Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Социальные сети становятся важным инструментом в образовательном процессе, особенно в обучении иностранным языкам, поскольку они предоставляют уникальные возможности для взаимодействия и практики. Заметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, виртуальном обучении, то есть о смене образовательной парадигмы в целом, о наступлении так называемой эпохи электронной педагогики [1]. Так как самыми «продвинутыми» Интернет-пользователями являются представители молодого поколения, их больше привлекают не учебные материалы, а сайты, имеющие развлекательную направленность, к которым по праву можно отнести и всевозможные социальные сети.
Гипотезу проводимого теоретического исследования можно сформулировать следующим образом: Так как в процессе обучения в условиях Пограничной академии КНБ РК курсанты должны овладеть навыками взаимодействия с многоязычными и мультикультурными средами, то интеграция социальных сетей в процесс обучения может значительно улучшить данный процесс, и при этом эффективность преподавания иностранного языка значительно возрастёт.
Социальные сети предоставляют широкий спектр возможностей для интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Основываясь на том, что определяется методистами как интенсивность — повышение скорости и качества обучения; объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени. Таким образом интенсификация понимается как процесс, направленный на повышение количественных и качественных показателей успешности обучения. А. А. Леонтьев намечает следующие пути интенсификации обучения иностранным языкам: Построение учебной деятельности как организованной, управляемой и контролируемой последовательности действий учащихся, обеспечивающих оптимальное формирование иноязычной речевой деятельности и ее структурных компонентов (действий и операций). Говоря о процессе обучения в Пограничной академии, можно сказать, что учебный процесс не предполагает сокращения количества часов, выделяемых на изучение дисциплины. Отсюда вывод, что интенсификация процесса обучения языкам может быть достигнута за счет повышения эффективности обучения, повышения мотивационной составляющей и безусловно создания психологически комфортной среды обучения. Сопрягая это с обучающими возможностями социальных сетей, можно прийти к выводу, что их использование позволит выполнить все эти задачи.
Во-первых, социальные сети позволяют обучаемым взаимодействовать не только с преподавателями, но и между собой. Это создает возможность для формирования группы поддержки, где участники могут обмениваться знаниями, интересными материалами и практиковать язык в неформальной обстановке. Например, обсуждение текущих событий, культурных аспектов или даже любимых фильмов на изучаемом языке способствует улучшению разговорных навыков и расширению словарного запаса.
Во-вторых, использование социальных сетей может стать источником аутентичного контента. Так как появляется доступ к различным материалам, таким как видео, статьи, подкасты и блоги, созданные носителями языка. Это помогает им лучше понять культуру, в которой используется язык, а также учиться на реальных примерах общения.
Третьим важным аспектом является возможность использования различных форматов контента для обучения. Социальные сети предлагают разнообразные форматы: текст, фото, видео и аудио. Преподаватели могут создавать и делиться мультипредметными заданиями, которые помогают учащимся интегрировать знания иностранного языка с другими дисциплинами.
Кроме того, социальные сети способствуют более гибкому и доступному обучению. Обучаемые могут учиться в любое время и в любом месте, выбирать темы, которые их интересуют, и управлять своим временем обучения.
Несмотря на существующие режимные ограничения учебного заведения, запрет на доступ в интернет на занятиях, отсутствия смартфонов и других гаджетов с возможностью использования социальных сетей, организовать учебный процесс с применением элементов обучающих возможностей социальных сетей оказалось реальным.
Проведенный анализ научной и методической литературы показывает, что на сегодняшний момент можно выделить следующие направления по использованию социальных сетей в образовательном процессе [3, 4].
- Виртуальное взаимодействие людей, налаживание коммуникации.
Данное направление реализуется на занятиях по иностранному языку посредством работы в лингафонном кабинете, где курсанты имеют возможность через закрытый канал обратиться к преподавателю или к другим участникам группы.
- Осуществление познавательной деятельности.
Реализуя общеобразовательную программу по дисциплине «Иностранный язык» и выполняя различные творческие задания, подбирая дополнительный материал и т. д. можно создавать отдельные группы. В своей работе используем одинаковые задания для различных учебных застав, разделяя курсантов по уровням владения языком.
- Взаимодействие для осуществления учебно-воспитательных мероприятий.
Любое занятие по иностранному языку преследует воспитательную цель. В свою очередь, готовясь к занятию, преподаватель ставит перед собой задачу подбора соответствующего материала. Социальные сети — кладезь разнообразной информации по проведённым мероприятиям, а также произошедшим событиям, которые можно обсудить на занятиях.
- Непосредственное управление процессом обучения.
Данный принцип реализуется через табло успеваемости и еженедельного выявления лидеров среди обучаемых. Курсанты, стремясь завоевать топовые позиции старательно изучают критерии, стараются своевременно выполнять задания, не допускать пропусков и набирать баллы дополнительно.
- Доступность материала и мониторинг усвоения.
Данный принцип реализуется путем создания банка данных в компьютерном классе кафедры, где во время самостоятельной подготовки курсанты имеют возможность поработать над необходимыми заданиями и проверить степень изученности посредством тестов. Этот принцип реализуется также в создаваемых на кафедре электронных учебных пособиях.
- Самостоятельная творческая активность. Как известно, самые прочные знания — это факты, открытые самостоятельно. Реализуя данный принцип социальных сетей, преподаватели организуют создание собственных Reels и коротких видео роликов по теме, наподобие популярных сетей Instagram и TikTok. Данная творческая деятельность способствует развитию внутренней мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательной деятельности и нестандартного мышления.
Таким образом, все элементы социальных сетей, которые так привлекают молодое поколение — создание общей беседы и группы, комментирование новостей, групповое оценивание, возможность доступности материала и т. д. — это все можно организовать оффлайн на занятиях по иностранному языку. Для реализации принципа воспитательной функции посредством социальных сетей более эффективным является использование публичной страницы, но в условиях ограничения данный принцип реализуется посредством публикации наиболее значимых мероприятий в ежемесячной газете «Шекара академиясы. Кеше. Бүгін. Ертең», а также на размещенных в каждом учебном дивизионе LED экранах.
Обучение иностранным языкам в системе профессионального военного образования требует внедрения современных, эффективных методов. В условиях Пограничной академии КНБ РК актуальной задачей является поиск средств, способствующих повышению уровня языковой подготовки курсантов. В этой связи особый интерес представляет использование возможностей социальных сетей как инструмента интенсификации учебного процесса.
Литература:
- Киреев Б. Н. E-learning при подготовке педагогических кадров. // Высшее образование в России. -2016.- № 2.- С. 148–153
- Самсонова О. С. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru (Дата обращения: 08.05.25)
- Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (Дата обращения: 08.05.25)
- Применение социальных сетей в образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infojournal.ru/forums/topic/primeneniya-socialnyx-setej-v-obrazovanii/ (Дата обращения: 08.05.25)
- Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055–1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 14.05.2025).
- Механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1514 (Дата обращения: 05.05.25)