В статье рассматриваются сущностные характеристики познавательной активности студентов высших учебных заведений. Представлен анализ различных подходов к определению понятия «познавательная активность». Определяются факторы, оказывающие влияние на формирование познавательной активности, структуру и проявления в учебном процессе. Выявляются психолого-педагогические условия, способствующие формированию активной познавательной позиции.
Ключевые слова : познавательная активность, мотивация, учебный процесс, студенты, высшее образование.
Современное высшее образование нацелено уже не только на передачу знаний, но и на развитие личности студента как субъекта познания и активного участника образовательного процесса. В этом контексте особую актуальность приобретает изучение познавательной активности, как основы самостоятельного мышления, интеллектуального развития и успешной профессиональной подготовки студентов вуза.
Познавательная активность понимается как интегративное качество личности, определяющее степень включенности студента в процесс получения знаний и готовность к их преобразованию, применению и генерации нового опыта. В реализации требований преобразования системы образования (в частности, в процессе цифровизации, внедрения компетентностного подхода и осуществления моделей обучения с субъект-субъектным подходом) возрастает необходимость осмысления и актуализации данной категории.
Познавательная активность отражает личностное отношение студентов к образовательному процессу. Она проявляется в стремлении учащегося к поиску индивидуального подхода к решению учебных задач и проблемных ситуаций, в готовности добывать знания без внешнего принуждения, а также в умении критически осмысливать чужие мнения и вырабатывать собственную независимую точку зрения. Однако проявление такой активности возможно лишь при наличии благоприятных условий для её развития [1, с. 31].
Благодаря познавательной активности становится возможным углубление уровня включенности студентов в учебный процесс, усиление их концентрации на изучаемом материале и повышение степени осознанности в деятельности. Активное познание тесно связано с умением обучающегося организовывать самостоятельную умственную и практическую деятельность [6, с. 379].
Организация и стимулирование познавательной активности обучающихся традиционно обозначается как активизация учебного процесса. Этот процесс представляет собой систематическую работу по вовлечению студентов в интенсивную, осмысленную и целенаправленную учебную деятельность. Он направлен на преодоление безынициативности, шаблонности мышления и снижения мотивации. Основная задача активизации — развить устойчивую активную позицию обучающегося, а также повысить результативность и качество образовательного процесса [2, с. 87].
Понятие познавательной активности, прежде всего, отражает динамику познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), а во-вторых, мотивационно-волевую составляющую учебной деятельности.
А. Н. Леонтьев связывает познавательную активность с деятельностной природой психики, где мотивация выступает ведущим стимулом для ее реализации. А. Н. Леонтьев, рассматривая активность как выражение преобразующего взаимодействия человека с объектом познания, подчёркивал, что в процессе познания субъект выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный участник, формирующий мысленные модели изучаемых объектов и выявляющий взаимосвязи между ними [3].
С. Л. Рубинштейн глубоко исследовал феномен активности личности, акцентируя внимание не только на её внутреннем содержании и стремлении к самовыражению, но и на внешних условиях, которые делают это самовыражение возможным. По его мнению, важнейшим фактором реализации личностного потенциала выступает деятельность. Она является основным механизмом, через который человек вступает во взаимодействие с социальной реальностью и другими людьми. В трудах Рубинштейна деятельность рассматривается как особая форма активности, обладающая направленностью на осмысленное преобразование окружающей действительности [4].
Итак, познавательная активность студента — это и проявление интереса к знаниям, и целенаправленное, осмысленное включение в процесс овладения ими.
На уровень познавательной активности студентов влияют как внешние, так и внутренние факторы:
— структурированность учебного процесса — разнообразие форм и методов обучения, наличие практико-ориентированных заданий, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу;
— личность преподавателя — его педагогическое мастерство, стиль общения, умение мотивировать студентов;
— образовательная среда — наличие информационных ресурсов, доступность для диалога, поддержка студентов, желающих самостоятельно разбираться в учебном материале;
— индивидуальные особенности студентов — уровень общей и учебной мотивации, когнитивный стиль, эмоционально волевая устойчивость.
Познавательная деятельность студентов включает в себя несколько компонентов:
- мотивационный — интерес к предмету, стремление к самообразованию;
- познавательный — уровень развития мыслительных процессов, уровень способности к анализу, синтезу, абстрагированию;
- деятельностный — наличие учебных умений и навыков самостоятельной работы;
- рефлексивный — способность к самооценке и самоконтролю в обучении.
В современных вузах разрабатываются технологии личностного развития студентов, создаются объективные психолого-педагогические условия развития мотивации достижений успеха и познавательной активности, включающие в себя:
— —создание ситуаций успеха;
— разработку специальных тренинговых программ по мотивации достижений;
— осознание студентами личной ответственности за свои поступки и действия;
— ориентацию студентов на осознание ценности будущей профессиональной деятельности;
— возможность реализации сформированных стратегий достижений;
— максимальную опору на активную мыслительную деятельность студентов;
— активацию навыков творческой деятельности;
— развитие способности к саморефлексии, самокоррекции [5].
Большое значение также имеет создание в группе благоприятного психологического климата, способствующей свободному обмену мнениями, сотрудничеству и взаимопомощи.
Таким образом, познавательная активность студентов вуза — это вовлечённость личности студента в процесс познания, стремление к умственной и практической деятельности, которые определяют динамику получения тех или иных знаний. При этом активность формируется под влиянием целого комплекса внешних и внутренних факторов, требует последующего поддержания и развития. Развитие познавательной активности обещает не только повышение качества образования, но и создание высококомпетентной, инициативной и критически мыслящей личности, способной к самореализации в своей профессиональной и социальной сферах.
Литература:
- Аханов Б. Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании / Б. Ф. Аханов, Г. Б. Кунжигитова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2012. — № 12. — С. 31–37.
- Ефремов О. Ю. Педагогика. Краткий курс / О. Ю. Ефремов. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — 256 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — Т. 1. / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.
- Рубинштейн, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973.
- Сатаева Е. И. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижений и познавательной активности студентов в процессе обучения в вузе // Нижегородское образование. — № 1. — 170–174.
- Студеникин С. И. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на групповых занятиях / С. И. Студеникин, А. И. Рублев, Л. А. Лядова // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 2–3 (11). — С. 54–59.