Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мобильное видео как одна из эффективных технологий в преподавании русского языка

Спецвыпуск
15.05.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Просвиркина, И. И. Мобильное видео как одна из эффективных технологий в преподавании русского языка / И. И. Просвиркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124884/.


Встатье рассказывается о новой технологии, которая позволяет сделать процесс обучения русскому языку, в том числе и русскому как иностранному, увлекательным. Суть данной технологии заключается в том, что она основана на конструировании обучающимися, которые руководствуются гибким алгоритмом действий, с помощью современных инструментов создавать аудиовизуальные произведения.

Ключевые слова: методика, русский язык, преподавание, технология, мобильное видео.

The article describes a new technology that makes the process of teaching Russian, including Russian as a foreign language, exciting. The essence of this technology is that it is based on the construction of students who are guided by a flexible algorithm of actions, using modern tools to create audiovisual works.

Keywords: methodology, Russian language, teaching, technology, mobile video.

Актуальность данной статьи обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу в современном учебном учреждении (школе, вузе и т. д.); развитием информационных и мультимедийных технологий и появление современных цифровых инструментов; переоценкой дидактического материала, который используют преподаватели в образовательном процессе; переосмысление роли обучаемого в образовательном процессе.

В современной науке понятие «технология обучения» рассматривается в трёх аспектах: 1) научном, как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, методы и содержание и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуальном, как алгоритм процесса, совокупность целей, содержание, методов и средств достижения планируемых результатов обучения (выделено нами); 3) деятельностном, как педагогический процесс, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств [10].

Образовательная технология представляет собой «систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» [2, с. 142]. Таким образом, технология, которую мы предлагаем назвать «мобильное видео» имеет структурные элементы: «1) цели, которые возможно достичь, и задачи, которые можно решить с её помощью; 2) принципы (подходы), лежащие в основе технологии; 3) содержание; 4) порядок действий; 5) планируемый результат» [9, с. 13].

Мобильное видео является технологией, потому что её сутью является создание обучающимися творческого видеопродукта в учебных целях.

Технология «мобильное видео» представляет поэтапный алгоритм процесса обучения:

  1. Моделирующе-целевой.
  2. Содержательно-процессуальный.
  3. Рефлексивно-проспективный.

Мы предлагаем новую технологию назвать «мобильное видео». Данная дефиниция состоит из двух слов: «мобильный» и «видео». В современных словарях лексическая единица «мобильный» имеет несколько значений. Так, например, в Большом толковом словаре зафиксированы следующие значения данного слова: «1) Способный к быстрому передвижению, перемещению; подвижный. 2) Способный быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности. 3) Такой, с которым можно свободно перемещаться» [БТС]. Широко используются в современном языке и связанные со словом «мобильный» понятия: «мобильная связь», «мобильное устройство», «мобильное приложение» и т. д. В предлагаемом нами определении слово «мобильный» используется в следующем значении: «создаваемый при помощи мобильного устройства». Вторая лексическая единица «видео» тоже имеет несколько значений: «1) Отрасль массовой культуры, связанная с записью и воспроизведением видимого изображения на магнитных носителях информации. 2) Технические средства этой отрасли (видеокамера, видеомагнитофон, видеофильм)». [БТС]. Словарь иностранных слов фиксирует ещё одно значение, которое не отражено в Большом толковом словаре: «3) о фильме, клипе и т. п., созданном с помощью видеотехники» [СИС]. Таким образом, термин «видео» в предлагаемой нами дефиниции можно трактовать, как «видеофильм, создаваемый при помощи мобильного устройства». В русле лингводидактики мы рассматриваем данный феномен как средство обучения, поэтому требуется уточнение его функционала: для чего создаётся, как организуется работа по созданию данного видеопродукта, какой результат ожидается.

Таким образом, можно предложить следующее развёрнутое определение данного термина: видеофильм, создаваемый при помощи мобильного устройства, являющийся средством обучения различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению, письму, переводу), организованный в соответствии с алгоритмом предписанных действий (инструкции), позволяющий формировать умения и навыки в процессе обучения языку, в частности русскому.

Мобильное видео это технология, которая позволяет вовлекать обучаемого в коммуникативную деятельность через создание видеопродукта, погружать его в бытовые, учебные и профессиональные коммуникативные ситуации, которые максимально приближены к реальным [3; 4; 5].

Создание мобильного видео (видеопродукта) основывается на:

  1. постановке цели, которую необходимо достичь, и задач, которые нужно решить при создании конкретного видеопродукта;
  2. порядок действий обучаемых (подготовительная языковая и коммуникативная подготовки, написание сценария, распределение ролей, репетиция, создание видеопродукта, оформление видеопродукта и т. д.);
  3. анализ созданного видеопродукта [6; 7].

Хотелось бы отметить, что процесс обучения с включением технологии студенческого видео имеет широкий диапазон в области её применения: она может быть использована при обучении русскому языку школьников (школьное мобильное видео), при обучении русскому языку иностранных студентов (студенческое мобильное видео) и т. д. Видеопродукт (мобильное видео) может создаваться с различными целями (обучающей, развивающей, контролирующей и т. д.). Но при решении любых задач алгоритм создания творческого продукта остаётся следующим: Мы предлагаем при создании мобильного видео следующий поэтапный алгоритм действий: подготовительная работа, создание сценария и его воплощение в творческом видеопродукте, анализ созданного мобильного видео.

Подготовительный этап включает постановку цели (для чего создаётся данный видеопродукт);знакомство с мобильными приложениями, с помощью которых можно снять видео (особенно на начальном этапе обучения с применением данной технологии);критерии анализа и оценки; лексический, грамматический материал, который должен быть включен в создаваемый видеопродукт; знакомство со структурой текста, на основе которого будет в дальнейшем конструироваться видеопродукт; со стратегиями и тактиками, которые обучаемый должен реализовать в данном мобильном видео; с невербальными средствами, которые необходимо применить при создании видеопродукта; просмотр и анализ видеопродуктов, созданных другими обучаемыми; знакомство с инструкцией по созданию мобильного видео, отвечающего поставленным преподавателем целям. Подготовительная работа является контактной работой преподавателя (учителя) и обучаемых и проводится в аудитории (классе). При подготовке должны использоваться разные формы взаимодействия с обучаемыми: индивидуальная, «работа в парах», групповая работа.

Этап создания сценария и его воплощение в творческом видеопродукте состоит из двух ступеней: 1) написание сценария; 2) воплощение сценария в видеопродукте.

Создание сценария (может быть индивидуальным или групповым) складывается из 1) обсуждения сюжета, обсуждение его деталей; обдумывание места действия и выбор места будущей съёмки (особенности пейзажа, интерьера и т. д.); выбор действующих лиц, описание их внешности и поведения; проговаривание невербальных средств общения героев сюжета и т. д. 2) написание сценария и его анализ преподавателем, внесение рекомендованных изменений в сценарий и т. д. 3) выбор ролей, репетиции перед съёмкой мобильного видео; 4) съёмка и монтаж созданного видеопродукта; 5) дополнение (тирами, видеоэффектами) и корректировка отснятого материала. На этапе создания сценария работа может быть выполняться как в аудитории на занятиях (уроках), так и предлагаться обучаемому в качестве домашней или самостоятельной работы.

Анализ мобильного виде представляет просмотр созданных обучаемыми видеопродуктов на занятии и их обсуждение.

Таким образом, предлагаемая нами технология «мобильное видео» является адаптивной, легко встраивается не только в учебный процесс, но и является привычной для современного обучаемого, потому что данная форма деятельности ему понятна (каждый день он просматривает множество видео в соцсетях, многие из которых сняты при помощи различных гаджетов). Данная технология предлагает обучаемому «примерить» на себя много различных профессий, «сыграть» при конструировании мобильного видео разные роли (сценариста, режиссёра, актёра и т. д.). Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что технология «мобильного видео» позволяет взглянуть учащемуся на процесс образования и на свою роль в нём по-новому: превратить обучаемого в активного участника процесса обучения.

Примечательно и то, что данная технология позволяет оптимизировать процесс обучения русскому языку, заинтересовать и мотивировать учащихся, сформировать у них чувство ответственности.

Потенциал данной технологии мы видим в том, что её можно апробировать при изучении любого языка, в частности русского как родного, как неродного и как иностранного.

Литература:

  1. Большой толковый словарь / https://gramota.ru/meta/video
  2. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.
  3. Е. Ю. Куликова, И. И. Просвиркина, А. М. Фролова Формирование навыков аудирования и говорения в современной образовательной среде с использованием метода «мобильное видео» // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 3. — С. 93–97.
  4. Просвиркина И. И., Куликова Е. Ю., Фролова А. М., Яхно М. Д. Модель обучения синтетическим видам речевой деятельности с применением метода «мобильное видео»/И. И. Просвиркина, Е. Ю. Куликова, А. М. Фролова, М. Д. Яхно//Вестник Оренбургского государственного университета. — 2022. — № 4 (236). — С. 83–92.
  5. Просвиркина И. И., Фролова А. М. Обучение иностранных студентов профессиональному общению с применением мобильного видео. Вестник Оренбургского государственного университета. — 2020. — № 5 (228). — С. 122–140.
  6. Просвиркина И. И., Фролова А. М. Классификация жанров студенческого мобильного видео, создаваемого на занятиях русского языка как иностранного // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. — № 12. С. 1221–1226.
  7. Просвиркина И. И., Фролова А. М. Модель обучения профессиональному диалогу иностранных студентов медицинских вузов на базе технологии студенческого мобильного видео // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024, — № 12. — С. 4667–4674.
  8. Словарь иностранных слов / https://gramota.ru/meta/video
  9. Фролова А. М. Обучение иностранных студентов-медиков профессиональному диалогу-расспросу на базе технологии студенческого мобильного видео. Дис. … канд. пед. наук.: Москва, 2025, с. 237.
  10. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий [Текст] /Г. К. Селевко// Высшее образование в России. — 2006. — № 4. — С. 87–92.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методика
русский язык
преподавание
технология
мобильное видео

Молодой учёный