Статья посвящена актуальной проблеме сиротства и анализу систем социальной защиты детей-сирот в России и США на основе последних статистических данных чрезвычайного фонда ООН по защите детей. Согласно исследованию, в 2025 году число детей, оставшись без попечения родителей, достигло 150–200 миллионов человек по всему миру, причем наиболее критическая ситуация наблюдается в странах Африки, Латинской Америки и Средней Азии. Исследование акцентирует внимание на том, что дети-сироты подвергаются повышенным рискам сексуального насилия, эксплуатации труда, торговли людьми и нелегальной трансплантации органов. Для России и США, имеющих развитую систему социальной защиты, статья предлагает сравнительный анализ подходов к решению этой проблемы.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей, фостерная семья, органы опеки, социальная система, опекунство, усыновление, защита детей-сирот.
The article is devoted to the current problem of orphanhood and the analysis of social protection systems for orphaned children in Russia and the United States based on the latest statistics from the United Nations Emergency Fund for the Protection of Children. According to the study, in 2025 , the number of children left without parental care reached 150–200 million people worldwide, with the most critical situation observed in Africa, Latin America and Central Asia. The study focuses on the fact that orphaned children are at increased risks of sexual violence, labor exploitation, human trafficking and illegal organ transplantation. For Russia and the USA, which have a well- developed social protection system, the article offers a comparative analysis of approaches to solving this problem.
Keywords: children left without parental care , foster family, guardianship authorities, social system, guardianship, adoption, protection of orphaned children.
Согласно статистическим данным, полученным в ходе исследования чрезвычайного фонда помощи детям при Организации Объединенных Наций, в 2025 году около 150–200 миллионов детей остались без попечения родителей. Проблема сиротства присуще всем странам [12]. Однако, наиболее остро она стоит в развивающихся государствах Африки, Латинской Америки и Средней Азии.
Дети-сироты в большей степени подвержены сексуальному насилию, трудовой эксплуатации. Данная категория лиц чаще становятся жертвами торговли людьми и незаконной трансплантации органов. Государственная политика многих государств направлена на защиту детей оставшихся без попечения родителей. В данном исследовании видим актуальным провести сравнительный анализ социальной защиты детей-сирот в России и США.
Система социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации (далее РФ) начала формироваться в 90-е годы ХХ века [4]. Общественные отношения в данной области регулируются широким кругом нормативных правовых актов: Семейный кодекс Российской Федерации [7], Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» [11], Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [9] и другие.
Федеральный закон № 159-ФЗ проводит разграничение между категориями «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» в ст.1 [10]. Данная дифференциация обусловлена различием социальных гарантий, предоставляемые данным лицам. Основной целью государственной политики в сфере защиты детей в РФ является защита прав и свобод детей от различных посягательств, а также обеспечение восстановления нарушенных интересов. Государством разработаны различные профилактические мероприятия и меры материальной поддержки для семей с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении.
В Российской Федерации информировать о жестоком обращении или насилии над ребенком в семье могут соседи, родственники, работники образовательных, медицинских и социальных учреждений. На практике встречаются случаи, когда ребенок сам обращается за помощью в органы защиты. Значимым пробелов в российском законодательстве является отсутствие ответственности за преднамеренное несообщение о ребенке, который находится в опасном положении.
После поступления информации о неблагополучии ребенка органы опеки и попечительства обязаны проанализировать условия проживания и воспитания, в случае необходимости — изъять ребенка из семьи. Если подтверждаются факты физического или сексуального насилия над несовершеннолетним, то родителей могут лишить родительских прав. Предупредительной мерой выступает ограничение в родительских правах сроком до 6 месяцев [5].
После отобрания ребенок помещается в организацию временного содержания (реабилитационный центр), в которых дети проходят подготовку к самостоятельной жизни, обучение. Воспитанникам в случае необходимости оказывается психологическая и медицинская помощь.
Несовершеннолетнее лицо может быть возвращено в семью, если родители были восстановлены в правах, или же передано под опеку или попечительство, а также усыновлено до наступления 18-летнего возраста [7]. В таком случае специалисты из органов опеки и попечительства в течение трех лет будут осуществлять наблюдение за условиями пребывания ребенка.
После совершеннолетия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении пяти лет оказывается государственная поддержка в виде дополнительных льгот при поступлении в образовательные учреждения, трудоустройстве и в области здравоохранения. В случае отсутствия собственного жилья, данная категория лиц претендует на его получение государства, в порядке очереди. Социальные преференции и льготы дифференцированы по регионам.
Система защиты социально незащищенных слоев населения в США прошла долгий период развития, начиная с конца ХIХ века. Особенностью становления законодательной базы в данной области является участие в нем представителей незащищенных групп [3]. Нормативная правовая база разрабатывается на уровне штатов, которые обладают большой самостоятельностью в определении политики по охране прав и свобод детей сирот. В Америке к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся и дети-сироты, дети, чьи родители живы, при этом лишены родительских прав (ограничены в родительских правах) либо, дети, от которых родители отказались [8].
Цель государственной защиты детей в Соединенных Штатах Америки заключается в обеспечении защиты ребенка от различных видов негативного воздействия на его здоровье, психику и социальное развитие. В законодательстве большинства штатов установлена ответственность за игнорирование работниками социальных служб сигналов о жестоком обращении с детьми либо пренебрежением их интересов в семье. В случае подтверждения факта насилия над ребенком, по решению суда он изымается из семьи и помещается в фостерную семью. Фостерная система — форма временного размещения детей, которые оказались в сложных жизненных условиях. Представители фостерных семей должны иметь педагогическое или медицинское образование. Число детей, содержащихся одновременно в такой семье, может варьироваться от 1 до 12. Основным преимуществом размещения детей в фостерных семьях служит возможность ребенка получить положительный опыт социализации внутри семьи, наблюдение за здоровым психологическим климатом между супругами, родителями и детьми [1]. Цель заключается в улучшении положения ребенка в кровной семье, при невозможности возвращения к родным, ребенок передается на усыновление.
В США человек может быть усыновлен в любом возрасте. В случае усыновления несовершеннолетних, его права и свободы обеспечиваются судебным контролем на протяжении года после усыновления. Государственная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, в США заключается в предоставлении им субсидий на образовательные услуги, а также в предоставлении медицинской страховки. Данные меры действуют до наступления 26-летия. Лица рассматриваемой категории, в случае отсутствия собственного жилья, могут размещаться в специально отведенных для этих целей организациях до достижения 21 года [2].
Подводя итоги, можно сказать, что государственная политика России и США в области защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеет схожие цели — охрана детства, обеспечение прав и свобод семьи и ребенка. Однако для достижения схожих целей, страны используют различные методы. Интеграция международных практик защиты детей, а также сотрудничество стран в области разработки новых мер поддержки семей и детей, способствуют снижению числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, тем самым, способствуя снижению риска роста бедности и преступности в мире.
Литература:
- Бессчетнова О. В. Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных штатах Америки // Вестник ТГПУ. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fosternaya-semya-kak-sposob-ustroystva-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-soedinennyh-shtatah-ameriki.
- Бессчетнова О. В. Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США // Вестник ТГПУ. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usynovlenie-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-ssha.
- Бурцева Д. Д. Современное состояние системы социальной защиты в США // Скиф. 2019. № 11 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-sistemy-sotsialnoy-zaschity-v-ssha (дата обращения: 16.05.2025).
- Лутошкина С. Ю. Законодательное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-obespechenie-deyatelnosti-po-sotsialnoy-zaschite-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley (дата обращения: 16.05.2025).
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2020) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание... // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/37e0cc266dd94673d479cdb2e9652f7847dd4875/
- Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/0a539786b6bd4e5790d483342fd92c86b18aded4/
- Семья Г. В. Сравнительный анализ систем защиты детей, оставшихся без попечения родителей, в России и США // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sistem-zaschity-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-rossii-i-ssha (дата обращения: 16.05.2025).
- Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 N 44-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
- ЮНИСЕФ: 150 миллионов детей в возрасте до пяти лет не зарегистрированы при рождении // Организация объединенных наций URL: https://www.ungeneva.org/ru/news-media/news/2024/12/101249/yunisef-150-millionov-detey-v-vozraste-do-pyati-let-ne