В статье рассматриваются подходы к определению круга общественных отношений в сфере образования. Обосновывается соотношение понятий «социальные отношения в сфере образования» и «образовательные отношения» как общего и частного. Делается вывод о преобладании расширительного подхода к определению изучаемого понятия в правовой доктрине и российском законодательстве.
Ключевые слова: образовательное право, образовательные отношения, правовое регулирование образования, структура.
Проблематика определения социальных отношений в сфере образования заключается в отсутствии единого подхода к данному вопросу. С одной стороны, при определении круга общественных отношений, регулируемых образовательным правом, можно ограничиться отношениями, возникающими между обучающимися и обучающими организациями. С другой стороны, можно расширить круг соответствующих общественных отношений, включив в него и иные социальные отношения, опосредующие образовательные отношения.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] в ст. 2 определяет следующее: отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. Следовательно, отношения в сфере образования и образовательные отношения соотносятся как общее и частное. Круг участников последних уже, чем круг субъектов, вовлеченных в сферу образования.
Понятие «образовательные отношения до сих пор остается предметом острых дискуссий. Так, В. И. Шкатулла предлагает приравнивать образовательные отношения к педагогическим, другими словами, рассматривает их как идентичные категории. Он конструирует, что выделяется пятнадцать автономных компонентов образовательных отношений, каждый из которых, по его мнению, формирует структуру данных отношений. Компоненты охватывают как начальные стадии взаимодействия, так и последующие этапы, включая заключение договора, организацию обучения, проверку усвоенных знаний, нормативную и процедурную регламентацию образовательного процесса [5, с. 76–77]. Однако при внимательном рассмотрении данного подхода становится очевидно, что структура образовательных отношений, предлагаемых автором, включает не только отношения, непосредственно связанные с реализацией права на образование, но и отношения, имеющие иное назначение.
Трудно согласиться с тем, что предоставление педагогам отпусков (явление из сферы трудового права) может являться составной частью образовательных правоотношений. Следовательно, в предложенной конструкции не прослеживается четкое разграничение между основными правоотношениями, выражающими суть образовательной деятельности, и теми, что лишь опосредованно влияют на ее осуществление.
Кроме того, вызывает вопросы и последовательность включенных в перечень компонентов. Несмотря на то, что заключение образовательного договора действительно может стать правовым основанием для возникновения отношений, его наличие не всегда является обязательным. Существуют случаи, когда образовательные услуги предоставляются не на договорной основе. В то же время, выдача документа об образовании не во всех ситуациях становится логическим завершением образовательных отношений. Вопреки логике построения перечня, именно государственные стандарты, будучи нормативной базой всего процесса, пронизывают его на всех этапах, начиная от планирования содержания и заканчивая оценкой результатов.
Противоположный подход предлагает В. М. Сырых, который рассматривает образовательные правоотношения как динамическую и целостную правовую связь, охватывающую весь период от момента поступления в образовательную организацию до завершения обучения. Данный подход позволяет воспринимать указанные отношения не как сумму изолированных блоков, а как единое правовое явление, в котором обязанности и права сторон постоянно трансформируются по мере продвижения обучающегося в рамках образовательного пути.
В. М. Сырых формулирует следующее определение: «образовательное отношение — это публично правовое отношение между обучающимся (его законным представителем), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимся общего или профессионального образования, подтверждаемого документом государственного образца об уровне образования и (или) квалификации» [4, с. 78]. Хотя данная формулировка восходит к терминологии уже недействующего Закона РФ «Об образовании», в контексте регулирования базового и профессионального образования она сохраняет свою теоретическую точность и концептуальную емкость.
Тем не менее, остается открытым вопрос универсальности данного определения. Современная система образования включает в себя и дополнительное образование, в том числе его разновидности, такие, как обучение детей и взрослых. Для данных форм характерно отсутствие обязательной выдачи документа о квалификации, что делает включение указанного элемента в определение ограничивающим. Таким образом, выдача соответствующего документа не может считаться универсальным и безусловным критерием, по которому возможно с полной уверенностью квалифицировать отношения как образовательные.
Дополнительно стоит отметить наличие в научном поле противоположных точек зрения, отрицающих существование образовательных правоотношений как особой правовой категории. Так, например, В. В. Кванина рассматривает их в плоскости гражданского права, аргументирует это наличием юридического равенства сторон, их имущественной обособленности и волевой самостоятельности при заключении договоров [2, с. 25].
В то же время Е. А. Суханов придерживается подхода, согласно которому эти отношения имеют публичный характер и строятся на началах подчинения воле образовательной организации и государственным предписаниям [3, с. 52]. Данная точка зрения позволяет подчеркнуть институциональную природу образовательных правоотношений и их включенность в систему публично-правовых отношений.
Итак, нельзя не согласиться с тем, что образовательные отношения возникают между субъектами, которые непосредственно вовлечены в процесс обучения (обучающийся, педагогический работник, образовательная организация). Между тем, процесс получения образования невозможно представить без иных, опосредствующих получение образования отношений.
Одним из таких видов взаимодействия выступают управленческие, или, другими словами, административные отношения, формирующиеся в процессе построения вертикали управления образованием. В рамках данных отношений происходит организационное выстраивание структуры, осуществляется разграничение сфер компетенции между различными уровнями государственной власти, которое, безусловно, лежит в основе функционирования правового механизма регулирования образовательной деятельности, что делает административные отношения в сфере образования стержнем институционального обеспечения всей системы образования.
Наряду с ними важную роль играют связи, выстраиваемые в рамках финансово-экономических отношений, обеспечивающих материальные основания для функционирования системы образования. Через данные отношения реализуется механизм финансирования образования.
В круг отношений в сфере образования необходимо включать и трудовые отношения, возникающие в связи с заключением трудовых соглашений с педагогическим составом. Указанные отношения формируют основу для правомерной организации образовательного процесса, обеспечивают его, эффективность стабильность и непрерывность.
Таким образом, как преобладающим в юридической доктрине, так и выбранным российским законодателем подходом является подход, рассматривающий образовательные отношений и социальные отношения в сфере образования как часть и целое. Последние, кроме образовательных, включают в себя административные, финансово-экономические, трудовые и иные общественные отношения в сфере образования, которые носят обеспечительный (вспомогательный) характер.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
- Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография / В. В. Кванина. М.: Готика, 2005. 367 с.
- Макарова И. А. Правовая природа образовательных правоотношений // Среднее образование: управление, методика, инновации. — 2013. — № 1. — С. 49–60.
- Сырых В. М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. 2010. № 4 (160). С. 69–79.
- Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов / В. И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2016. 774 с.