В статье авторы исследуют различные способы активизации познавательного интереса, начиная от использования игровых технологий и проблемного обучения и заканчивая применением информационно - коммуникационных технологий и проектной деятельности.
Ключевые слова: познавательный интерес, способы активизации, математика.
Математика — предмет, который часто вызывает у школьников противоречивые чувства. Для одних это увлекательный мир логики и абстракций, для других — источник стресса и непонимания. Задача учителя — превратить математику из «страшного зверя» в интересного и полезного союзника [1, c. 2]. Ключ к этому — активизация познавательного интереса обучающихся.
Познавательный интерес — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира, стремление к познанию, к более полному и глубокому отражению действительности. Когда ученик заинтересован, он вовлечен в процесс обучения, лучше усваивает материал и проявляет инициативу.
В этой статье мы рассмотрим эффективные способы активизации познавательного интереса на уроках математики, которые помогут сделать обучение более увлекательным и результативным.
1. Создание проблемных ситуаций
Проблемная ситуация — это ситуация, в которой ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимостью решить новую задачу.
Пример: Вместо того, чтобы просто дать формулу площади круга, можно предложить ученикам задачу: «Как рассчитать, сколько ткани потребуется для пошива юбки-солнце, если известен обхват талии?» Это заставит их задуматься о связи между радиусом, диаметром и площадью круга.
Как использовать:
Предлагайте задачи, которые требуют нестандартного подхода.
Используйте реальные жизненные ситуации, чтобы показать практическую значимость математики.
Позволяйте ученикам самостоятельно формулировать проблему и искать пути ее решения.
2. Использование игровых технологий
Игра — это естественная форма деятельности для детей и подростков. Игровые элементы на уроке математики помогают снять напряжение, повысить мотивацию и сделать обучение более увлекательным [3, c. 12].
Примеры:
Математическое лото: Ученики получают карточки с ответами, а учитель зачитывает примеры.
КВН: Разделите класс на команды и предложите им решать математические задачи на скорость и правильность.
Использование онлайн-платформ: Многие онлайн-платформы предлагают интерактивные игры и задания по математике.
Как использовать:
Выбирайте игры, соответствующие возрасту и уровню подготовки учеников.
Четко объясняйте правила игры и критерии оценки.
Обеспечьте активное участие всех учеников.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
ИКТ открывают широкие возможности для визуализации математических понятий, моделирования процессов и проведения интерактивных уроков [2, c. 34].
Примеры:
Использование презентаций: Презентации позволяют наглядно представить материал, использовать анимацию и интерактивные элементы.
Работа с интерактивной доской: Интерактивная доска позволяет ученикам активно участвовать в решении задач, строить графики и выполнять другие математические операции.
Использование специализированного программного обеспечения: Существуют программы, которые позволяют моделировать геометрические фигуры, строить графики функций и проводить математические эксперименты.
Как использовать:
Используйте ИКТ для визуализации сложных понятий.
Предлагайте ученикам самостоятельно создавать презентации и проекты с использованием ИКТ.
Используйте онлайн-ресурсы для поиска дополнительной информации и решения задач.
4. Связь математики с другими предметами и реальной жизнью
Показывайте ученикам, как математика применяется в других областях знаний и в повседневной жизни.
Примеры:
Математика и физика: Решение задач по физике требует знания математических формул и методов.
Математика и экономика: Расчет процентов по кредиту, анализ графиков продаж, планирование бюджета.
Математика и искусство: Золотое сечение в архитектуре и живописи, симметрия в орнаментах.
Как использовать:
Приводите примеры из реальной жизни, демонстрирующие применение математических знаний.
Предлагайте ученикам проекты, требующие интеграции математики с другими предметами.
Приглашайте специалистов из разных областей, которые используют математику в своей работе.
5. Дифференцированный подход
Учитывайте индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.
Примеры:
Предлагайте задачи разного уровня сложности.
Используйте разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
Как использовать:
Проводите диагностику уровня знаний и умений учеников.
Разрабатывайте индивидуальные образовательные маршруты.
6. Развитие творческого мышления
Предлагайте задачи, требующие нестандартного подхода и творческого решения.
Примеры:
Задачи на логику и смекалку.
Задачи с несколькими решениями.
Задачи, требующие построения математических моделей.
Как использовать:
Поощряйте учеников к поиску нестандартных решений
Создавайте атмосферу, в которой не боятся ошибаться.
Обсуждайте различные подходы к решению задач.
7. Использование проектной деятельности
Проектная деятельность позволяет ученикам самостоятельно исследовать математические проблемы, применять полученные знания на практике и развивать навыки сотрудничества [1, c. 44].
Примеры:
Создание математических моделей реальных объектов.
Проведение математических исследований.
Разработка математических игр и приложений.
Как использовать:
Предлагайте ученикам темы проектов, соответствующие их интересам.
Оказывайте им поддержку и консультации.
В заключение, стоит подчеркнуть, что активизация познавательного интереса обучающихся на уроках математики — это не просто желательный, а необходимый элемент эффективного образовательного процесса. Математика, зачастую воспринимаемая как сложная и абстрактная дисциплина, может стать увлекательной и доступной, если преподаватель целенаправленно использует разнообразные методы и приемы, направленные на пробуждение и поддержание интереса к предмету.
Литература:
- Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. — Москва: Педагогика, 2022. — Т.2.
- Кочергина А. В. Учим математику с увлечением — Москва: 5 за знания, 2021.
- Мансуров, Н. А. Новые подходы к управлению проектной деятельностью в школе Текст. // Естествознание в школе. -2025. — № 4.