В статье рассматривается актуальность профилактики нарушений осанки у гимнасток 10–11 лет. Обоснована необходимость использования методик, направленных на развитие осознанности движений, коррекцию мышечного тонуса и биомеханики тела. Представлен экспериментальный комплекс упражнений, основанный на подходах М. Фельденкрайза, А. Лоуэна, В. Райха. Предложены методы оценки эффективности комплекса, представлены предварительные результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: осанка, профилактика, метод Фельденкрайза, двигательная осознанность, комплекс упражнений.
Осанка человека, согласно определению Чаклина В. Д., представляет собой привычную устойчивую позу тела в вертикальном положении, как в покое, так и при движении, которая формируется и зависит от состояния связочно-сухожильного аппарата, мышечного тонуса, позвонков и естественных изгибов, таких как лордоз и кифоз. Эта характеристика человеческого организма рассматривается в различных научных дисциплинах, таких как медицина, физическая культура, эстетика и эргономика, подчеркивая, тем самым, ее междисциплинарную значимость 6.
Согласно данным Министерства Здравоохранения, начиная с 2020 года, фиксируется устойчивая тенденция положительной динамики роста числа населения Российской Федерации, имеющего заболевания костно-мышечной системы, которая составляет около 13 процентов 4.
В то же время, исходя из современных данных мирового уровня, приводится статистика о том, что 34–50 % детей и подростков имеют проблемы, различной степени, с осанкой 3.
Говоря о художественной гимнастике, стоит отметить, что специфика вида спорта, особенно, предполагает различные отклонения в костно-мышечной системе организма, в частности воздействуя на осанку ребенка. Из всего вышеперечисленного следует, что вопрос разработки новых эффективных комплексов упражнений и методик остается актуальным
Вопрос охраны и сохранения здоровья подрастающего поколения остается приоритетным, поскольку важной функцией системы современного образования является формирование устойчивых здоровьесберегающих привычек и двигательных навыков, способствующих снижению риска различных заболеваний. Опорно-двигательный аппарат, имея, колоссальную роль, в обеспечении жизнедеятельности организма, находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием здоровья. Из чего следует, что незначительное нарушение в его функционировании, напрямую имеет последствия, влияющие на показатели общего здоровья, физическое состояние, и качество жизни в целом, следовательно, и ее продолжительности 2.
В нашей работе мы предлагаем комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, за основу, которого взят метод Моше Фельденкрайза. Данный метод представляет собой комплексный подход, объединяющий развитие осознанности в движениях, способствующей интеграции сознания и тела, улучшение координации, гибкости и силы, следовательно, и общего состояния здоровья. Преимущества метода в том, что он включает физические упражнения оздоровительной направленности, воздействующие на организм, сильной стороной которых является глубокое внимание к деталям и связям между различными частями тела, сосредоточенности на мелких движениях и поиске оптимального двигательного паттерна, что особенно важно в юном возрасте.
Цель исследования: научное обоснование и разработка комплекса упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки у девочек 10–11 лет, занимающихся художественной гимнастикой
Гипотеза: предполагается, что если в тренировочный процесс гимнасток включить упражнения, направленные на:
– улучшение осанки, через снятие мышечного напряжения;
– улучшение биомеханики двигательных действий;
– улучшение двигательных возможностей: мобильности, координации, баланса и общей моторики;
И выполнять их осознанно, то можно добиться положительной динамики в двигательных функциях организма, состоянии опорно-двигательного аппарата, общего самочувствия, а также достижение благоприятного эмоционального фона.
Исследование проводиться на базе спортивного клуба по художественной гимнастике г.Перми «Шаг вперед».
В исследовании принимают участие 20 человек — девочки 10–11 лет, из которых 10 человек — экспериментальная группа, работают с использованием разработанного комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки, и 10 человек — контрольная группа, выполняют традиционные упражнения на те же группы мышц, применяя комплекс упражнений из программы спортивной подготовки. Тренировки с использованием разработанного комплекса упражнений проводятся три раза в неделю, 30 минут в конце тренировки в экспериментальной группе. А в контрольной группе внимание необходимым группам мышц уделяется лишь в начале тренировки в процессе разминки.
В ходе исследования использованы следующие методы:
– Контент-анализ научно-методической и специальной литературы, для определения актуальности исследования и отношение к проблематике исследования научного сообщества.
– Педагогическое наблюдение, для оценки эффективности применяемого комплекса упражнений.
– Тестирования, их проведение обусловлено необходимостью сравнения показателей до и после педагогического эксперимента:
- Метод наглядных измерений, использование программы Posture Screen Mobile, позволяющей наблюдать и анализировать положения тела, позы, наличия асимметрий и отклонений.
- Метод определения плоскостопия — плантография. Суть метода в снятии отпечатка подошвенной поверхности стопы, проведения графического анализа, расчеты и заключение.
- Тестирования статической выносливости мышц спины, живота и боковых мышц туловища:
– И.п. лежа на животе, туловище, руки и ноги на весу — «лодочка» (время удержания).
– И.п. лежа на спине, руки внизу, ноги подняты под углом 45 (время удержания).
– И.и. лежа на боку (правый/левый), рука вверх под голову, вторая в упоре на полу, ноги подняты около 45 (время удержания).
- Формирующий педагогический эксперимент, направленный на профилактику нарушений осанки и патологии стоп.
Результаты первичного обследования установили, что наибольшую распространенность у испытуемых, имеют такие нарушения, как сутулость и чрезмерный лордоз поясничного отдела, также встречаются вальгусная деформация стоп и колен.
При расчёте t-критерия Стьюдента полученные значения t по всем показателям находятся в зоне незначимости, что указывает на отсутствие значительных различий между исследуемыми группами. Таким образом, можно подтвердить изначальную однородность выборок, предполагая равенство обеих групп (таблица1).
Таблица 1
Расчет достоверности различий первичных данных КГ и ЭГ
Тест |
КГ |
ЭГ |
t (p) |
Сила мышц спины «лодочка» (время удержания) |
1,12±0,16 |
1,15±0,1 |
0,4 (p≤0,05) — зона незначимости |
Сила мышц живота (время удержания) |
0,88±0,32 |
0,76±0,32 |
0,8 (p≤0,05) — зона незначимости |
Статическая выносливость боковых мышц туловища (лево) |
0,56±0,21 |
0,67±0,34 |
0,7 (p≤0,05) — зона незначимости |
Статическая выносливость боковых мышц туловища (право) |
0,61±0,26 |
0,74±0,37 |
0,8 (p≤0,05) — зона незначимости |
Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки у гимнасток 10–11 лет, составлялся на основе метода Моше Фельденкрайза, Вильгельма Райха и Алесандра Лоуэна
Использование метода Фельденкрайза, обусловлено научением гимнасток осознанности и контроля над собственным телом, способствует: предотвращению повреждений, настройке правильных биомеханических действий и, соответственно, снятию мышечного перенапряжения, помогая прочувствовать каждое звено организма. Выполняя упражнения, согласно методу, мы устанавливаем связь между двигательными участками коры головного мозга и мышцами 5.
Блок упражнений на основе теории арок Александра Лоуэна включает в себя упражнения для достижения эмоционального и физического здоровья, основываясь на постепенном освобождении блоков и зажимов тела, через дыхательные упражнения и особые техники — арки.
Мышечный панцирь, согласно Вильгельму Райху, представляет собой хроническое напряжение мышц, которое возникает в теле при подавлении эмоций и чувств. Особые упражнения в совокупности с правильными дыхательными циклами в теории Райха способствуют снятию поясов зажимов 1.
Также в своем комплексе дополнительно мы используем блок упражнений, направленный на работу со стопами, укрепление и развитие их мышечно-связочного аппарата, так как нарушения в работе стоп находятся в прямой зависимости с нарушениями осанки, оказывая существенное влияние на ее стабильность и формирование.
В настоящий момент эксперимент продолжается, предполагается, что данный интегративный подход к профилактике нарушений осанки, который совмещает телесную осознанность, эмоциональную разрядку и восстановление биомеханических цепей тела, подтверждает эффективность использования разработанного комплекса в рамках тренировочного процесса.
Выявление на ранних этапах и лечение заболеваний костно-мышечной системы способствует улучшению здоровья и качества жизни. Изучение этой проблемы позволяет выявить необходимость разработать методы и программы новых подходов к ее лечению и предупреждению.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку долгосрочного воздействия комплекса на основе метода Фельденкрайза, на физическое здоровье и улучшение психоэмоционального состояния, а также на разработку методических рекомендаций для его применения в тренировочной практике.
Литература:
- Гуревич П. С., Спирова Э. М. Вильгельм Райх: Люди, одетые в броню // Философская антропология: страницы классики. 2017. № 2. С. 129–134.
- Куликов А. Г., Зайцева Т. Н., Пыжевская О. П., Иванова Е. Р. Сколиоз у детей: новые подходы к решению важной медико-социальной проблемы. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. № 19. С. 178–181.
- Распространённость неправильной осанки среди детей и подростков: результаты масштабного популяционного исследования в Китае. Электронный ресурс // Национальная библиотека медицины: сайт. — URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC7178490/ (дата обращения: 25.12.2024).
- Статистика заболеваемости населения по основным классам болезней в 2000–2022 гг.Электронный ресурс // Официальный сайт Министерства Здравоохранения РФ: сайт. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 25.12.2024).
- Фельденкрайз М. Осознавание через движения. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 151 с.
- Чаклин В. Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. М.: Медицина, 1973. 256 с.