Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Состояние законности прокурорского надзора в сфере здравоохранения

Научный руководитель
Юриспруденция
24.05.2025
35
Поделиться
Библиографическое описание
Сергеев, Е. Ю. Состояние законности прокурорского надзора в сфере здравоохранения / Е. Ю. Сергеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125833/.


В данной статье изучены национальные проекты в области здравоохранения, статистические данные, касающиеся положительной динамики модернизации сферы здравоохранения от Федеральной службы государственной статистики, доклады Генерального прокурора, статистические данные из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры области, получена статистика от уполномоченного по правам человека, данная статистика была обобщена и сформирован вывод.

Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, юриспруденция, здравоохранение, медицина, статистика, права человека.

This article examines national projects in the field of healthcare, statistical data on the positive dynamics of modernization of the healthcare sector from the Federal State Statistics Service, reports from the Prosecutor General, statistical data from the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Prosecutor's Office of the region, statistics from the Commissioner for Human Rights, these statistics were summarized and a conclusion was formed.

Keywords: prosecutor supervision, legality, jurisprudence, healthcare, medicine, statistics, human rights.

Здоровое население — это основа экономической стабильности и социального развития страны. Эффективная система здравоохранения обеспечивает профилактику заболеваний, своевременное лечение, снижение уровня заболеваемости и смертности, а также повышает качество и продолжительность жизни людей. За столь обширной сферой необходим контроль со стороны государства, одними из контролирующих данную сферу являются органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением конституционного права граждан на охрану здоровья.

Важным направлением внутренней политики Российской Федерации является сфера здравоохранения. В связи с этим, в разные годы были разработаны и приняты федеральные и национальные проекты, направленные на улучшение здоровья граждан, реформирование системы здравоохранения и борьбой с многими проблемными вопросами в данной сфере. Так, были приняты следующие проекты:

– Приоритетный национальный проект «Здоровье»

В рамках данного проекта были сформированы мероприятия улучшения медико-санитарной помощи по подготовке и переподготовке врачей общей практики и повышение размера оплаты труда медицинских работников, укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицины, строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров [1].

– Национальный проект «Здравоохранение»

Данный национальный проект пришел на смену национальному проекту «Здоровье». Он предусматривал снижение показателей смертности населения, ликвидацию кадрового дефицита, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, доступности медицины, увеличение объемов экспорта медицинских услуг и иных целей [2].

– Национальный проект «Демография»

В нем были отражены цели увеличения ожидаемой продолжительности жизни, увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также повышения качества жизни старшего поколения [3].

– Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь»

Пришел на смену национального проекта «Здравоохранение». Направлен на совершенствование стационаров и педиатрических пунктов, а также на охрану материнства и улучшение условий для беременных женщин [4].

В целом, вышеуказанные национальные проекты улучшили сферу здравоохранения в Российской Федерации. Для рационального способа оценки уровня развития системы здравоохранения, можно обратиться к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Если взглянуть на показатели ожидаемой продолжительности жизни, показателю общей смертности, а также младенческой смертности, то мы можем заметить тенденцию к улучшению жизни населения, что в свою очередь невозможно без реформирования сферы здравоохранения. Так, ожидаемая продолжительность жизни в России с 1991 года по 2022 год выросла с 69,01 до 72,73 года, прогнозирование к 2030 году, при положительном варианте развития событий, оценивается в 77,9 лет. Показатель общей смертности на 1000 человек населения уменьшился с 15 в 1995 году до 12,1 в 2021 году. Младенческая смертность уменьшилась с 17,4 младенца на 1000 человек в 1990 году до 4,2 младенца на 1000 человек в 2023 году [5].

В докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2024 год отмечается традиционный опрос граждан в рамках вопроса о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в РФ. С 2022 года наблюдается постоянно упрочнение позиций в умах граждан о позитивной политике соблюдения прав человека в РФ, превалирующее число респондентов поставило на первое место право на бесплатную медицинскую помощь. Так, в 2024 году было зафиксировано 4386 обращений против 2616 в 2023 году. Данные обращения коснулись следующих вопросов: Охрана здоровья участников СВО — 1976 в 2024 году против 1164 в 2023 году; Охрана здоровья лиц, содержавшихся в учреждениях УИС — 1291 в 2024 году против 337 в 2023 году; Жалобы в сфере оказания медицинской помощи — 699 в 2024 году 713 в 2023 году; Жалобы на оказание психиатрической помощи — 129 в 2024 году против 138 в 2023 году; Жалобы по поводу лекарственного обеспечения — 111 в 2024 году против 114 в 2023 году; Жалобы на медицинское обеспечение семей с детьми — 149 в 2024 году против 119 в 2023 году; Жалобы по поводу обязательного медицинского страхования — 15 в 2024 году против 20 в 2023 году [6].

В ежегодных докладах Генерального прокурора Российской Федерации Краснова Игоря Викторовича о состоянии законности в различных сферах, была традиционно затронута тема исполнения законов в сфере здравоохранения. Так, в докладе за период 2023 года были выделены:

– Обеспечение законности при возведении новых, а также ремонте существующих объектов здравоохранения и укомплектованность его нужным оборудованием;

– Проблема оптимизации здравоохранения, в связи с чем возникли трудности с вызовом скорой медицинской помощи о обращения в поликлинику или ФАП

– Было отмечено, что по требованию Генеральной прокуратуры Минздравом были введены 12 подсистем информационной системы в сфере здравоохранения для облегчения обращений за медицинской помощью пациентам и работы медицинских работников

– Все еще сохраняется напряженность с обеспечением лекарствами населения, в частности пациентов-льготников [7].

За период 2024 года Генеральный прокурор докладывает о ситуации в сфере здравоохранения:

– Недопущение срыва и затягиваний строительства медицинских учреждений, простоя дорогого оборудования;

– Отмечено продвижение в рамках консультационных услуг телемедицины;

– Жители новых регионов Российской Федерации учтены в информационной системе для бесплатной медицинской помощи;

– Остро отмечена проблема лекарственного обеспечения и борьба с фальсификацией статистических данных о наличии лекарственных средств для льготных пациентов [8].

О состоянии законности, в рамках прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения свидетельствуют статистические данные, опубликованные Генеральной прокуратурой Российской Федерации на портале правовой статистики. Однако в связи с доработкой данной платформы, статистические данные не обновляются. За период с января по ноябрь 2022 года было выявлено 1336 нарушений законодательства в сфере национального проекта «Здравоохранение» [9].

Органы прокуратуры не публикуют отдельные группы надзора, в частности, сферы здравоохранения. Данные правонарушения объединены в общий блок «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и публикуются ежегодно. Однако на портале Генеральной прокуратуры РФ отражены показатели только за 2022 год. Таким образом, выявлено правонарушений закона — 4 212 828, принесено протестов — 434 233, направлено 397 937 исков и заявлений в суд, удовлетворено исков (заявлений) и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора — 352 963, внесено 968 281 представлений, 766 372 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 225 136 лиц привлечено к административной ответственности, 110 543 лиц предостережено о недопустимости нарушения закона, возбуждено 18 958 уголовных дел [10].

Что же касается работы органов прокуратуры в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Так, в статистическом отчете прокуратуры Кировской области за отчетный период с января по ноябрь 2024 года в данном блоке выявлено нарушений закона — 43871 (44077 за 2023 год); принесено протестов — 4556 (4678 за 2023 год); по удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов — 4203 (4347 за 2023 год); направлено исков, заявлений в суд — 3686 (3648 за 2023 год); внесено представлений — 9093 (9900 за 2023 год); к дисциплинарной ответственности привлечено 8213 лиц (8382 за 2023 год); по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности 973 лица (981 за 2023 год); предостережено 755 лиц о недопустимости нарушений закона (634 за 2023 год); возбуждено 158 уголовных дел (168 за 2023 год) [11].

Статистические показатели свидетельствуют о достаточной работе органов прокуратуры, но каких-то коренных изменений в позитивном ключе за последние годы не наблюдается. Слабая эффективность наблюдается в связи с тем, что должным образом не разграничены полномочия органов прокуратуры и Росздравнадзора — базового органа по надзору в данной сфере. В своей научной статье Алиев Я. Л., Логинов А. Н., Романова А. Э. отмечают: «Росздравнадзор не в состоянии самостоятельно справиться с контролем этой сфере по нескольким причинам: 1) Всеобъемлющее совершенствование системы здравоохранения, что крайне затрудняет надзор за всеми сферами; 2) В связи с ограниченным объемом полномочий у Росздравнадзора» [12].

Анализ деятельности органов прокуратуры и реализации национальных проектов в сфере здравоохранения позволяет сделать вывод о том, что обеспечение прав граждан на здоровье и медицинскую помощь является приоритетным направлением как государственной политики России, так и надзорной деятельности со стороны органов прокуратуры. Несмотря на принимаемые мены, в данной сфере сохраняются системные проблемы, требующие дальнейшего совершенствования законодательства, усиления контроля и повышения эффективности реализации государственных программ.

  1. Приведенный анализ показал, что система здравоохранения в РФ развивается посредством последовательного внедрения национальных проектов. Эти проекты оказали положительное влияние на ключевые показатели здоровья в стране — увеличилась ожидаемая продолжительность жизни, снизились уровни общей и младенческой смертности. Это свидетельствует о прогрессе в укреплении здоровья населения и модернизации системы здравоохранения.
  2. Деятельность органов прокуратуры РФ направлена на защиту конституционных прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь. Прокурорский надзор способствует выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере здравоохранения, включая вопросы строительства и оснащения медицинских учреждений, лекарственного обеспечения, борьбы с фальсификацией данных, а также соблюдения прав пациентов, в том числе семей с детьми, участников СВО, а также заключенных.

Вместе с тем, статистика обращений граждан и данные надзорной практики указывают на существование ряда проблем: недостаточная доступность медицинских услуг, особенно в отдаленных и сельских территориях; дефицит лекарств для льготных категорий граждан; несовершенство информационных систем, используемых в сфере здравоохранения; нарушения в рамках хранения и учете медикаментов, включая искажение статистических данных.

Кроме того, наблюдается значительный рост числа обращений граждан к уполномоченному по правам человека, касающихся вопросов охраны здоровья, что может свидетельствовать как об увеличении осведомленности населения о своих правах, так и о недостаточной удовлетворенности предоставляемыми им медицинскими услугами.

Таким образом, можно утверждать, что проводимая государственная политика в сфере здравоохранения дала определенные результаты, однако ее эффективность ограничивается рядом административных, организационных и правоприменительных проблем. Для более плодотворной реализации конституционных гарантий необходимо дальнейшее усиление роли прокурорского надзора, улучшение координационных мероприятий и взаимодействия с Министерством здравоохранения, в частности с его ответвлением — Росздравнадзором, развитие цифровизации и технологий телемедицины, повышение прозрачности отчетности для улучшения надзора и систематизации за сферой лекарственного обеспечения.

Литература:

  1. Приоритетный национальный проект «Здоровье». — Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения: [сайт]. — URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/medactivities/health (дата обращения: 13.05.2025)
  2. Национальный проект «Здравоохранение». — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/zdravookhranenie/ (дата обращения: 13.05.2025).
  3. Национальный проект «Демография». — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya/ (дата обращения: 13.05.2025).
  4. Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». — Текст: электронный // Национальные проекты России: [сайт]. — URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/prodolzhitelnaya-i-aktivnaya-zhizn/ (дата обращения: 13.05.2025).
  5. Официальная статистика. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 13.05.2025).
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2024 год. — Текст: электронный // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://ombudsmanrf.org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4–883d-a1b5ba1dd5f8/mediateca/doclad-2024.pdf (дата обращения: 13.05.2025).
  7. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94616909 (дата обращения: 13.05.2025).
  8. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=101841631 (дата обращения: 13.05.2025).
  9. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации Портал правовой статистики: [сайт]. — URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 13.05.2025).
  10. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 13.05.2025).
  11. Результаты деятельности органов прокуратуры РФ. — Текст: электронный // Прокуратура Кировской области: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/activity/statistics/office/result (дата обращения: 13.05.2025).
  12. Прокурорский надзор в сфере здравоохранения / Я. Л. Алиев, А. Н. Логинов, А. Э. Романова. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2018. — № 5. — С. 83–91.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
прокурорский надзор
законность
юриспруденция
здравоохранение
медицина
статистика
права человека
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 332-335):
Часть 5 (стр. 317-397)
Расположение в файле:
стр. 317стр. 332-335стр. 397

Молодой учёный