?sphrase_id=198553756 (дата обращения: 17.05.2025).В МИД создадут департамент «мягкой силы» {электронный ресурс} URL: https://lenta.ru/news/2021/09/30/mfa_plans/ Дата обращения: 05.04.2025
  11. В МИД создадут департамент «мягкой силы». — Текст: электронный // Lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2021/09/30/mfa_plans/ (дата обращения: 17.05.2025).
  12. Встреча с сотрудниками МИД России. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17490/print (дата обращения: 17.05.2025).
  13. Главред RT Маргарита Симоньян напомнила, какой сильной может быть «мягкая сила». — Текст: электронный // Царьград.ТВ: [сайт]. — URL: https://tsargrad.tv/news/glavred-rt-margarita-simonjan-napomnila-kakoj-silnoj-mozhet-byt-mjagkaja-sila_123125 (дата обращения: 17.05.2025).
  14. Государство внимательно относится и к собственным деньгам, и к своим геополитическим интересам. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3330512 (дата обращения: 17.05.2025).
  15. Дробинин, А. Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России / А. Ю. Дробинин. — Текст: электронный // Международная жизнь: [сайт]. — URL: https://interaffairs.ru/news/show/36410 (дата обращения: 17.05.2025).
  16. Евгений Примаков: Гуманитарная политика России должна быть эффективной. — Текст: электронный // Русская инициатива: [сайт]. — URL: https://youfrom.ru/2019/04/15/evgeniy-primakov-gumanitarnaya-politika-dolzhna-byit-effektivnoy/ (дата обращения: 17.05.2025).
  17. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 2020. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64671 (дата обращения: 17.05.2025).
  18. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова по тематике отношений с зарубежными русскоязычными общинами, опубликованное в «Российской газете» 30 октября 2008 года. — Текст: электронный // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/compatriots/vsemirnyy_kongress_sootechestvennikov/id/1604750/ (дата обращения: 17.05.2025).
  19. Лавров: США вкладывают в понятие мягкой силы промывку мозгов. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/politika/9488129 (дата обращения: 17.05.2025).
  20. Образ России получит гуманитарную помощь. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2520474 (дата обращения: 17.05.2025).
  21. Песков заявил, что России еще предстоит поработать над «мягкой силой». — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/politika/11433253 (дата обращения: 17.05.2025).
  22. Путин, В. В. Россия и меняющийся мир (2012) / В. В. Путин. — Текст: электронный // Архив сайта председателя правительства РФ В. В. Путина 200–2012: [сайт]. — URL: http://archive.premier.gov.ru/events/news/18252/ (дата обращения: 17.05.2025).
  23. Путин создал информагентство «Россия сегодня». — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/12/09/putin-likvidiroval-ria-novosti (дата обращения: 17.05.2025).
  24. «Россия сегодня» запустила новое международное медиа Sputnik. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/11/2014/5460c31ecbb20fc027d2e224 (дата обращения: 17.05.2025).
  25. «Сложно представить человека в здравом уме, который пошел бы читать сайт Россотрудничества». — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/1033306/nataliia-portiakova/slozhno-predstavit-cheloveka-v-zdravom-ume-kotoryi-poshel-chitat-sait-rossotrudnichestva (дата обращения: 17.05.2025).
  26. Совещание послов и постоянных представителей России. — Текст: электронный // Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (дата обращения: 17.05.2025).
  27. У России пока нет полноценной концепции «мягкой силы», считает Константин Косачев. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/644977 (дата обращения: 17.05.2025).
  28. «Цветным революциям» ответят по законам гибридных войн электронный. — Текст: электронный // Коммерсантъ: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2927168 (дата обращения: 17.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мягкая сила
гуманитарная политика
Концепция гуманитарной политики РФ за рубежом
МИД России
Россотрудничество
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 380-385):
Часть 5 (стр. 317-397)
Расположение в файле:
стр. 317стр. 380-385стр. 397

Молодой учёный