Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Педагогика
21.05.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Зинина, И. Г. Роль фольклора в развитии речи дошкольников / И. Г. Зинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125596/.


В старинной пословице говорится: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», ведь без знаний традиций, обычаев русского народа невозможно воспитать полноценного человека. Одной из задач духовно-нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям.

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте своих бабушек и дедушек, поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры и особенностям русской речи. Формы ознакомления с русской речью могут быть самыми разными: это занятия познавательного цикла, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, праздники. Ценнейшим национальным богатством являются фольклорные народные игры. Именно в них ребенок может услышать старорусские слова. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Большое место в приобщении детей к народной культуре и ознакомлении с русской речью занимают народные праздники и традиции. Именно здесь содержатся наиболее глубокие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Знакомя детей с речью, надо показать, что это важная функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы неинтересной. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, формируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для всестороннего и целостного развития ребенка в дошкольном возрасте, так как является основным видом общения.

Именно речь привлекает внимание ребенка к действиям и предметам. Действия взрослого при этом играют важную роль, ведь ребенок во всем пытается ему подражать. Именно подражание действиям взрослого является одной из составляющих формирования общения. Общение со взрослыми носит положительный деловой, предметный и эмоциональный характер, становясь основой и важной предпосылкой для общения с ровесниками.

При недостатке общения речь ребенка плохо развивается, и он может стать агрессивным и замкнутым. Самым оптимальным способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества, такие как поговорки, потешки, прибаутки, попевки и т. д. Эти произведения детского фольклора имеют огромное значение в развитии речи дошкольников. Первые художественные произведения, которые слышит ребенок, обогащают его речь и чувства, формируют отношение к окружающему миру, играют неоценимую роль во всестороннем развитии.

Малый фольклор имеет важное значение в воспитании детей. Различные его жанры способствуют в определенном возрастном периоде ребенка обогащению его духовного мира, развитию патриотизма, формированию уважения к прошлому своего народа, изучению его традиций, усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе.

Малый фольклор развивает устную речь ребенка и влияет на его фантазию и духовное развитие. Каждый жанр детского фольклора показывает определенную нравственную норму. Так, например, сказка, где животные уподобляются людям, демонстрирует ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только смекалку, но и фантазию. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей актуальности и по сей день. Песни также оказывают влияние на воспитание детей. В основном они используются, когда ребенок еще маленький. Например, грудничку поются колыбельные песни, чтобы успокоить его нервную систему, помочь ему уснуть. Также в разряд песен входят частушки, скороговорки, прибаутки, считалки. Они развивают у детей речевой слух, так как в них используется особое, напевное сочетание звуков.

Таким образом, малый фольклор — это уникальное средство для воспитания детей на начальном этапе их развития и для передачи народной мудрости. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

С помощью малых форм фольклора можно решать почти все задачи методики развития речи. Их звучность, напевность, ритмичность, занимательность привлекает детей, вызывает желание запомнить, повторить, что способствует развитию разговорной речи.

Познание окружающего мира посредством устного народного творчества помогает детям усваивать словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Одновременно с этим происходит формирование словаря, что также является важной частью занятий по развитию речи. Следовательно, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Художественная речь народной сказки богата языковыми средствами выразительности: эпитетами, сравнениями, антонимами, синонимами и др. Например, выражения «красна девица», «конь — волчья сыть», «травяной мешок», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой» и т. п. дети используют в собственной речи, и это способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию самих дошкольников.

Слыша певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям быстро запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления куклы или укладывания ее спать. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, эмпатии. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач».

Моя практика показывает: для всестороннего развития детей дошкольного возраста особое значение имеют игры, забавы с использованием фольклора. Воспитатели стараются вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька» и др.

Также вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень четко описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Это и чтение по ролям, и изменение голоса и интонации. Ребенок должен понимать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Программа воспитания и обучения в детском саду нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста помогает привить им первые навыки самостоятельной художественной работы.

В процессе работы с детьми я стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, естественно, непринужденно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлении творческой инициативы.

Детский фольклор в работе по развитию речи детей использовался в разнообразных формах как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, прогулка, досуг, самостоятельная деятельность, отдельные режимные моменты).

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного и пальчикового театра. Перед инсценировкой следует заранее рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются такие русские народные сказки, как «Репка», «Теремок», «Колобок».

Художественное слово играет значимую роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно в дошкольном возрасте вызвать у детей интерес и сформировать любовь к литературным произведениям.

Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня художественной и познавательной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства задачи постепенно усложняются, их выполнение обусловливает положительные результаты воздействия художественной литературы на детей. Эти задачи направлены на постепенное повышение уровня восприятия детьми литературных произведений, что неразрывно связано с развитием мышления, воображения, обогащением и углублением чувств, переживаний.

С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большее удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.

Литература:

  1. Асташина, М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 3. — С. 61–68.
  2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки и детский фольклор / В. П. Аникин. — М. : Учпедгиз, 1957. — 240 с.
  3. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г. В. Лунина. — М. : Элизе трейдинг, 2004. — 128 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 418-420):
Часть 6 (стр. 399-481)
Расположение в файле:
стр. 399стр. 418-420стр. 481

Молодой учёный