Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблематика межличностных отношений и типа привязанности у взрослых

Научный руководитель
Психология
14.05.2025
13
Поделиться
Библиографическое описание
Кудрина, Е. В. Проблематика межличностных отношений и типа привязанности у взрослых / Е. В. Кудрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 674-676. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125273/.


Актуальность статьи обусловлена ее проблематикой — изучение темы межличностных отношений и типа привязанности у взрослых закладывает теоретическую базу для понимания, как строится взаимодействие между людьми, и как эти связи влияют на психологическое благополучие и развитие личности в современном мире. На межличностные отношения сильно влияет привязанность, сформированная в детстве. В контексте социального аспекта тип привязанности может оказывать влияние на способность человека адаптироваться к новым ситуациям, устанавливать доверительные отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать в социальной среде.

Ключевые слова: межличностные отношения, тип привязанности.

Изучение специфики межличностных отношений и типа привязанности у взрослых необходимо для понимания, как влиять на улучшение качества жизни современного индивида, в частности, через выстраивание психотерапевтической работы и формирование более надёжных связей с другими людьми, что несомненно будет влиять на улучшение качества жизни и гармонизацию личной и профессиональной сфер в жизни человека. Тема межличностных отношений и типа привязанности у взрослых формирует теоретическое понимание, как индивиды взаимодействуют между собой, как данные связи влияют на их социализацию, психологическое здоровье и личностное развитие.

В контексте социального аспекта тип привязанности может оказывать влияние на способность человека адаптироваться к новым ситуациям, устанавливать доверительные отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать в социальной среде. К примеру, люди с безопасной привязанностью часто имеют более гармоничные и удовлетворительные отношения, в то время как люди с небезопасной привязанностью могут испытывать больше конфликтов и неудовлетворенности в отношениях. Качество межличностных отношений может оказывать влияние на производительность и успех в работе и образовании. Люди с безопасной привязанностью часто легче устанавливают сотрудничество и доверие в рабочих и учебных ситуациях, что способствует их успешности и удовлетворенности.

Согласно данным Росстата, в Российской Федерации на 10 новых браков приходится в среднем 7 разводов, что, в частности, оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в стране. Глубоко понимая то, как функционирует тип привязанности у взрослых, мы сможем воздействовать более грамотно терапевтически на клиентов и помогать им формировать более надёжные связи во взрослом возрасте.

Взаимоотношения личности с другими людьми, согласно В. Н. Мясищеву, являются основой межличностных отношений. Когда люди участвуют в общей деятельности, у них формируется взаимодействие и отношение друг к другу. Личность занимает центральное место в этих социальных отношениях. При этом межличностные отношения — это явление, в котором есть взаимная направленность, каждый участник воспринимает их сквозь призму собственных убеждений, предпочтений, сформированных взглядов на других. Межличностные отношения — это явление, которое будет влиять на человека на протяжении всей жизни, тем не менее, они подвержены таким факторам как возраст, особенности характера индивида, социокультурные взгляды и так далее — данные факторы буду влиять на изменения межличностных отношений в том числе.

«Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности» — то есть, в связи между людьми всегда есть два измерения, это субъективный и объективный факторы. [1]

Один из представителей современной отечественной психологии Н. Н. Обозов в своих работах фокусируется на эмоциональной составляющей межличностных отношений и выделяет положительные и отрицательные состояния, такие как удовлетворённость собой или партнёром, эмоциональная чувствительность, конфликтность или же отрицательные эмоциональные состояния. [2]

Среди западных мыслителей стоит обратиться к гуманистической психологической школе, начиная с Карла Роджерса и его понятия конгруэнтности, а также к когнитивной теории Г. Салливана. [3]

  1. Межличностные отношения влияют на формирование личности человека — взаимодействие с другими членами общества способствует развитию индивида, формирует ценностно-смысловое восприятие, изучение культурного окружения, помогает ответить на вопрос «кем я являюсь».
  2. Межличностные отношения — это сложносочинённая система, где положительные факторы перемежаются с негативными, движение навстречу друг другу может происходить синхронно или может быть рассогласовано в случае разной направленности целевых мотиваций, эмоционального склада участников, ценностно-смысловых конфликтов и так далее.
  3. Межличностные отношения — это система, которая подвержена влиянию всех участников процесса. При наличии мотивации и желания принимать сообщения друг друга есть возможность согласовать переживания и трансляцию сообщений в форме, понятной другим участникам межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения основаны на типе привязанности, сформированном в раннем детстве индивида. Автором теории привязанности является Дж. Боулби, возникновение теории датировано 1950-ми годами, впервые теория была представлена в качестве доклада для Всемирной организации здравоохранения. [4]

Дж. Боулби считал, что межличностные отношения формируются на основе привязанности, которая детерминируется отношениями ребёнка с матерью или же субъектом, который заменяет ребёнку мать. По мнению автора, у ребёнка существуют и другие привязанности, но они формируются по иерархии от первичной, монотропной привязанности. Теория Боулби основана на убеждении, что младенцы биологически приспособлены к формированию привязанностей — механизма, который служит стратегией выживания. Эти ранние привязанности, формирующиеся в первые годы жизни, не просто преходящие связи, а играют ключевую роль в формировании будущего эмоционального здоровья и взаимоотношений ребенка. Теория привязанности Боулби подчеркивает важность надежной и постоянной привязанности к основному воспитателю.

Эта точка зрения представляет собой невероятный поворот в рамках той эпохи, в которую жил Боулби — теперь проблемы психического здоровья не рассматривались сквозь призму генетических или врождённых причин исключительно. Вместо этого теория Боулби подчеркивала влияние раннего детского опыта и его продолжительное воздействие на жизненную траекторию человека.

Теория привязанности Боулби описывает три различные стадии привязанности: предварительную, формирующуюся и сформированную. Каждая стадия характеризуется особым поведением и реакциями ребенка по отношению к воспитателю.

Стадия предварительной привязанности , от рождения до шести недель, характеризуется беспорядочной привязанностью. Младенцы не отдают предпочтения какому-либо конкретному человеку и успокаиваются при общении с любым взрослым.

Стадия формирования привязанности , с шести недель до шести-восьми месяцев, — это время, когда младенцы начинают отдавать предпочтение своему основному воспитателю. Они реагируют на него более позитивно и могут проявлять признаки дистресса, когда их разлучают.

Стадия сформированной привязанности , от шести-восьми месяцев до двух лет, — это когда младенцы демонстрируют сильную привязанность к своему воспитателю. Они стремятся к близости и контакту с воспитателем и проявляют тревогу при разлуке, когда воспитателя нет рядом.

Эти этапы подчеркивают врожденную природу привязанности и потенциальные социальные, эмоциональные и когнитивные проблемы, которые могут возникнуть, если эти связи нарушены или непоследовательны. Например, ребенок, не сформировавший надежную привязанность на этих критических этапах, может испытывать трудности с доверием и проблемами в отношениях в более позднем возрасте.

Всего, согласно теории Боулби, существуют четыре типа привязанности: надёжный, тревожный, избегающе-отвергающий, тревожно-избегающий. Последние три типа относятся к ненадёжным. В контексте социального аспекта тип привязанности может оказывать влияние на способность человека адаптироваться к новым ситуациям, устанавливать доверительные отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать в социальной среде. К примеру, люди с безопасным типом привязанности часто имеют более гармоничные и удовлетворительные отношения, в то время как люди с небезопасной привязанностью могут испытывать больше конфликтов и неудовлетворенности в отношениях.

Развитием данной теории впоследствии занималась психолог Мари Эйнсворт — она провела знаменитый эксперимент «Незнакомая ситуация», в процессе которого сначала за матерью и ребёнком наблюдали в естественной среде домашних условий, а в дальнейшем в возрасте от года до полутора их приглашали в специальную лабораторию, где воссоздавались незнакомые ситуации различного типа, как пример — ребёнок оставался в комнате с незнакомцем, а мама выходила за дверь. [5] В подобных незнакомых ситуациях большинство детей демонстрировали нормативное поведение согласно теории Джона Боулби.

Качество межличностных отношений может оказывать влияние на производительность и успех в работе и образовании. Люди с безопасной привязанностью часто легче устанавливают сотрудничество и доверие в рабочих и учебных ситуациях, что способствует их успешности и удовлетворенности.

Литература:

  1. Мясищев В. Н. Психология отношений // МПСИ; МОДЭК 2011. С. 26–31.
  2. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений // Киев: Лыбидь, 1990. С. 111–123.
  3. Авдеева Н. Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы //Современная зарубежная психология. — 2017. — Т. 6. — №. 2. — С. 7–14.
  4. Боулби Дж. Привязанность / Пер с англ. Н. Г. Григорьева, Г. В. Бурменская.– М.: Гардарики, 2013. — 477–490с.
  5. Ainsworth M. D. The effects of maternal deprivation: review of findings and controversy in the context of research strategy // Deprivation of maternal care. A reassessment of its effects. New York, 1962. — № 10. — P. 97–165.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
межличностные отношения
тип привязанности
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 674-676):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 674-676стр. 709

Молодой учёный