Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Способы активизации познавательного интереса обучающихся на уроках математики

Педагогика
25.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Крылова, Л. М. Способы активизации познавательного интереса обучающихся на уроках математики / Л. М. Крылова, Е. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125763/.


В статье авторы исследуют различные способы активизации познавательного интереса, начиная от использования игровых технологий и проблемного обучения и заканчивая применением информационно - коммуникационных технологий и проектной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, способы активизации, математика.

Математика — предмет, который часто вызывает у школьников противоречивые чувства. Для одних это увлекательный мир логики и абстракций, для других — источник стресса и непонимания. Задача учителя — превратить математику из «страшного зверя» в интересного и полезного союзника [1, c. 2]. Ключ к этому — активизация познавательного интереса обучающихся.

Познавательный интерес — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающего мира, стремление к познанию, к более полному и глубокому отражению действительности. Когда ученик заинтересован, он вовлечен в процесс обучения, лучше усваивает материал и проявляет инициативу.

В этой статье мы рассмотрим эффективные способы активизации познавательного интереса на уроках математики, которые помогут сделать обучение более увлекательным и результативным.

1. Создание проблемных ситуаций

Проблемная ситуация — это ситуация, в которой ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимостью решить новую задачу.

Пример: Вместо того, чтобы просто дать формулу площади круга, можно предложить ученикам задачу: «Как рассчитать, сколько ткани потребуется для пошива юбки-солнце, если известен обхват талии?» Это заставит их задуматься о связи между радиусом, диаметром и площадью круга.

Как использовать:

Предлагайте задачи, которые требуют нестандартного подхода.

Используйте реальные жизненные ситуации, чтобы показать практическую значимость математики.

Позволяйте ученикам самостоятельно формулировать проблему и искать пути ее решения.

2. Использование игровых технологий

Игра — это естественная форма деятельности для детей и подростков. Игровые элементы на уроке математики помогают снять напряжение, повысить мотивацию и сделать обучение более увлекательным [3, c. 12].

Примеры:

Математическое лото: Ученики получают карточки с ответами, а учитель зачитывает примеры.

КВН: Разделите класс на команды и предложите им решать математические задачи на скорость и правильность.

Использование онлайн-платформ: Многие онлайн-платформы предлагают интерактивные игры и задания по математике.

Как использовать:

Выбирайте игры, соответствующие возрасту и уровню подготовки учеников.

Четко объясняйте правила игры и критерии оценки.

Обеспечьте активное участие всех учеников.

3. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

ИКТ открывают широкие возможности для визуализации математических понятий, моделирования процессов и проведения интерактивных уроков [2, c. 34].

Примеры:

Использование презентаций: Презентации позволяют наглядно представить материал, использовать анимацию и интерактивные элементы.

Работа с интерактивной доской: Интерактивная доска позволяет ученикам активно участвовать в решении задач, строить графики и выполнять другие математические операции.

Использование специализированного программного обеспечения: Существуют программы, которые позволяют моделировать геометрические фигуры, строить графики функций и проводить математические эксперименты.

Как использовать:

Используйте ИКТ для визуализации сложных понятий.

Предлагайте ученикам самостоятельно создавать презентации и проекты с использованием ИКТ.

Используйте онлайн-ресурсы для поиска дополнительной информации и решения задач.

4. Связь математики с другими предметами и реальной жизнью

Показывайте ученикам, как математика применяется в других областях знаний и в повседневной жизни.

Примеры:

Математика и физика: Решение задач по физике требует знания математических формул и методов.

Математика и экономика: Расчет процентов по кредиту, анализ графиков продаж, планирование бюджета.

Математика и искусство: Золотое сечение в архитектуре и живописи, симметрия в орнаментах.

Как использовать:

Приводите примеры из реальной жизни, демонстрирующие применение математических знаний.

Предлагайте ученикам проекты, требующие интеграции математики с другими предметами.

Приглашайте специалистов из разных областей, которые используют математику в своей работе.

5. Дифференцированный подход

Учитывайте индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.

Примеры:

Предлагайте задачи разного уровня сложности.

Используйте разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.

Как использовать:

Проводите диагностику уровня знаний и умений учеников.

Разрабатывайте индивидуальные образовательные маршруты.

6. Развитие творческого мышления

Предлагайте задачи, требующие нестандартного подхода и творческого решения.

Примеры:

Задачи на логику и смекалку.

Задачи с несколькими решениями.

Задачи, требующие построения математических моделей.

Как использовать:

Поощряйте учеников к поиску нестандартных решений

Создавайте атмосферу, в которой не боятся ошибаться.

Обсуждайте различные подходы к решению задач.

7. Использование проектной деятельности

Проектная деятельность позволяет ученикам самостоятельно исследовать математические проблемы, применять полученные знания на практике и развивать навыки сотрудничества [1, c. 44].

Примеры:

Создание математических моделей реальных объектов.

Проведение математических исследований.

Разработка математических игр и приложений.

Как использовать:

Предлагайте ученикам темы проектов, соответствующие их интересам.

Оказывайте им поддержку и консультации.

В заключение, стоит подчеркнуть, что активизация познавательного интереса обучающихся на уроках математики — это не просто желательный, а необходимый элемент эффективного образовательного процесса. Математика, зачастую воспринимаемая как сложная и абстрактная дисциплина, может стать увлекательной и доступной, если преподаватель целенаправленно использует разнообразные методы и приемы, направленные на пробуждение и поддержание интереса к предмету.

Литература:

  1. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. — Москва: Педагогика, 2022. — Т.2.
  2. Кочергина А. В. Учим математику с увлечением — Москва: 5 за знания, 2021.
  3. Мансуров, Н. А. Новые подходы к управлению проектной деятельностью в школе Текст. // Естествознание в школе. -2025. — № 4.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
познавательный интерес
способы активизации
математика
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 428-430):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 428-430стр. 481

Молодой учёный