На обложке изображен Даниил Борисович Эльконин (1904–1984), советский психолог и педагог,
автор оригинального направления в детской и педагогической
психологии.
Даниил Борисович родился в селе Малое
Перещепино Полтавской губернии в еврейской семье. Его старшим братом был
советский живописец Виктор Эльконин. Даниил начал учиться в полтавской
гимназии, но оставил ее в связи с тяжелым материальным положением
семьи. Повзрослев, Эльконин работал делопроизводителем военно-политических
курсов и воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.
В 1924 году по командировке Наркомпроса
УССР он поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского
института социального воспитания (впоследствии объединенного с Ленинградским
педагогическим институтом имени А. И. Герцена). По окончании
ЛГПИ Даниил Борисович стал работать педологом-педагогом детской профамбулатории
Октябрьской железной дороги, затем преподавал на кафедре педологии в ЛГПИ,
где темой его работы (в сотрудничестве с Львом Выготским) были вопросы
детских игр. Он также был учителем начальных классов в одной из
ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал
школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. А в
1940 году Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи
школьников.
После Великой Отечественной войны (которую
он провел на фронте и был награжден орденами и медалями) Эльконин вопреки
его желанию не был демобилизован. Он получил назначение в Московский
областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только
преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса
советской военной психологии.
В период борьбы с космополитизмом должно
было состояться заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению
допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера»,
которое было назначено на 5 марта 1953 года. Но именно в этот день умер
Сталин, и заседание было отложено, а затем отменено. Подполковник
Эльконин был уволен в запас.
В том же 1953 году Даниил Борисович стал
штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический
институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он
заведовал несколькими лабораториями, защитил докторскую диссертацию и был
избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете
психологии МГУ.
Эльконин опубликовал несколько монографий
и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории
изучения детства, его периодизации и психодиагностике. Он занимался такими
вопросами, как психологическое развитие детей в разном возрасте,
психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников, а также
проблемой развития речи и обучения чтению детей. Основным вкладом Даниила Борисовича
в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение
новой системы обучения — развивающего обучения.
Даниил Борисович в своих работах
опирался на идею о культурно-историческом развитии человека. Так, в восьми
теоретических работах Эльконина было подробно раскрыто общее положение Льва
Выготского. Данное положение (о том, что детство имеет конкретно-исторический
характер) было также высказано Павлом Блонским и Алексеем Леонтьевым. Согласно
положению Выготского, детство в разные исторические эпохи имеет разные
закономерности и содержание. Исследователи пришли к выводу, что не
существует одинакового детства. Именно поэтому важно понять теорию
исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию,
историю образования и т. д.
Эльконин считал, что все виды деятельности
детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребенок
с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является
общественным существом. Для Даниила Борисовича было неприемлемым положение
«ребенок и общество», он считал правильным положение «ребенок в обществе».
Также он считал ребенка активным субъектом в преобразовании и присвоении
достижений человеческой культуры. Благодаря процессам преобразования ребенок
воспроизводит и создает в себе человеческие способности. По данном
вопросу Алексей Леонтьев и Даниил Эльконин придерживались единой точки
зрения: ребенок в процессе преобразования деятельности осуществляет такую
практическую или познавательную деятельность, которая адекватна, но не
тождественна деятельности, которая воплощена в человеческой деятельности
в предыдущем поколении.
Работы ученого были также посвящены
психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В них
он описал структуру игровой деятельности и выделил две ее стороны —
познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой
ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития
в каждом возрастном периоде.
Умер Даниил Борисович в 1984 году.
Похоронен на Востряковском кладбище.
Каждые два года в Психологическом
институте Российской академии образования проходят Эльконинские чтения, которые
посвящены памяти Даниила Борисовича Эльконина.