Обоснование применения рейтинговых методик к оценке эффективности дивидендной политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (572) май 2025 г.

Дата публикации: 25.05.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Недугов, А. Е. Обоснование применения рейтинговых методик к оценке эффективности дивидендной политики / А. Е. Недугов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 21 (572). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/572/125551/ (дата обращения: 24.06.2025).



В данной статье классифицированы и рассмотрены существующие подходы к оценке эффективности дивидендной политики компаний. Подробно проанализирован рейтинговый подход исследования вопроса дивидендной политики акционерных обществ. Дана оценка целесообразности использования рейтингового подхода, а также перспектив его применения в будущем. Определены основные проблемы и преимущества рейтингового подхода к оценке эффективности дивидендной политики.

Ключевые слова : дивидендная политика, рейтинговый подход, дивиденды, фондовый рынок, эффективность дивидендной политики, рейтинговая модель.

В настоящее время проблемы оценки эффективности дивидендной политики компаний привлекают всё большее внимание. С учетом роста интереса среди населения к инвестициям в фондовый рынок, поставленной Президентом РФ задачи об удвоении к 2030 году капитализации российского фондового рынка, а также планами Банка России о внедрении рейтинговой системы оценки для акций и делегации этой функции на рейтинговые агентства, особенно актуальной становится тема рейтингового подхода для оценки эффективности дивидендной политики. В этом контексте способы оценки эффективности дивидендной политики имеют большую важность для анализа рынка акций и качества функционирования бизнеса.

Эффективность дивидендной политики состоит в оптимальном распределении прибыли, направленной не только на выплату дивидендов, но и на развитие бизнеса, повышение его инвестиционной привлекательности и рыночной стоимости. В свою очередь, выбор подхода к оценке эффективности дивидендной политики компаний является сложным вопросом, решение которого зависит от множества факторов. В своем исследовании «Сравнение подходов исследования дивидендной политики компаний развитого и развивающегося рынков капитала» Е. А. Макарова [1] утверждает: «Существует много теорий, объясняющих дивидендную политику компаний. Большая часть данных теорий подтверждает взаимосвязь дивидендной политики и стоимости компании. На решения о выплате дивидендов влияет много факторов. Эти факторы могут существенно меняться от страны к стране». В работе делается вывод о том, что во всех исследованиях зарубежных ученых, независимо от выбранного подхода, отмечается тесная прямая зависимость между показателями прибыли и дивидендными выплатами. Это означает, что чем прибыльнее компании, тем выше дивидендные выплаты, которые они осуществляют своим акционерам. Однако в случае исследования других детерминантов дивидендной политики разные исследователи пришли к разным выводам.

Выделяют следующие подходы к оценке эффективности дивидендной политики:

  1. Финансовый подход: основывается на расчетах и анализе финансовых показателей компании, таких как, дивидендная доходность, доходность акционерного капитала, соотношение цены и дохода и т. д.
  2. Рыночный подход: оценивает эффективность дивидендной политики на основе реакции рынка на объявление дивидендов или изменения в дивидендной политике компании. Рассматривает рыночные показатели акций компаний. Таким образом можно оценить, насколько хороша дивидендная политика посредством мониторинга реакции цены на актив после новостей о принятие решений по вопросам дивидендов.
  3. Сравнительный подход: сравнивает дивидендную политику компании с дивидендными политиками других компаний в отрасли или анализирует изменения в дивидендной политике в различные периоды времени. Такой подход используется для определения преимуществ проводимой дивидендной политики компании по отношению к конкурентам.
  4. Исторический (динамический) подход: оценка дивидендной политики на основе исторических данных о выплаченных дивидендах, росте дивидендов, изменениях структуры капитала и финансовых показателях компании. Исходя из названия, позволяет оценить эффективность подхода в динамике.
  5. Рейтинговый подход: представляет собой построение рейтинговой модели эффективности дивидендной политики на основе показателей эффективности дивидендной политики. Такой подход позволяет сравнивать большое количество объектов, при этом дает интегральную оценку для каждого.

Подходы могут применяться в зависимости от ситуации и поставленных задач, а также комбинироваться. Более того, одни подходы могут включать в себе методологию других. Так, например, рейтинговый подход представляет собой более сложный сравнительный анализ дивидендных политик нескольких организаций.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, а также может успешно использоваться на практике для анализа эффективности дивидендной политики. Наиболее подробно рассмотрим рейтинговый подход. Можно выделить следующие преимущества рейтингового подхода к оценке эффективности дивидендной политики организаций:

  1. Рейтинги просты в понимании, в том числе для частных инвесторов, не обладающих специальными знаниями.
  2. Рейтинги позволяют получить информацию о качестве и характеристиках акций и их эмитентах в компактной форме.
  3. Рейтинговый подход значительно облегчает последующий сравнительный анализ, так как эмитенты в рейтинге могут ранжироваться по степени настоятельности приобретения их акций, то есть по одному итоговому показателю.
  4. Рейтинги могут быть рассчитаны по каким-либо базовым показателям, не требующим дополнительной обработки, что упрощает их разработку
  5. Рейтинговый подход позволяет сравнивать компании из разных отраслей экономики
  6. Рейтинги упрощают поиск новых инвестиционных идей на рынке ценных бумаг.
  7. Рейтинги представляются в виде конкретных цифр или оценок, что делает процесс оценки более прозрачными для инвесторов и аналитиков.
  8. В отличии от других подходов, рейтинговый подход комплексно оценивает эффективности сразу нескольких дивидендных политик.

Минусы рейтингового подхода к оценке эффективности дивидендной политики:

  1. Рейтинги могут быть подвержены субъективному влиянию составителя или методу оценки, что может исказить результаты оценки. Так, например, рейтинги могут оценивать только определенные аспекты дивидендной политики, не учитывая все возможные факторы, влияющие на ее эффективность.
  2. Опасность манипуляций. Компании могут пытаться манипулировать своей дивидендной политикой, чтобы улучшить свой рейтинг, несмотря на реальное финансовое состояние и перспективы.
  3. Сложность использования подхода. Подход наиболее сложен из перечисленных, он требует наибольшего количества расчетов, открытых данных, а также включает в себя построение рейтинговой модели.

Стоит отметить, что выбор оптимального подхода к оценке эффективности дивидендной политики компаний является сложным вопросом, решение которого зависит от поставленных целей в оценке эффективности дивидендной политики, количества анализируемых компаний, степени открытости информации и других факторов. При этом именно отсутствие фундаментальных противоречий в исследовании с использованием рейтингового подхода является одним из его основных преимуществ, так как главная цель рейтингового подхода — сравнить эффективность дивидендной политики выбранных компаний, а не определить зависимость эффективности дивидендной политики от тех или иных факторов, влияние которых может быть разным для разных компаний.

Таким образом, определяющими условиями применения рейтингового подхода к оценке эффективности дивидендной политики являются:

— Обоснованный выбор периода исследования;

— Степень открытости информации о размере выплачиваемых дивидендов, а также иных применяемых в исследовании показателей и достоверность этой информации (на протяжении всего периода исследования);

— Доступность и раскрываемость информации о котировках и рыночной цене акций исследуемых компаний;

— Достоверность бухгалтерской отчётности акционерного общества и т. д.

Рейтинговый подход к оценке эффективности дивидендной политики оптимален, например, при сравнительном анализе акций, эмитентами которых являются крупные акционерные общества. Это обусловлено тем, что среда рейтинговой оценки акционерных обществ полностью удовлетворяет условиям применения рейтингового подхода, описанным выше.

В свою очередь, в рамках рейтингового подхода существует множество методик. На вопрос о том, какие именно показатели следует использовать при оценке эффективности дивидендной политики организации существует множество различных точек зрения. Например, О. В. Владыженская, помимо выплаченного дивиденда в расчете на акцию, называет гибкость и детальность принятого порядка расчета размера дивидендных выплат, в зависимости от текущего финансового состояния компании среди показателей эффективности политики дивидендов современных организаций [2].

В свою очередь, Е. О. Терещенко считает, что объективная оценка эффективности дивидендной политики возможна лишь после расчета и последующего анализа показателей доходности акций компании. К показателям эффективности дивидендной политики она относит: дивиденды на одну обыкновенную акцию, прибыль в расчете на акцию (Earnings Per Share, EPS), рентабельность акции, коэффициент ценности акций, отношение рыночного курса к чистой прибыли в расчете на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат, отношение рыночного курса акций к показателю денежного потока в расчете на одну акцию [3].

А по мнению Н. Я. Синицкой, для оценки эффективности дивидендной политики нужно использовать следующие показатели: коэффициент дивидендного выхода, показатель дивидендного дохода, а также коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию (P/E) и уровень дивидендных выплат в расчете на одну обыкновенную акцию [4].

По мнению Е. А. Бадокиной и О. И. Максименко, при анализе эффективности дивидендной политики компаний следует руководствоваться «базовыми» показателями оценки [5]:

  1. Размер дивидендов, начисленных на одну акцию;
  2. Дивидендная доходность;
  3. Коэффициент соотношения рыночной цены акции и прибыли в расчете на одну акцию;
  4. Коэффициент дивидендного выхода.

При этом, несмотря на различия в методиках, всем исследователям удалось успешно применить рейтинговый подход для объективной научной оценки эффективности дивидендной политики.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что оценка эффективности дивидендной политики важна, потому что это позволяет оценить, насколько успешно компания использует свои финансовые ресурсы для выплаты дивидендов своим акционерам. Кроме того, оценка эффективности дивидендной политики помогает инвесторам оценить доходность инвестиций в акции компании и принимать обоснованные инвестиционные решения. Полагается, что результаты оценки эффективности дивидендной политики позволяют компаниям изменять свои стратегии выплаты дивидендов и максимизировать доходы для акционеров.

Литература:

  1. Макарова, Е. А. Сравнение подходов исследования дивидендной политики компаний развитого и развивающегося рынков капитала / Е. А. Макарова. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-podhodov-issledovaniya-dividendnoy-politiki-kompaniy-razvitogo-i-razvivayuschegosya-rynkov-kapitala (дата обращения: 18.05.2025).
  2. Владыженская, О. В. Дивидендная политика российских компаний. Особенности и тенденции / О. В. Владыженская. — Текст: непосредственный // Студент: наука, профессия, жизнь. — 2016. — С. 15.
  3. Терещенко Е. О. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования: учеб. пособие. К.: КНЭУ, 2003. URL: http://lybs.ru/index-323.htm (дата обращения: 18.05.2025)
  4. Синицкая, Н. Я. Финансы предприятий в рисунках и схемах / Н. Я. Синицкая. — Архангельск, 2011. — 114 c. — Текст: непосредственный.
  5. Бадокина, Е. А. Рейтинговый подход к оценке эффективности дивидендной политики публичных компаний России / Е. А. Бадокина. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reytingovyy-podhod-k-otsenke-effektivnosti-dividendnoy-politiki-publichnyh-kompaniy-rossii (дата обращения: 18.05.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

дивиденды, фондовый рынок, дивидендная политика, эффективность дивидендной политики, рейтинговый подход, рейтинговая модель

Похожие статьи

Задать вопрос