Первым изображением западной черкешенки стал рисунок «Черкесские девушки», созданный британским эмиссаром Джеймсом Станиславом Беллом в 1837–1839 гг. Выполненная с него гравюра положила начало иконографии западной черкешенки в ориенталистической книжной графике. В статье поставлена цель — исследовать эволюцию художественного образа западной черкешенки в графике Д. С. Белла и книжных иллюстраторов 1840-х годов. В работе применен комплексный метод, включающий элементы искусствоведческого, историко-культурологического и формально-стилистического анализа. В результате исследования выявлены иконографические изменения образа западной черкешенки в колорите, динамике и композиции. В период с 1840 по 1847 гг. новый графический тип получил распространение в монохромном решении, а не в красочной палитре; образ девушки от статичного состояния перешел к динамичному и далее к общей уравновешенности; героиня изображается не в одиночных, а в многофигурных композициях.
Ключевые слова: западная черкешенка, Кавказская война, Джеймс Белл, книжная графика, иллюстрация, иконографический тип.
Интерес иностранцев к частной жизни народов Северного Кавказа возрастает в 1830–1840 гг. в связи с кульминационным этапом Кавказской войны (1817–1864). Британские военные разведчики и путешественники, изучающие жизненный уклад горцев, создают не только карты, этнографические записи и полевые заметки, но и графические работы, являющиеся художественным документом эпохи.
Важным этнографическим источником для европейских книжных иллюстраторов 1840-х гг. стали гравюры с рисунков британского эмиссара Д. Белла, размещенные в его «Дневнике пребывания в Черкесии» [4, 5]. Иллюстрация Д. Белла «Черкесские девушки» [4, с. 1] стояла у истоков иконографии западной черкешенки в ориенталистической книжной графике. Гравюра исследовалась с точки зрения истории костюма [3, с. 98–99]. Девичий комплекс западной черкешенки был реконструирован модельером М. А. Хацуковой на основе рисунка Д. Белла [2]. Научных работ, включающих анализ композиции, колорита, стилистической направленности графического наследия художника Д. Белла не выявлено.
Цель работы — исследовать эволюцию художественного образа западной черкешенки в графике Д. Белла и европейских книжных иллюстраторов 1840-х гг. Для реализации данной цели в статье решаются следующие задачи: сопоставление текста и иллюстрации для изучения возможной взаимосвязи, проведение сравнительного анализа рисунка Д. Белла и работ других художников, выявление изменяющихся черт в образе западной черкешенки.
Методологической основой исследования стал комплексный подход, включающий элементы искусствоведческого, историко-культурологического и формально-стилистического анализа.
До начала Кавказской войны (1817–1864) женские образы, как правило, были представлены княгинями и дворянками со служанками из феодальной Восточной Черкесии (рис. 1).
Рис. 1. «Черкесские княгини. Правый берег Кубани». Фероджо Ф. А. 1838 г. [8, ил. 18]
Черкешенки не столь именитого происхождения были изображены в жанровых сценах и пейзажах (рис. 2). Художественное представление о жительнице демократической Западной Черкесии долгое время оставалось недоступным для зрителя.
Рис. 2. «Цемесская бухта». Лонгворт Д. А. 1840 г. [7, с. 1]
Автор первого изображения западной черкешенки — Джеймс Станислав Белл (1797–1858), эмиссар Британской империи, контрабандист, писатель и художник. Написанный им в 1837–1839 гг. и опубликованный в 1840 году «Дневник пребывания в Черкесии» [4, 5] был проиллюстрирован 13-ю гравюрами с рисунков Д. Белла.
Книжная гравюра «Черкесские девушки» (рис. 3) расположена в самом начале второго тома «Дневника…», перед 19-м вступительным письмом [5, с. 1]. В 20-м письме автор рассказывает о черкешенках и рассуждает об их красоте, внутренней и внешней. Подробные и поэтичные описания Д. Белла подчеркивают независимый и свободолюбивый нрав горянки: «Девушка же, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном, — имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена во всю и неуязвима для всех атак, в то время как … ее развевающееся платье и ее скромная походка, придают ее фигуре женственность, а если она высокого роста, то достоинство и грацию; девушка, повторяю, выходит без покрывала и если случается, то она смешивается с толпой мужчин без всякой робости» [1, c. 503].
Размышления Д. Белла о красоте горянки отразились в гравюре (рис. 3): статная черкешенка, облаченная в приталенные доспехообразные одежды с металлическими застежками, выглядит воинственно. В то же время ее поза свободна, расслаблена и открыта зрителю. Мягкие, струящиеся складки ткани добавляют образу девушки изящество и утонченность.
Рис. 3. «Черкесские девушки». Белл Д. С. 1840 г. [5, с. 1]
Западная черкешенка появляется на титульном листе газеты «The Illustrated London News» [9, c. 145]. Девушка изображена в многофигурной композиции (рис. 4).
Рис. 4. «Группа черкесов». Неизвестный автор. 1842 г. [9, c. 145]
В сопроводительном тексте говорится, что героиня только сбежала из вражеского плена и передает информацию о стороне противника своим соплеменникам [9, c. 145]. Обращающийся к ней пожилой воин списан с Тугужоко Кызбэча, шапсугского героя по прозванию «Лев Черкесии» графический портрет которого был также написан Д. Беллом и размещен в «Дневнике…» [4, с. 1].
Воинственность черкешенки выражена в действии — она наравне с воинами принимает активное участие в судьбе своей родины. Девушка больше не пребывает в состоянии покоя, как у Д. Белла. Лицо черкешенки встревожено; театральным, но не лишенным изящества жестом она отводит левую руку в сторону, возможно, указывая своим соплеменникам на стан врага. В правой руке у нее нет веера, неуместного для подобного сюжета. Лишившись безмятежности и уверенного созерцания, образ героини приобрел ярко выраженную гражданскую позицию.
Монохромность гравюры 1842 г. (рис. 4) обусловлена ее размещением в печатной газете, однако подобное колористическое решение неожиданно для иллюстрации (рис. 5) к масштабному научному труду немецкого историка и путешественника Ф. фон Боденштадта [6].
В отличие от предыдущих графических работ, связь между изображением и текстом нами не выявлена. Раздел, в который помещена гравюра, посвящен жителям Северного Кавказа в Средние века и, в частности, этногенезу осетин [6, с. 31–33], не фигурирующих в изображении.
Рис. 5. Кавказские типы. «…4. Черкесский вождь со 5. своей дочерью…». Неизвестный автор. 1847 г. [6, с. 31–32]
В подписи к гравюре героиня называется дочерью черкесского вождя, чей облик также отсылает к графическому портрету Кызбэча Тугужоко авторства Д. Белла [4, с. 1].
Образ западной черкешенки возвращается к спокойному, расслабленному состоянию. В правой руке она держит веер из перьев, который можно увидеть на гравюре с рисунка Д. Белла (рис. 3). Левая рука остается в указывающем жесте, но не столь ярко выраженном, как на рисунке 4. Неизвестный художник явно был знаком не только с первоисточником иконографии западной черкешенки, но и с работами других авторов. Голова девушки повернута в профиль, что придает образу идеализацию в духе античных медалей. Черкешенка выглядит открыто и свободно в обществе мужественных воинов: она непринужденно беседует с шапсугом, сохраняя достоинство и грацию облика.
Иконография западной черкешенки в европейской книжной графике 1840-х годов эволюционировала в колорите, динамике и композиции. Новый графический тип получил распространение в монохромном решении, а не в красочной палитре Д. Белла. Иконография прошла путь от величественной статики к ярко выраженной динамике и, наконец, к равновесию обоих начал. Добавление героини в многофигурные композиции раскрыло образ западной черкешенки, каким его видел Д. Белл в своем «Дневнике…»: горянка, не прячущая лица от мира, находящаяся наравне с воинами, сама подобная «Орлеанской деве» и неравнодушная к судьбе Черкесии.
Литература:
- Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. / Сост., ред. пер., введ. [с. 3–28] и вступ. статьи к текстам В. К. Гарданова; Кабард.-Балкар. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров КБАССР. — Нальчик: Эльбрус, 1974. — 635 с.
- Мадина Хацукова: реконструкция памяти. — Текст: электронный // gorets-media.ru: [сайт]. — URL: https://gorets-media.ru/page/rekonstrukcija-pamjati (дата обращения: 18.04.2025).
- Хлудова Л. Н. История Кубани в произведениях живописи и графики (XV в.–60-е гг. XIX в.): монография / Л. Н. Хлудова. — Армавир: РИО АГПА, 2014. — 208 с.
- Bell, J. S. Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839 / J. S. Bell. — Vol. 1. — London: Edward Voxon, Dover Street, 1840. — 488 p.
- Bell, J. S. Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839 / J. S. Bell. — Vol. 2. — London: Edward Voxon, Dover Street, 1840. — 453 p.
- fon Bodenstedt, F. M. Die Völker des Kaukasus und ihre Freiheitskämpfe gegen die Russen / F. M. Bodenstedt. — Frankfurt am Main: Keßler, 1848. — 572 p.
- Longworth, J. A. A year among the Circassians / J. A. Longworth. — Vol. 2. — London: Henry Colburn, Publisher, Great Marlborough Street, 1840. — 351 p.
- de Hell, H., Morand, I. X. Les steppes de la mer Caspienne, le Caucase, la Crimee et la Russie meridionale. Voyage pittoresque, historique et scientifique / par Xavier Hommaire de Hell. — Paris; Strasbourg: P. Bertrand; V. Levrault, 1843–1845. Atlas scientifique. — 1845. — 38 p.
- The Illustrated London News v.1 1842. — Текст: электронный // HathiTrust: [сайт]. — URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015006972874&seq=155 (дата обращения: 30.03.2025).