В статье анализируются проблемы правового регулирования социальных отношений в сфере образования, отмечается недостаток практикоориентированности высшего образования, избыточная централизация управления образованием и декларативность правового статуса педагогов. Рассмотрены зарубежные модели управления образованием и признания преподавателей госслужащими. Отмечена необходимость модернизации правового регулирования в данной сфере.
Ключевые слова: правовое регулирование, социальные отношения, высшее образование, административное управление, централизация, педагог, государственная служба.
Отношения в сфере образования, кроме образовательных, включают в себя административные, финансово-экономические, трудовые и иные общественные отношения в сфере образования, которые носят обеспечительный (вспомогательный) характер. Ввиду этого они регулируются большим количеством нормативно-правовых актов, не лишенных недостатков.
Применительно, к правовому регулированию образовательных отношений высшего образования следует отметить слабую направленность высшего образования на формирование практических навыков у студентов [2, c. 38]. Образовательный процесс в вузах по-прежнему сосредоточен на развитии сугубо теоретического мышления, в результате чего обучающийся все чаще приобретает качества исследователя, а не специалиста, готового к реальной трудовой деятельности. Перекос в пользу получения абстрактных знаний заметно снижает прикладную ценность высшего образования. Содержание образовательных программ высшего образования не пронизано практикоориентированной составляющей, в результате чего теория отрывается от реальности, а стандарты, закрепленные в нормативных актах, вступают в противоречие с актуальными запросами рынка труда.
Сложившаяся ситуация требует не просто адаптации отдельных элементов образовательного процесса, а глубокой структурной модернизации всей системы высшего образования. Только встраивание в учебный процесс практических занятий, таких, как семинары, кейс-занятия, профессиональные пробы, способно дать возможность студенту войти в роль будущего специалиста. Современные социально-экономические условия диктуют свои ориентиры: от выпускника ожидается не только владение базовыми понятиями, но и способность мыслить гибко, принимать нестандартные решения, адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам. Образовательная модель должна быть ориентирована на формирование таких личностных и профессиональных качеств, которые позволяют действовать эффективно даже в условиях неопределенности. Только при наличии таких навыков возможно полноценное вхождение в профессию и уверенное поведение в сложной, нестабильной деловой среде.
Что касается административных (управленческих) отношений в сфере образования, они характеризуются строгой подчиненностью одних субъектов другим. Кроме того, государство тщательно регулирует и контролирует административные отношения в сфере образования, в результате чего они теряют гибкость.
В США управление в сфере высшего образования построено по децентрализованному принципу, ввиду чего полномочия в сфере образования сконцентрированы преимущественно на уровне штатов. Университеты и иные образовательные учреждения, как правило, находятся в ведении штатов, что кардинально отличает указанную модель от российской. В отличие от централизованной модели, установленной в отечественной практике, государство в США не осуществляет прямое административное вмешательство в образовательные процессы, ограничивается опосредованным участием. Направления подготовки и содержания программ выстраиваются в зависимости от запросов рынка труда, именно он диктует приоритеты и влияет на образовательную политику [3, c. 298]. Такой подход обеспечивает связь образования с экономикой и способствует актуализации образовательных программ в соответствии с реальными условиями профессиональной среды.
Применительно к отечественной системе управления высшим образованием оправданным видится отход от избыточного нормативного давления в пользу стратегического сопровождения и координации. Такое перераспределение акцентов позволит образовательной системе оперативно реагировать на внешние вызовы, проявлять гибкость и учитывать специфику конкретного региона. Правовое обеспечение данной трансформации возможно путем внесения изменений в законодательство.
Предоставление вузам более широких полномочий в части бюджетной автономии, формирования структуры образовательных программ и привлечения внебюджетных ресурсов представляет собой механизм повышения их конкурентоспособности и обеспечения стабильности деятельности. Усиление финансовой и организационной самостоятельности вузов способствует также формированию конкурентной среды в академическом пространстве.
Правовое положение педагогов в российской и зарубежных правовых системах имеет много точек соприкосновения. Однако нельзя не отметить различия, отражающие специфику национального и зарубежных подходов. Хотя в обеих системах закреплены инструменты оценки профессиональной деятельности, включая аттестацию и иные формы квалификационного контроля, кроме того, гарантированы ежегодные отпуска и предусмотрены механизмы повышения квалификации, статус педагога в России и ряде европейских стран трактуется по-разному. В отличие от государств Европы, в которых преподавание рассматривается как разновидность государственной службы, российская правовая система лишает педагогов данного признания, несмотря на наличие в национальном законодательстве нормы об их «особом статусе» (ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]).
Формальное провозглашение особого положения педагогов, зафиксированное в Законе об образовании, к сожалению, остается в значительной степени не реализованным. В действительности, обозначенное положение имеет декларативный характер, не обеспеченный действенным механизмом реализации.
Важнейшей задачей модернизации законодательства в образовательной сфере следует признать уточнение и конкретизацию правового статуса лиц, осуществляющих педагогическую деятельность. Задача состоит не только в усилении формальных гарантий, но и в нормативном отражении реальной значимости их труда. Повышение эффективности функционирования системы образования неразрывно связано с необходимостью повышения законодательной защиты прав педагогов и регламентации их значимой общественной (государственной) миссии.
Признание преподавательской деятельности государственной службой является юридически обоснованным шагом, который позволит институционализировать статус педагогов, обеспечить устойчивые гарантии и приблизить отечественную модель к правовым системам европейских государств, в которых труд учителя обладает высоким общественным признанием.
Таким образом, анализ правового регулирования социальных отношений в сфере образования показал разнонаправленность действующей нормативной базы в данной сфере и потребностей системы образования, общества. Высшее образование по-прежнему ориентировано преимущественно на теоретическую подготовку студентов, игнорирует необходимость формирования прикладных навыков. Административная модель управления системой образования в России страдает от излишней централизации и жесткого нормативного давления и контроля. Требует пересмотра и правовой статус педагогов: их провозглашенный «особый статус» остается декларативным и не имеет действенных механизмов реализации. Признание преподавательской деятельности видом государственной службы представляется обоснованным решением, способным повысить престиж данной профессии, усилить ее правовую защищенность и приблизить отечественную систему к европейским моделям, которыми труд педагога получил должное правовое и общественное признание.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
- Князев Е. А. Основные проблемы государственной политики в сфере образования РФ и пути решения // Педагогика и современное образование: традиции и инновации: Сборник статей VI Международной методико-практической конференции, Петрозаводск, 06 апреля 2023 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2023. — С. 37–41.
- Самохвалова П. В. Зарубежный опыт повышения эффективности деятельности органов управления образованием как одно из направлений совершенствования их взаимодействия // Молодой ученый. 2020. № 25 (315). С. 297–298.