Автор исследует соотношение содержания понятий «охрана» и «защита» в трудовом законодательстве, а именно в ст. 352 «Способы защиты трудовых прав и свобод» Трудового кодекса Российской Федерации. Проведено сопоставление подходов к их пониманию в юридической науке. Обоснована необходимость конкретизации понятий «способы защиты трудовых прав» и «способы охраны трудовых прав» в трудовом законодательстве, раскрыто их содержание.
В ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается право каждого работника защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1].
К основным способам защиты трудовых прав и свобод относят самозащиту работниками трудовых прав, защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также судебную защиту [1].
Рис. 1. Структура способов защиты трудовых прав работников
Однако требуется конкретизировать, какие их указанных способов являются способами «защиты трудовых прав», какие — способами «охраны трудовых прав», а какие — способами «защиты и охраны трудовых прав» одновременно.
Концептуальный вопрос различия понятий «охрана» и «защита» является для трудового законодательства актуальным, поскольку существуют мнения, что между этими понятиями нет никакой разницы или же, наоборот, что одно понятие является составной частью другого. Существует также третье мнение: указанные понятия имеют принципиальные отличия. Подобная разница во мнениях не может не отражаться на практике применения норм трудового права, так как носителями этих мнений являются работники и их профессиональные союзы, работодатели, контрольные и судебные органы [2, c. 186].
В связи с тем, что современное законодательство не дает четких отличительных признаков понятиям «защита» и «охрана», в научной литературе продолжается дискуссия о разграничении этих категорий в сфере функционирования прав и свобод личности.
Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что охрана представляет собой деятельность, осуществляемую в форме превенции, то есть «оберегания» трудового права человека от нарушений. Защита же как деятельность проявляется в случае непосредственного нарушения трудовых прав работника в целях их восстановления [3].
Самозащита — активные самостоятельные действия работника по защите своих трудовых прав в случае их нарушения, указанного в том или ином нормативном правовом акте, раскрывающем нормы трудового права.
Осуществляя должным образом самозащиту, работник может отказаться от выполнения работы, нарушающей его трудовые права, угрожающей его жизни и здоровью (за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством). В соответствии со ст. 379 ТК РФ, на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что самозащита к превентивному способу отнесена быть не может и, соответственно, является в чистом виде «защитой трудового права».
Профессиональные союзы также призваны осуществлять защиту трудовых прав и законных интересов работников.
В соответствии со ст. 370 ТК РФ, за профессиональными союзами закреплено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений [5].
Профессиональный союз вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав членов профсоюза по их просьбе в случае нарушения трудового законодательства.
Так как основной целью создания профсоюзов является осуществление взаимодействия с работодателем в интересах работников, данный способ защиты трудовых прав может быть отнесен к категории превентивных и реактивных — направленных на восстановление ранее нарушенных прав.
Следующий способ защиты трудовых прав — государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эта функция возложена на инспекции труда.
В соответствии с ст. 356 ТК РФ, на федеральную инспекцию труда возложены следующие основные полномочия [6]:
– осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
– осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
– направлять в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды.
Если работник столкнулся с ситуацией нарушения своих трудовых прав, инспекция труда имеет полное право вмешаться и обязать работодателя устранить выявленные нарушения.
Следовательно, государственный контроль (надзор) как способ защиты трудовых прав может быть отнесен к категории и превентивных, и реактивных.
Универсальный способ защиты трудовых прав работников — судебный. В соответствии с действующим законодательством, в суд может быть передан любой трудовой спор. Работник вправе вести свои дела в судах общей юрисдикции лично или через представителей. При этом работник освобождается от оплаты пошлин и судебных расходов при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по трудовым договорам, носящим гражданско-правовой характер.
Рис. 2. Структура способов защиты и охраны трудовых прав работников
Следовательно, можно сделать вывод: судебная защита относится к реактивному способу защиты и, соответственно, является в чистом виде «защитой трудового права».
В чистом виде «охраной трудовых прав» работников, а именно развитием трудового законодательства, занимается законодательная власть — высший представительный орган власти Российской Федерации и ее субъектов.
Каждая конкретная ситуация или совокупность обстоятельств требуют от работника принятия самостоятельного решения в отношении выбора способа защиты или охраны.
Так как на данном этапе развития трудового законодательства отсутствует четкое разграничение понятий «способы защиты трудовых прав» и «способы охраны трудовых прав», предмет посягательств, или, иными словами, область применения, ст. 352 ТК РФ требует существенной детализации и конкретизации.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1. — Ст. 352.
- Волова, А. А. Соотношение понятий «правовая охрана» и «правовая защита» / А. А. Волова // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 186–188. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107115/ (дата обращения: 15.05.2025).
- Шаронов, С. А. Функции договора охраны / С. А. Шаронов // Legal Concept. — 2015. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-dogovora-ohrany (дата обращения: 15.05.2025).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1. — Ст. 379.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1. — Ст. 370.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1, ч. 1. — Ст. 356.