Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профилактика нарушений осанки у девочек 10–11 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
20.05.2025
22
Поделиться
Библиографическое описание
Омаева, Д. М. Профилактика нарушений осанки у девочек 10–11 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Д. М. Омаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 621-624. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125564/.


В статье рассматривается актуальность профилактики нарушений осанки у гимнасток 10–11 лет. Обоснована необходимость использования методик, направленных на развитие осознанности движений, коррекцию мышечного тонуса и биомеханики тела. Представлен экспериментальный комплекс упражнений, основанный на подходах М. Фельденкрайза, А. Лоуэна, В. Райха. Предложены методы оценки эффективности комплекса, представлены предварительные результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: осанка, профилактика, метод Фельденкрайза, двигательная осознанность, комплекс упражнений.

Осанка человека, согласно определению Чаклина В. Д., представляет собой привычную устойчивую позу тела в вертикальном положении, как в покое, так и при движении, которая формируется и зависит от состояния связочно-сухожильного аппарата, мышечного тонуса, позвонков и естественных изгибов, таких как лордоз и кифоз. Эта характеристика человеческого организма рассматривается в различных научных дисциплинах, таких как медицина, физическая культура, эстетика и эргономика, подчеркивая, тем самым, ее междисциплинарную значимость 6.

Согласно данным Министерства Здравоохранения, начиная с 2020 года, фиксируется устойчивая тенденция положительной динамики роста числа населения Российской Федерации, имеющего заболевания костно-мышечной системы, которая составляет около 13 процентов 4.

В то же время, исходя из современных данных мирового уровня, приводится статистика о том, что 34–50 % детей и подростков имеют проблемы, различной степени, с осанкой 3.

Говоря о художественной гимнастике, стоит отметить, что специфика вида спорта, особенно, предполагает различные отклонения в костно-мышечной системе организма, в частности воздействуя на осанку ребенка. Из всего вышеперечисленного следует, что вопрос разработки новых эффективных комплексов упражнений и методик остается актуальным

Вопрос охраны и сохранения здоровья подрастающего поколения остается приоритетным, поскольку важной функцией системы современного образования является формирование устойчивых здоровьесберегающих привычек и двигательных навыков, способствующих снижению риска различных заболеваний. Опорно-двигательный аппарат, имея, колоссальную роль, в обеспечении жизнедеятельности организма, находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием здоровья. Из чего следует, что незначительное нарушение в его функционировании, напрямую имеет последствия, влияющие на показатели общего здоровья, физическое состояние, и качество жизни в целом, следовательно, и ее продолжительности 2.

В нашей работе мы предлагаем комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, за основу, которого взят метод Моше Фельденкрайза. Данный метод представляет собой комплексный подход, объединяющий развитие осознанности в движениях, способствующей интеграции сознания и тела, улучшение координации, гибкости и силы, следовательно, и общего состояния здоровья. Преимущества метода в том, что он включает физические упражнения оздоровительной направленности, воздействующие на организм, сильной стороной которых является глубокое внимание к деталям и связям между различными частями тела, сосредоточенности на мелких движениях и поиске оптимального двигательного паттерна, что особенно важно в юном возрасте.

Цель исследования: научное обоснование и разработка комплекса упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки у девочек 10–11 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Гипотеза: предполагается, что если в тренировочный процесс гимнасток включить упражнения, направленные на:

– улучшение осанки, через снятие мышечного напряжения;

– улучшение биомеханики двигательных действий;

– улучшение двигательных возможностей: мобильности, координации, баланса и общей моторики;

И выполнять их осознанно, то можно добиться положительной динамики в двигательных функциях организма, состоянии опорно-двигательного аппарата, общего самочувствия, а также достижение благоприятного эмоционального фона.

Исследование проводиться на базе спортивного клуба по художественной гимнастике г.Перми «Шаг вперед».

В исследовании принимают участие 20 человек — девочки 10–11 лет, из которых 10 человек — экспериментальная группа, работают с использованием разработанного комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки, и 10 человек — контрольная группа, выполняют традиционные упражнения на те же группы мышц, применяя комплекс упражнений из программы спортивной подготовки. Тренировки с использованием разработанного комплекса упражнений проводятся три раза в неделю, 30 минут в конце тренировки в экспериментальной группе. А в контрольной группе внимание необходимым группам мышц уделяется лишь в начале тренировки в процессе разминки.

В ходе исследования использованы следующие методы:

– Контент-анализ научно-методической и специальной литературы, для определения актуальности исследования и отношение к проблематике исследования научного сообщества.

– Педагогическое наблюдение, для оценки эффективности применяемого комплекса упражнений.

– Тестирования, их проведение обусловлено необходимостью сравнения показателей до и после педагогического эксперимента:

  1. Метод наглядных измерений, использование программы Posture Screen Mobile, позволяющей наблюдать и анализировать положения тела, позы, наличия асимметрий и отклонений.
  2. Метод определения плоскостопия — плантография. Суть метода в снятии отпечатка подошвенной поверхности стопы, проведения графического анализа, расчеты и заключение.
  3. Тестирования статической выносливости мышц спины, живота и боковых мышц туловища:

– И.п. лежа на животе, туловище, руки и ноги на весу — «лодочка» (время удержания).

– И.п. лежа на спине, руки внизу, ноги подняты под углом 45 (время удержания).

– И.и. лежа на боку (правый/левый), рука вверх под голову, вторая в упоре на полу, ноги подняты около 45 (время удержания).

  1. Формирующий педагогический эксперимент, направленный на профилактику нарушений осанки и патологии стоп.

Результаты первичного обследования установили, что наибольшую распространенность у испытуемых, имеют такие нарушения, как сутулость и чрезмерный лордоз поясничного отдела, также встречаются вальгусная деформация стоп и колен.

При расчёте t-критерия Стьюдента полученные значения t по всем показателям находятся в зоне незначимости, что указывает на отсутствие значительных различий между исследуемыми группами. Таким образом, можно подтвердить изначальную однородность выборок, предполагая равенство обеих групп (таблица1).

Таблица 1

Расчет достоверности различий первичных данных КГ и ЭГ

Тест

КГ

ЭГ

t (p)

Сила мышц спины «лодочка» (время удержания)

1,12±0,16

1,15±0,1

0,4 (p≤0,05) — зона незначимости

Сила мышц живота (время удержания)

0,88±0,32

0,76±0,32

0,8 (p≤0,05) — зона незначимости

Статическая выносливость боковых мышц туловища (лево)

0,56±0,21

0,67±0,34

0,7 (p≤0,05) — зона незначимости

Статическая выносливость боковых мышц туловища (право)

0,61±0,26

0,74±0,37

0,8 (p≤0,05) — зона незначимости

Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки у гимнасток 10–11 лет, составлялся на основе метода Моше Фельденкрайза, Вильгельма Райха и Алесандра Лоуэна

Использование метода Фельденкрайза, обусловлено научением гимнасток осознанности и контроля над собственным телом, способствует: предотвращению повреждений, настройке правильных биомеханических действий и, соответственно, снятию мышечного перенапряжения, помогая прочувствовать каждое звено организма. Выполняя упражнения, согласно методу, мы устанавливаем связь между двигательными участками коры головного мозга и мышцами 5.

Блок упражнений на основе теории арок Александра Лоуэна включает в себя упражнения для достижения эмоционального и физического здоровья, основываясь на постепенном освобождении блоков и зажимов тела, через дыхательные упражнения и особые техники — арки.

Мышечный панцирь, согласно Вильгельму Райху, представляет собой хроническое напряжение мышц, которое возникает в теле при подавлении эмоций и чувств. Особые упражнения в совокупности с правильными дыхательными циклами в теории Райха способствуют снятию поясов зажимов 1.

Также в своем комплексе дополнительно мы используем блок упражнений, направленный на работу со стопами, укрепление и развитие их мышечно-связочного аппарата, так как нарушения в работе стоп находятся в прямой зависимости с нарушениями осанки, оказывая существенное влияние на ее стабильность и формирование.

В настоящий момент эксперимент продолжается, предполагается, что данный интегративный подход к профилактике нарушений осанки, который совмещает телесную осознанность, эмоциональную разрядку и восстановление биомеханических цепей тела, подтверждает эффективность использования разработанного комплекса в рамках тренировочного процесса.

Выявление на ранних этапах и лечение заболеваний костно-мышечной системы способствует улучшению здоровья и качества жизни. Изучение этой проблемы позволяет выявить необходимость разработать методы и программы новых подходов к ее лечению и предупреждению.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку долгосрочного воздействия комплекса на основе метода Фельденкрайза, на физическое здоровье и улучшение психоэмоционального состояния, а также на разработку методических рекомендаций для его применения в тренировочной практике.

Литература:

  1. Гуревич П. С., Спирова Э. М. Вильгельм Райх: Люди, одетые в броню // Философская антропология: страницы классики. 2017. № 2. С. 129–134.
  2. Куликов А. Г., Зайцева Т. Н., Пыжевская О. П., Иванова Е. Р. Сколиоз у детей: новые подходы к решению важной медико-социальной проблемы. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. № 19. С. 178–181.
  3. Распространённость неправильной осанки среди детей и подростков: результаты масштабного популяционного исследования в Китае. Электронный ресурс // Национальная библиотека медицины: сайт. — URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC7178490/ (дата обращения: 25.12.2024).
  4. Статистика заболеваемости населения по основным классам болезней в 2000–2022 гг.Электронный ресурс // Официальный сайт Министерства Здравоохранения РФ: сайт. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 25.12.2024).
  5. Фельденкрайз М. Осознавание через движения. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 151 с.
  6. Чаклин В. Д., Абальмасова Е. А. Сколиоз и кифозы. М.: Медицина, 1973. 256 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
осанка
профилактика
метод Фельденкрайза
двигательная осознанность
комплекс упражнений
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 621-624):
Часть 8 (стр. 561-639)
Расположение в файле:
стр. 561стр. 621-624стр. 639

Молодой учёный