Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Спецвыпуск
15.05.2025
10
Поделиться
Библиографическое описание
Зулькарнаева, Т. Б. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы / Т. Б. Зулькарнаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124967/.


В статье рассматривается практический подход к преподаванию русского языка и литературы с использованием интерактивных методов, описываются конкретные занятия, технологии и полученные результаты.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивные методы обучения, мотивация учащихся, метод проектов, мультимедийные технологии, развитие навыков.

The article discusses a practical approach to teaching Russian language and literature using interactive methods, describes specific classes, technologies and the results obtained.

Keywords: innovative technologies, interactive teaching methods , student motivation, project method, multimedia a technologies, skills development.

Основной целью обучения учебной дисциплине «Русский язык и литература» в группах с государственным языком обучения является совершенствование навыков речевой деятельности, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении правил и норм русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует развитию функциональной грамотности обучающихся. [1]

Для достижения поставленных задач педагогам необходимо использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в основе которых должна быть активность обучающегося, направляемая педагогом. В последние годы интерактивные методы становятся всё более популярными в образовательном процессе.

[2]

Рис. 1 [2]

На уроках русского языка и литературы использование инновационных технологий позволяет сделать обучение более интерактивным, увлекательным и эффективным и способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность обучающихся и развивают творческий потенциал.

Основными целями использования инновационных технологий являются: «Развитие навыков» (инновационные технологии помогают развивать интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности обучающихся); «Формирование личностных качеств» (обучающиеся учатся работать в команде, проявлять инициативу и критически мыслить); «Повышение мотивации» (использование современных технологий способствует росту интереса к предмету и активному вовлечению обучающихся в учебный процесс); «Индивидуализация обучения» (технологии позволяют адаптировать учебный процесс под нужды каждого обучающегося, учитывая его уровень подготовки и интересы). [10]

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету; усиление познавательной деятельности; создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на изучаемом языке; раскрытие творческого потенциала, развитие инициативы; создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества ученика и учителя в процессе коммуникации на изучаемом языке; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Интерактивные методы: что это такое?

Интерактивные методы обучения — это подходы, которые предполагают активное участие обучающихся в образовательном процессе. На своих уроках я использую следующие инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); игровые технологии; метод проектов; проблемное обучение; мультимедийные задания.

Эти методы помогают развивать критическое мышление, коммуникативные навыки и творческий подход к изучаемому материалу [9].

Рассмотрим конкретные занятия и используемые технологии.

Тема: Анализ литературного произведения через ролевую игру

Цель: Погрузить обучающихся в атмосферу произведения и развить их аналитические навыки [4].

Описание: Обучающиеся выбирают персонажей из произведения (например, «Обломов» И. А. Гончарова) и разыгрывают ключевые сцены. Каждая группа получает задание подготовить свои интерпретации сцен, обосновывая действия персонажей.

Тема: Проект по созданию мультимедийной презентации на тему «Русская поэзия»

Цель: Познакомить обучающихся с различными поэтами и их творчеством через создание мультимедийного контента.

Описание: Обучающиеся работают в группах, выбирая поэта (например, В. В. Набокова, М. И. Цветаеву, Н. А. Тэффи). Они исследуют его биографию, творчество и создают презентацию с использованием текстов, изображений и аудио. Технологии: Программы для создания презентаций (PowerPoint, Google Slides), инструменты для редактирования видео (Adobe Spark), а также платформы для совместной работы (Google Docs).

Метод проектов

Создание проектов на основе изучаемого материала позволяет обучающимся применять полученные знания на практике, развивая навыки работы в команде и самостоятельного поиска информации.

Алгоритм деятельности учителя и обучающихся в технологии проектного обучения [5].

Этапы работы: подготовительный, планирование, разработка проекта, оформление результатов, презентация, оценивание.

Содержание работы: определение темы и целей проекта; выделение подтем в теме проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе; установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса; определение источников, способов сбора и анализа информации; осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента; ее обобщение.

Оформление результатов: предоставление выполненной работы; оценка работ согласно разработанным критериям.

Деятельность обучающихся: обсуждение и выбор темы; выбор подтемы или предложение новой подтемы; объединение в микрогруппы; распределение обязанностей между членами команды; обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания; корректировка и дополнение предложений учителя; поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации; доклад о результатах работы; участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Деятельность учителя: обсуждение подтем проекта; организационная работа по объединению обучающихся в группы; совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы; примерные критерии оценивания; консультации, координирование работы обучающихся; совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы.

Основные виды проектов на уроках русского языка и литературы

1. Индивидуальный проект.

2. Групповой проект.

3. Мини-исследование и другие.

При работе над проектами обучающиеся исследуют учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры.

Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. [5]

Ценность метода проектов для меня состоит в том, что они как будущие учителя должны сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний через решение практических задач. Задачи могут включать: развитие творческих способностей и инициативы; повышение самооценки обучающихся через достижение поставленных целей; формирование системы интеллектуальных знаний и умений.

Повышение качества усвоения материала

На первом курсе в колледже проводится вводный контроль, основной целью которого является определение соответствия уровня теоретической и практической подготовки обучающихся установленным государственным обязательным стандартам образования. В моих группах средний результат показал знания обучающихся на уровне 40–52 %. Применение интерактивных методов в преподавании русского языка и литературы не только повысили качество усвоения материала по итогам курса, который составил 62–90 %, но и способствовал развитию мотивации, коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся.

Применение инновационных технологий и интерактивных методов в преподавании русского языка и литературы не только повышают качество усвоения материала, но и способствуют развитию мотивации, коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся. Они делают процесс обучения более динамичным и увлекательным, способствуя развитию не только языковых навыков, но и важных жизненных компетенций. Внедрение таких подходов в образовательный процесс является необходимым шагом к созданию современного учебного пространства.

Литература:

  1. Об утверждении типовых учебных программ цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального, послесреднего образования (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 1).
  2. Школа/ общепедагогические технологии/ библиотека/2015/10/11/ Эффективность использования педагогических технологий/136/131/
  3. Педагогический бюллетень КазНУ /index.php/1-ped/article /download/136/131/
  4. Инфоурок/ Доклад на тему «Эффективное использование интерактивных методов на уроках русского языка»
  5. Эффективное использование интерактивных методов на уроках русского языка для высших учебных заведений. https://inlibrary.uz /index.php/science-research/article/view/60349
  6. «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»/ cyberleninka.ru/article/n/
  7. https://moluch.ru/archive/438/95777/innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury
  8. https://io.nios.ru/articles2/105/9/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-uchebnoy-motivacii
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновационные технологии
интерактивные методы обучения
мотивация учащихся
метод проектов
мультимедийные технологии
развитие навыков

Молодой учёный