Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование письменной речи детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 7.1 и 7.2)

Научный руководитель
Педагогика
16.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Гергелинник, К. С. Исследование письменной речи детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 7.1 и 7.2) / К. С. Гергелинник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 727-729. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125375/.


Статья посвящена исследованию письменной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рассматривает связь между вариантом обучения (7.1 или 7.2) по АООП НОО и степенью нарушения письменной речи. Выделяются наиболее частотные ошибки на письме. Кроме того, исследуется взаимосвязь между степенью нарушения компонентов устной речи и количеством дисграфических ошибок.

Ключевые слов: письменная речь, дисграфия, задержка психического развития, математический анализ, АООП НОО.

Согласно данным Министерства образования Российской Федерации, за последние десять лет число детей с задержкой психического развития увеличилось в два раза. Одной из основных особенностей таких детей является недостаточная готовность к обучению в школе, что выражается в сниженной способности к организации и целенаправленной деятельности. Кроме того, у них наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления и устной речи [3]. Всё это приводит к серьёзным трудностям в освоении письменной речи, которые проявляются в устойчивых нарушениях письма, таких как дисграфия.

По данным исследований Ю. Г. Демьянова и В. А. Ковшикова (1967) среди речевых нарушений у детей с ЗПР дисграфия встречается наиболее часто. Результаты исследования, проведенного данными авторами, обнаружили дисграфию у 25 младших школьников с задержкой развития из 40 обследованных детей.

В настоящее время младшие школьники с ЗПР обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (вариантам 7.1 или 7.2.). Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования содержит общую характеристику детей, обучающихся по этим вариантам, а также определяет задачи коррекционной работы, планируемые результаты обучения и необходимые условия образования.

Однако специфика овладения письменной речью, трудности, с которыми сталкиваются дети в рамках разных вариантов обучения (7.1 и 7.2), а также эффективность используемых коррекционных методик зачастую рассматриваются лишь на практическом уровне и не получили достаточного научного анализа. Это затрудняет выработку индивидуальных образовательных маршрутов и подбор наиболее эффективных средств коррекции, учитывающих различия между вариантами 7.1 и 7.2.

Таким образов, актуальность работы по исследованию письменной речи у детей, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.1 и 7.2),определяется недостаточным учетом различий в методических разработках.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Город дорог» и МАОУ «СОШ № 135» г. Перми, реализующих адаптированные образовательные программы. В выборку исследования вошли 40 детей, обучающихся во втором классе, среди которых 55 % мальчиков. 47.5 % детей обучаются по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.), остальные по АООП НОО (вариант 7.2.). Диагностика устной и письменной речи проводилась по учебно-методическому пособию Ю. Е. Розовой, Т. В. Коробченко [2].

Письменные работы детей были проанализированы на основе критериев, предложенных Ю. Е. Розовой и Т. В. Коробченко [2], с присвоением баллов по каждому критерию. Затем, для выявления взаимосвязей между различными характеристиками письменной речи, был применен статистический метод — анализ взаимного распределения частот (критерий хи-квадрат Пирсона) [1]. Этот метод анализа необходим для определения наличия взаимосвязи между вариантом обучения и степенью выраженности нарушения письма.

Таблица 1

Анализ взаимного распределения частот по варианту обучения и степени выраженности нарушения сопряжения

Вариант обучения

Степень выраженности нарушения письменной речи

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

7.1.

0

0.0 %

0

0.0 %

4

21.0 %

12

63.2 %

3

15.8 %

7.2.

4

19.0 %

9

42.8 %

8

38.0 %

0

0.0 %

0

0.0 %

По таблице 1 можно увидеть, что большинство (63,2 %) обучающихся по варианту 7.1 получили 4 балла, что говорит о наличии незначительного количества ошибок. Трое учащихся не допустили ошибок, а четверо показали результат в 3 балла, соответствующий нарушениям средней степени тяжести.

В группе, обучающейся по варианту 7.2, результаты были менее успешными: 42,8 % детей получили 2 балла, что свидетельствует о тяжелой степени нарушений письма. Восемь обучающихся показали результат в 3 балла, а у четверых базовые навыки письма не сформированы. Статистический анализ подтверждает наличие значимой связи между вариантом обучения и степенью нарушения письменной речи (Хи-квадрат = 29,3, p <0,001).

После чего все ошибки были занесены в таблицу, основанную на классификации Р. И. Лалаевой. Ошибки в письменных работах разделены на 5 групп: оптические ошибки, артикуляторно-акустические ошибки, ошибки на основе нарушения фонемного распознавания, ошибки на основе нарушения языкового анализа и синтеза, аграматические ошибки. И отдельно выделяются орфографические ошибки.

Для исследования берется U-критерий Манна-Уитни [1] для сравнения количества дисграфических и орфографических ошибок (по классификации Лалаевой Р. И.) у учащихся с разными вариантами обучения по АООП НОО. Цель анализа — определить статистически значимые различия и выявить наиболее распространенные ошибки.

В ходе анализа было получено, что есть значимые различия по всем признакам: оптические ошибки (U = 42.0, p <.001), аграматические ошибки (U = 92.0, p <.001), ошибки на основе нарушения языкового анализа и синтеза (U = 49.0, p <.001), артикуляторно-акустические ошибки, орфографические ошибки (U = 45.0, p = 0.007), ошибки на основе фонемного распознавания (U = 62.5, p <.001).

По анализу средних значений мы можем сделать следующие выводы:

  1. У детей, обучающихся по АООП НОО вариант 7.2, самыми частыми ошибками являются ошибки на основе языкового анализа и синтеза. На втором месте идут орфографические ошибки. На третьем месте оптические ошибки. Далее по убыванию: ошибки на основе фонемного распознавания, аграматические ошибки, артикуляторно-акустические ошибки
  2. У детей, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1, самыми частыми ошибками являются орфографические. На втором месте ошибки на основе нарушения языкового анализа и синтеза. На третьем оптические ошибки. Далее по убыванию: ошибки на основе фонемного распознавания, аграматические ошибки, артикуляторно-акустические ошибки.
  3. По таблицам мы можем сказать, что средние количества ошибок, совершенных обучающимися по АООП НОО вариант 7.2, превышает примерно в 3.5 раза среднее количество ошибок, совершенных обучающимися по АООП НОО вариант 7.1.

Далее было проведено исследование взаимосвязи дисграфических ошибок с компонентами устной речи (фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, языковой анализ и синтез) и неречевыми функциями. Для оценки компонентов устной речи и неречевых функций у каждого ребенка использовалась балльная система, предложенная Ю. Е. Розовой и Т. В. Коробченко [2]. На основе результатов диагностики, каждому участнику исследования был присвоен соответствующий балл.

Для обнаружения взаимосвязей был проведен корреляционный анализ Спирмена [1]. Обнаруженные корреляции носят отрицательный характер: более высокие баллы, отражающие сформированность компонентов устной речи и неречевые функции, соответствуют меньшему количеству ошибок на письме, и наоборот. В ходе анализа был выявлен ряд статистически значимых отрицательных корреляций:

— Уровень сформированности языкового анализа и синтеза показал значимую отрицательную корреляцию с количеством ошибок, обусловленных нарушением звукового анализа и синтеза (Ro = -0.665 p <0,001), артикуляторно-акустические ошибки (Ro = — 0.484 p = 0,003), ошибки на основе фонемного распознавания (Ro = — 0.489 p = 0,002).

— Уровень фонематического слуха отрицательно с ошибками на основе фонемного распознавания (Ro = — 0,355 p = 0,020) и артикуляторно-акустическими ошибками (Ro = — 0.556 p <0,001).

— Уровень развития лексико-грамматический строй речи отрицательно связан с аграмматическими ошибками (Ro = -0.599 p <0,001).

— Уровень развитие неречевых функций отрицательно связан с количеством ошибок по смешению букв по кинетически-оптическому сходству (Ro = -0.619 p <.001).

В итоге исследования мы выявили взаимосвязь степени нарушения письменной речи и варианта обучения по АООП НОО. Также было продемонстрированно распределение самых частотных ошибок и взаимосвязи письменной и устной речи. Основываясь на результатах исследования, можно оказать более эффективную коррекционную помощь.

Литература:

  1. Ахметжанова, Г. В. Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях / Г. В. Ахметжанова, И. В. Антонова. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2016.
  2. Розова, Ю. Е. Мониторинг речевого развитие учащихся начальных классов. Программно-методический материал: учебно-методическое пособие. / Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко. — Москва: Редка птица, 2019. — 120 c.
  3. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. фак. высш учеб. заведений / В. В. Лебединский. —: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
письменная речь
дисграфия
задержка психического развития
математический анализ
АООП НОО
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 727-729):
Часть 11 (стр. 711-775)
Расположение в файле:
стр. 711стр. 727-729стр. 775

Молодой учёный