В статье рассматриваются понятие цифровой зависимости, ее признаки и причины, указывается, на какие аспекты обучения школьников цифровая зависимость влияет больше всего, предлагаются меры преодоления цифровой зависимости.
Ключевые слова цифровизация, образование, обучение, подростки, цифровая зависимость, интернет-зависимость, аддикция, интернет-пространство.
Цифровая зависимость обычно понимается как состояние, при котором человек испытывает непреодолимую потребность в использовании цифровых технологий и интернета с помощью устройств, таких как смартфоны, планшеты, компьютеры. Это явление становится все более распространенным среди школьников, что вызывает серьезные опасения у педагогов и родителей. Проводимые исследования показывают, что порядка «11,7 % младших школьников могут быть классифицированы как зависимые от цифровых устройств. Наиболее ярко у детей проявляются показатели, связанные с изменением настроения, обусловленным невозможностью использования цифрового устройства; оторванность от семьи, сужение круга интересов. Было выявлено слабое различие цифровой зависимости между мальчиками и девочками» [2].
Признаки цифровой зависимости могут варьироваться, но к наиболее распространенным в научной литературе относят: 1) постоянную необходимость в использовании гаджетов. Подросток не может провести даже небольшого количества времени без доступа к устройству, у него повышается тревога, раздражительность и агрессия, он не способен выполнять повседневные задачи; 2) предпочтение виртуального общения реальному взаимодействию; 3) снижение интереса к учебе и, как следствие — снижение успеваемости. Физическими симптомами цифровой зависимости могут быть головные боли, проблемы со зрением и нарушение сна [7, 8].
Причинами цифровой зависимости является широкое распространение цифровых технологий, проникновение их во все сферы повседневной жизни и в учебу, в том числе. Электронные дневники, школьные чаты с объявлениями от классного руководителя, возможность отслеживания перемещений — все это побуждает родителей обеспечивать ребенка смартфоном с первых лет школы. Вместе с тем, игры и развлекающий онлайн-контент очень притягателен для детей школьного возраста. Будучи изначально созданным для вовлечения аудитории, наполнение социальных сетей и сайтов побуждает ребенка проводить в них значительное количество времени, а познавательный интерес вовлекает его в этот процесс. Помимо этого, интернет-пространство дает детям и подросткам удовлетворение потребности в общении и одобрении, которого они могут быть лишены в своей повседневной среде. Группы по интересам, фан-сообщества — в интернет-пространстве каждый может найти единомышленников. Также в интернет-среде могут найти себе круг общения дети с диагнозами или отклонениями в развитии [5]. Родительское вмешательство в процесс использования цифровых технологий детьми, как правило, ограниченно. Тарифы мобильной связи уже предусматривают встроенные пакеты интернет-трафика или доступ к социальным сетям или мессенджерам. В домашней обстановке ребенок также использует гаджеты, мотивируя это тем, что в интернете он узнает домашнее задание, готовится к урокам, ищет необходимые материалы. При этом в семьях зачастую дети лишены необходимого родительского внимания и альтернативного досуга. Кроме этого, родителя так же как и дети вовлечены в процесс использования интернет-технологий [3]. Также одной из причин цифровой зависимости является высокий уровень тревожности детей и их стремление преодолеть эту тревожность, спрятавшись в виртуальном мире [4].
В. В. Смирнов выделяет следующие ступени развития цифровой зависимости: «1) перерастание познавательно-практического интереса к интернету и социальным сетям в немотивированную жизненными потребностями тягу к интернет-серфингу; 2) переход от использования информационных ресурсов Интернета по мере необходимости к обращению к ним как к самоцели; 3) возникновение устойчивого желания обращения к интернету при каждом случае использования информационно-телекоммуникационных технологий. Появление привязанности к гаджетам, стремление обладать их самыми престижными образцами. Увлечение компьютерными играми. Предпочтение виртуального реальному; 4) превращение тяги к интернет-ресурсам в зависимость от них, выражающуюся в гипертрофированной продолжительности просмотра этих ресурсов, наносящей ущерб рабочему/учебному/личному времени. Возникновение дискомфорта в случае отсутствия доступа к гаджетам и интернету. Непроизвольное отождествление реальной жизни и виртуальных феноменов; 5) утрата самоконтроля над использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Возникновение при отсутствии доступа к интернету и гаджетам абстиненции, чувства тревожности, страха, беспокойства, упадка настроения, их перерастание в депрессию» [4].
Исследователи отмечают «негативное влияние цифровой среды на психическое, физическое и интеллектуальное развитие обучающихся школ, а также на состояние и формирование учебно-познавательной активности школьников негативное влияние тотальной диджитализации на обучающихся школ» [1].
«В сложившейся ситуации представляются необходимыми организация в школе условий и проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил цифровой гигиены, обеспечивающих реализацию методик и технологий использования цифровых образовательных инструментов, защиту конфиденциальности, недоступности непроверенной информации, защиту от вирусных атак и иное: — создание условий для развития у обучающихся общекультурных навыков работы с информацией (умений, связанных с безопасным поиском, использованием цифровой информации, ее критическим осмыслением и др.); — формирование знаний, позволяющих безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использование компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.; — воспитание ответственного поведения в сети Интернет, позволяющего безопасно получать и использовать учебную информацию, решать с помощью цифровых устройств учебные задачи, предполагающие удовлетворение как образовательных, так и досуговых запросов; — организация в СОШ мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию зависимого поведения школьников в Интернете, в том числе привлекая к работе волонтеров из профильных вузов» [1].
Преодоление цифровой зависимости у детей школьного возраста предлагается преодолевать с помощью административного установления четких правил использования гаджетов, включая время и места, где разрешено использовать устройства. Одновременно с этим разрабатываются различные методики, предполагающие разнообразные активности, такие как спорт, чтение, настольные игры или творчество, чтобы занять свободное время детей и увлечь их [6]. Существенное значение имеет и разъяснительная деятельность о негативных последствиях чрезмерного использования цифровых устройств, таких как ухудшение здоровья и снижение успеваемости [5].
Преодоление цифровой зависимости школьников необходимо для обеспечения их физического и психического здоровья, улучшения социальных навыков, повышения успеваемости в учебе и формирования сбалансированного образа жизни. Работа по преодолению цифровой зависимости помогает развивать критическое мышление, креативность и способность к взаимодействию с окружающим миром, что важно для их общего развития и будущего.
Литература:
- Айбазова М. Ю., Карасова А. А. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 25.
- Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И., Фролова Е. В. Риски цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2022. № 4(58). С. 355–368.
- Денисова Е. А., Щекочихина Е. А. Склонность к компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста // Поволжский вестник науки. 2019. № 1(11). С. 30–33.
- Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 72–76.
- Татьянина Е. В. Анализ механизмов формирования, диагностика и профилактика интернет-аддикттии среди подростков общеобразовательных школ города Липецк и города Москва // Вестник психофизиологии. 2021. № 3. С. 33–42.
- Хохлова Н. И. Муллер О. Ю., Савостина Л. В. Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 150–160.
- Чубаровский В. В., Рапопорт И. К., Соколова С. Б., Бирюкова Н. В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023. № 2. С. 33–49.
- Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Личностные корреляты цифровых зависимостей школьников // Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. С. 61–77.