В статье актуализируется проблема совершенствования произносительной стороны речи дошкольников посредством вокально-хоровой деятельности, при этом автором выделяются общие характеристики произношения и пения, а также подчеркивается важность взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя при решении обозначенной проблемы.
Ключевые слова : вокально-хоровая деятельность, дошкольный возраст, произносительная сторона речи, пение, музыкальный руководитель.
В последние годы актуальной становится проблема совершенствования произносительной стороны речи у старших дошкольников, что связано с необходимостью не только автоматизации произношения всех звуков родного языка, но и развитием фонематического слуха. В данном контексте особое внимание уделяется вокально-хоровой деятельности как эффективному средству, способствующему решению обозначенных задач.
Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались отечественные ученые (педагоги, логопеды и методисты), среди них можно отметить М. Е. Хватцева, который говорил о фонематическом слухе как о способности воспринимать звуки речи как смысловую единицу; А. Р. Лурия, рассматривающего фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы разных звучаний, при этом игнорируэтся случайные признаки звуков и используются существенные; Т. В. Туманова и Т. Б. Филичева представляющих фонематический слух как способность ребёнка к практическим обобщениям понятий о морфологическом и звуковом составе слова; Р. М. Боскис, Н. Ю. Григоренко, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Е. Н. Российская, Т. А. Ткаченко, М. Ф. Фомичева исследовали проблему совершенствования произносительной стороны речи у детей 5–6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Нами актуализируется вокально-хоровая деятельность в качестве эффективного средства развития произносительной стороны речи у старших дошкольников. Изучением вокальной методики, хоровой орфоэпии, артикуляции и основ произнесения хорового текста занимались Л. Б. Дмитриев [2] (его учебник считается фундаментальным в сфере профессионального образования); В. И. Садовников [3]; Г. Я. Ломакин и др. в своих трудах уделяли внимание соблюдению основных законов орфоэпии в пении; К. В. Виноградов подчёркивал, что для донесения смысла исполняемого произведения исполнителям важным является каждое слово литературного текста; И. В. Харченко [8] особое внимание уделял работе над дикцией и артикуляцией в процессе пения.
Многие исследователи отмечают, что вокально-хоровая деятельность представляет собой не только процесс обучения пению, но и целый комплекс мероприятий, направленных на развитие слуха, интонации, артикуляции и других аспектов речевой деятельности. Например, Г. П. Стулова [5] подчеркивает, что обучение пению связано с развитием не только певческого голоса, но и речи, поскольку пение и речь очень тесно взаимосвязаны, являются функцией одного и того же голосового аппарата.
Так, в логопедическом словаре зафиксировано, что звукопроизношение как процесс образования речевых звуков осуществляется дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным (резонаторными) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [4]. Такое же звукопроизношение мы в полной мере можем применять и в пении, поскольку в пении важно и фонетическое оформление речи, и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии.
В структуре вокально-хорового занятия существуют некоторые виды деятельности, способствующие углублённому становлению и формированию навыков правильного звукопроизношения. К ним относятся разные виды разминок: дыхательная разминка, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, упражнения на дикцию (скороговорки); распевание (вокальные упражнения, выполнение упражнений на выравнивание гласных звуков и певческую позицию). Все указанные виды деятельности в процессе вокально-хорового занятия и позволяют совершенствовать произносительную сторону речи дошкольников. При этом необходимо работу над произношением проводить в два этапа:
первый этап — речевой, здесь делается акцент на развитие артикуляционной базы;
второй этап, включающий формирование и автоматизацию звука, а также развитие певческой установки.
В начале вокально-хорового занятия музыкальный руководитель обращает внимание на то, как правильно соблюдать певческую позицию, так как именно она влияет на качество звучания. Е. С. Алмазова описывает условия голосообразования при пении в процессе совершенствования произносительной стороны речи дошкольников.
Важной в деятельности музыкального руководителя является проблема охраны детского голоса, которая решается как при групповой форме взаимодействия с детьми, так и при индивидуальной. Для этого с детьми приговариваются основные правила охраны и гигиены детского голоса.
Методически верное построение занятий позволяет создать здоровую вокально-речевую среду, ориентированную в том числе на совершенствование произносительной стороны речи детей. Дошкольники на вокально-хоровых занятиях активны, эмоционально раскрепощены, что подтверждает связь между музыкой и речевым развитием, поскольку помогает детям не только улучшать музыкальность, но и развивать произносительные навыки.
Важно учитывать, что музыка и пение могут служить не только инструментами в обучении произношению, но и средством для совершенствования устной речи в целом.
Вокально-хоровая деятельность представляет собой мощный инструмент для развития произносительной стороны речи старших дошкольников. Через пение, игры и упражнения дети не только улучшают свою артикуляцию, но и развивают музыкальные способности и социальные навыки. Важно включать вокально-хоровую работу в педагогический процесс, чтобы обеспечить гармоничное развитие речи у детей.
Таким образом, вокально-хоровая деятельность в детском саду способствует развитию произносительной стороны речи старших дошкольников, посредством пения, музыкальных игр и упражнений. Однако следует особо подчеркнуть необходимость педагогического взаимодействия музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей при решении сложной задачи развития произносительной стороны речи старших дошкольников в процессе вокально-хоровой деятельности.
Литература:
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1973. 151 с.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. 352 с.
- Садовников В. И. Орфоэпия и дикция в пении. Москва:МУЗГИЗ, 1958. 81с.
- Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва: Прометей, 1992. 270 с.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. Москва: Просвещение, 1989. 223 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва: Просвещение, 1981. 293 с.
- Харченко И. В. Вокально-речевая культура хора, работа над дикцией и артикуляцией: методическое пособие. Ростов-на-Дону: ГБДОУ РО «Ростовский колледж культуры», 2018. 20 с.