Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма в России

Юриспруденция
25.05.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Пекшеева, А. С. Правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма в России / А. С. Пекшеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125791/.


В статье рассматривается правовое регулирование противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма в России, Автором исследуется роль международного сотрудничества в этой сфере и указывается на его необходимость. Исследуется роль центрального нормативно-правового акта — Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г, № 115-ФЗ, а также его динамика изменений.

Ключевые слова: легализация, противодействие, отмывание денег, финансирование терроризма, нормативное регулирование.

В условиях усиливающейся взаимозависимости государств каждое из них неизбежно стремится к признанию со стороны международного сообщества, что обусловлено как политическими, так и правовыми интересами. Международная правосубъектность, подтверждаемая через участие в международных организациях, служит своеобразным индикатором легитимности государственности и позволяет странам занимать активные позиции на глобальной арене.

Особое значение здесь приобретают международные институты, выступающие площадками для выработки и имплементации универсальных стандартов, в том числе в такой чувствительной сфере, как противодействие отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ФРОМУ). Значимость деятельности этих структур нельзя недооценивать, поскольку она охватывает ключевые аспекты поддержания международной стабильности и безопасности. Данный вектор сотрудничества невозможен без консолидированной и системной работы на уровне межгосударственного взаимодействия, исключающей односторонние меры как недостаточно эффективные.

Правовая природа преступлений, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ, предполагает их транснациональный характер. В рамка этой деятельности преступные действия не ограничиваются юрисдикцией одного государства, а напротив, проникают через национальные границы, пользуясь несовершенством правовых систем и отсутствием унифицированного контроля. Следовательно, успешное противодействие данным вызовам возможно лишь при условии плотной интеграции усилий государств, объединённых стремлением обеспечить устойчивую защиту правопорядка и государственной безопасности.

Глобализация экономических процессов, с одной стороны, ускоряет развитие мировой торговли и финансов, а с другой — порождает ряд серьезных проблем, затрагивающих все без исключения страны. Одной из наиболее острых проблем, ставших прямым следствием глобализационных тенденций, является разрастание теневого сектора экономики. Его существование и укоренение непосредственно связаны с практиками легализации преступных доходов, а также с деятельностью, направленной на финансирование террористических актов и нелегальное распространение оружия массового поражения.

Актуальность указанных проблем подтверждается не только их масштабом, но и их высоким уровнем опасности для всего международного правопорядка. Именно по этой причине вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ продолжают занимать ключевые позиции в повестке дня международного правового сотрудничества, оставаясь при этом предметом интенсивных научных, политико-правовых и уголовно-правовых дискуссий. Разногласия касаются как концептуальных основ, так и инструментов их эффективного урегулирования.

Важнейшей предпосылкой продуктивного межгосударственного взаимодействия в обозначенной сфере выступает наличие надлежащей нормативной и институциональной базы. Без наличия чётко выстроенной системы норм и механизмов координация действий государств оказывается фрагментарной и неустойчивой. Только при условии создания правовой основы, обеспечивающей единообразие в регулировании вопросов ПОД/ФТ/ФРОМУ, можно говорить о реальной эффективности принимаемых мер.

При этом необходимо не просто сближение позиций, но и фактическая унификация уголовно-правовых подходов к квалификации соответствующих деяний. Такая унификация должна сопровождаться их криминализацией на национальном уровне с последующим формированием комплексных механизмов правоприменения. Также крайне важным условием является внедрение многоуровневых систем мониторинга, анализа и обмена информацией между государствами и международными организациями.

Стоит согласиться с И. В. Разумовой, которая отмечает, что «В Российской Федерации национальная система противодействия легализации доходов отражает основные требования рекомендаций ФАТФ» [2, с. 3].

Внутригосударственное регулирование в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию террористической деятельности закреплено в ряде нормативных правовых актов, однако основополагающим и наиболее системным является Федеральный закон от «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ [1]. Рассматриваемый закон наделён высокой степенью детализации и предусматривает целый ряд обязательных мероприятий, направленных на минимизацию рисков вовлечения финансовых институтов в противоправные схемы. В их числе — комплекс организационных процедур по построению системы внутреннего контроля. Созданная система предполагает не только технические и процедурные стандарты, но и требует от организаций развития устойчивой культуры комплаенса, что особенно актуально в условиях растущего давления со стороны международных требований.

В числе обязательных мер законодатель закрепляет и обязанность проведения обязательного контроля за финансовыми операциями, подлежащими мониторингу, что касается сделок, обладающих признаками подозрительности, а также операций, превышающих установленный законом порог.

Не менее важным правовым инструментом служит установленный законом запрет на распространение сведений о действиях, осуществляемых в целях пресечения легализации преступных доходов или предотвращения финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Данный запрет направлен на обеспечение конфиденциальности и исключение утечки информации, способной дестабилизировать ход оперативных мероприятий. Однако законодатель делает одно исключение: информирование клиента допустимо в строго определённых случаях — например, при блокировке денежных средств или имущества, при приостановлении транзакций, при отказе в исполнении клиентского распоряжения. Также подлежит раскрытию информация об отказе в открытии или расторжении договора банковского счёта (вклада) и о необходимости предоставления дополнительных документов.

Помимо указанных механизмов, закон предусматривает возможность применения и иных мер, вытекающих из предписаний других федеральных нормативных правовых актов. Полагаем, что подход законодателя символизирует тенденцию к комплексному регулированию сферы противодействия рассматриваемым деяниям, где каждое правовое средство дополняет и усиливает другие, формируя в совокупности многоуровневую защиту государства.

Значимым аспектом функционирования Федерального закона № 115-ФЗ является его подвижность и восприимчивость к изменениям. Закон не остаётся статичным — он регулярно подвергается изменениям, что связано с необходимостью оперативного реагирования на новые вызовы, связанные с эволюцией преступных стратегий, цифровизацией финансовой среды и международными обязательствами России, прежде всего в рамках рекомендаций ФАТФ. На май 2025 г. действует 115-ая редакция закона.

На указанную динамику правого регулирования и её необходимость указывается в литературе. Так, «в дальнейшей непрерывно меняющейся политической обстановке и связанными с ней вызовами в вопросах экономической безопасности нашего государства, законодателю необходимо продолжить сосредотачивать усилия на соответствующих направлениях с целью оптимизации нормативно-правовой сферы ПОД/ФТ/ФРОМУ что называется, опережающими темпами» [3, с. 57].

Таким образом, в России существует система правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Установлено, что законодательство в этой области обладает своей динамикой, что говорит об учитывании внешних реалий общественной жизни законодателем.

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. — № 151–152. — 2001. — 09 августа.
  2. Разумова И. В. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: проблема соотношения требований международных стандартов и реалий российской действительности // Финансы и кредит. — 2016. — № 37 (709). — С. 2–13.
  3. Фильков О. Г. К вопросу о нормативном регулировании противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в текущей внешнеполитической обстановке // Правовой альманах. — 2023. — № 2. — С. 42–57.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
легализация
противодействие
отмывание денег
финансирование терроризма
нормативное регулирование
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 306-308):
Часть 4 (стр. 243-315)
Расположение в файле:
стр. 243стр. 306-308стр. 315

Молодой учёный