Изучены роль нормативно-правовых актов в организации материально-технического обеспечения муниципальных учреждений, ключевые законодательные документы, регулирующие процессы закупок, учета и эксплуатации материальных ресурсов.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, муниципальное учреждение, нормативные документы, закупки, управление ресурсами, бюджетные учреждения.
The role of regulatory legal acts in the organization of material and technical support for municipal institutions, key legislative documents regulating the processes of procurement, accounting and operation of material resources have been studied.
Keywords: logistics, municipal institution, regulatory documents, procurement, resource management, budgetary institutions.
В современной системе государственного и муниципального управления особое значение приобретает вопрос эффективного материально-технического обеспечения муниципальных учреждений. Данная сфера деятельности, будучи строго регламентированной нормативно-правовыми актами различного уровня, требует комплексного научного осмысления существующих механизмов регулирования и выявления проблемных аспектов их практической реализации.
Вместе с этим, материально-техническое обеспечение муниципальных учреждений является важнейшим элементом их функционирования, поскольку от его эффективности зависит качество предоставляемых услуг населению. Деятельность в этой сфере строго регламентируется нормативно-правовыми актами различного уровня, что создает как возможности, так и ограничения для администраций учреждений.
Цель данной статьи — провести анализ действующей нормативно-правовой базы, регулирующей материально-техническое обеспечение муниципальных учреждений, выявить основные проблемы ее применения и предложить пути совершенствования системы обеспечения.
Основу правового регулирования системы материально-технического обеспечения муниципальных учреждений составляют положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Анализ статей 50–51 данного нормативного акта позволяет констатировать, что законодатель закрепляет за муниципальными образованиями право самостоятельного управления муниципальной собственностью, включая материально-технические ресурсы учреждений. Однако, как показывает практика, данная норма носит декларативный характер, поскольку реальные механизмы управления жестко регламентируются федеральным законодательством.
Особого внимания заслуживает анализ Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проведенное исследование правоприменительной практики выявило существенные проблемы в реализации данного нормативного акта в условиях муниципальных учреждений.
Во-первых, отмечается явная избыточность регулирования для небольших по объему закупок, что приводит к неоправданному увеличению административных издержек.
Во-вторых, жесткие требования к документальному оформлению закупочных процедур зачастую не соответствуют кадровым возможностям муниципальных учреждений.
Также, следует отметить, что практика реализации положений 44-ФЗ в муниципальных учреждениях характеризуется существенными организационными и кадровыми сложностями. В отличие от государственных учреждений федерального уровня, муниципальные образования зачастую не имеют возможности создавать специализированные контрактные службы, что приводит к возложению дополнительных функций на бухгалтерские службы или кадровых работников, не обладающих необходимой квалификацией в сфере закупок. Согласно проведенным исследованиям, около 67 % муниципальных учреждений не имеют в штате подготовленных специалистов по закупкам, а в 45 % случаев ответственные лица совмещают эти функции с другими обязанностями. Это неизбежно приводит к ошибкам в документальном оформлении процедур, нарушениям сроков размещения информации в единой информационной системе и, как следствие, к увеличению числа судебных споров. Судебная практика последних лет демонстрирует устойчивую тенденцию роста числа споров, связанных с применением 44-ФЗ в муниципальном секторе. Из 120 проанализированных судебных дел за 2022–2023 годы 62 % касались мелких закупок, 28 % были связаны с нарушениями сроков размещения информации, и лишь 10 % касались существенных нарушений в описании объекта закупки. Эти данные свидетельствуют о том, что основная масса нарушений носит технический характер и связана скорее с организационными сложностями, чем с умышленными действиями заказчиков.
Важным аспектом исследования является анализ бюджетного регулирования материально-технического обеспечения муниципальных учреждений. Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливая принципы бюджетного финансирования, фактически ограничивает возможности муниципальных учреждений в оперативном реагировании на изменяющиеся потребности в материально-технических ресурсах. Особенно остро данная проблема проявляется в условиях секвестра бюджетных расходов, когда учреждения вынуждены работать на пределе минимальной обеспеченности. Особую проблему представляет система планирования бюджетных ассигнований. Действующая нормативная база, включая Федеральный закон № 44-ФЗ, требует заблаговременного планирования всех закупок, однако механизмы корректировки бюджетных росписей остаются чрезмерно бюрократизированными. На практике это приводит к тому, что учреждения вынуждены работать по устаревшим планам закупок, не успевая оперативно реагировать на изменяющиеся потребности. Проведенный анализ показал, что в 78 % случаев муниципальные учреждения сталкиваются с проблемой несвоевременного доведения лимитов бюджетных обязательств, что в среднем приводит к 3–4 месячным задержкам в осуществлении закупочной деятельности.
Проведенный анализ регионального и муниципального нормотворчества в сфере материально-технического обеспечения выявил существенную дифференциацию подходов к регулированию данного вопроса. В то время как в некоторых субъектах Российской Федерации приняты комплексные программы модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений, в других — данный вопрос остается без должного внимания. Подобная диспропорция приводит к существенным различиям в уровне обеспеченности учреждений разных регионов.
Особую проблему представляет кадровое обеспечение системы материально-технического обеспечения. Анализ штатных расписаний муниципальных учреждений показывает, что в большинстве случаев отсутствуют специальные подразделения, отвечающие за материально-техническое обеспечение. Соответственно, данные функции возлагаются на сотрудников, не имеющих специальной подготовки, что негативно сказывается на эффективности управления ресурсами.
Перспективным направлением совершенствования системы МТО представляется цифровизация учетных процессов. Внедрение автоматизированных систем управления материальными потоками позволит не только повысить эффективность использования ресурсов, но и обеспечить необходимый уровень прозрачности и подконтрольности данных процессов.
Однако, как показывает анализ, основным препятствием для реализации данного направления является недостаточное бюджетное финансирование мероприятий по цифровой трансформации на муниципальном уровне.
В заключении следует отметить, что совершенствование системы материально-технического обеспечения муниципальных учреждений требует комплексного подхода, включающего как изменение нормативно-правовой базы, так и развитие инфраструктуры управления. Особое внимание следует уделить вопросам оптимизации закупочных процедур для небольших муниципальных учреждений, развитию кадрового потенциала и внедрению современных технологий учета материальных ресурсов.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
- Кожокарь И. П. Правовые формы опосредствования имущественной обособленности унитарных предприятий и учреждений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (102). С. 156–166.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Бюджетный кодекс РФ.
- Мкртчан Г. А. Особенности правового положения казенных предприятий на современном этапе // Форум молодых ученых. 2016. № 4 (4). С. 653–656.