В статье отмечается, что авторская программа может послужить ориентиром для учителей русского языка и литературы в совершенствовании педагого-профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы. Данная программа предлагает пути совершенствования и развития профессиональных умений, оказывает эффективное влияние на профессиональный рост учителя, вооружает необходимыми методическими знаниями в условиях обновления образования.
Ключевые слова: навыки чтения, анализ, интерпретация, формирование, инновация, эффективные подходы, критическое мышление.
The author's programme can serve as a guide for teachers of Russian language and literature in improving their pedagogical and professional activity in accordance with the requirements of the new educational paradigm. This programme offers ways to improve and develop professional skills, has an effective influence on the teacher's professional growth, equips the teacher with the necessary methodological knowledge in the conditions of education renewal.
Keywords: reading skills, analysing, interpreting, shaping, innovation, effective approaches, critical thinking.
Авторская программа по русскому языку и литературе «Формирование навыков чтения учащихся при работе с текстом» разработана с учетом современных тенденций в обучении, развитии учащихся, заявленных в ГОСО РК. В соответствии с нормативным документом, сегодня особенно актуальным и значимым в образовании признается компетентностный подход, который создает условия для использования умений и навыков в решении учебных и жизненных задач.
Программа имеет практико-ориентированную направленность и дополняет учебник основного курса русского языка и литературы 7 класса, согласована с основными рекомендациями Министерства просвещения Республики Казахстан, учебной программой по предмету.
Цель авторской программы: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с художественным текстом.
Задачи:
- Развивать навыки анализа текста.
- Через анализ текста литературных произведений способствовать развитию ценностного потенциала личности: гуманности, толерантности и т. п.
- Развивать навыки обобщения, интерпретации, интеграции информации в устной и письменной форме.
Новизна авторской программы в том, что в процессе обучения используются активные и дифференцированные методы обучения, которые помогают детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет ученикам не только научиться практическим приёмам работы с текстом, а также формировать навыки для создания заданий, таблиц, презентаций и развивать творческие способности, мышление.
Актуальность дополнительной авторской образовательной программы заключается в ее личностно-деятельностном характере образовательного процесса, который способствует развитию мотивации личности к самостоятельному обучению.
Программа позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Применяемые технологии:
— технология проектно-исследовательской деятельности учащихся;
— технология критического мышления.
Виды деятельности учащихся :
— комплексный анализ текста;
— составление плана (простого, цитатного) текста;
— конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);
— работа с дополнительными источниками (справочниками, словарями);
— поиск и отбор материала;
— подготовка устных и письменных сообщений, презентаций;
— создание собственного текста заданного типа речи и стиля.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
— научатся самостоятельно анализировать тексты, фрагменты.
— смогут увидеть эстетическую функцию текстов;
— освоят элементарные исследовательские навыки.
Существенным моментом на кружковых занятиях является обращение к личному опыту учащихся. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям.
Таким образом, кружковые занятия дают возможность интегрировать обучение с воспитанием ценностного потенциала и развитием личности школьника, общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 7 классов гуманитарного профиля. Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, создание несплошных текстов, диалог, активные методы и др.
Формы контроля: создание презентации, участие в диалоговом обучении, создание несплошных текстов по содержанию произведения, составление графических органайзеров, письменных видов работ.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:
— содержание отрывков литературных произведений;
— структурные элементы видов письменных работ, устного сообщения;
— вести беседу, диалог, участвовать в обсуждениях;
— оформлять графические органайзеры в соответствии с требованиями русского языка;
— редактировать и устранять типичные ошибки в текстовом содержании работ.
Программа носит ориентировочный характер, предполагает формирование, которое может быть связано с индивидуальным ходом учителя к решению отдельных вопросов.
В приложении к программе предложены планы проведения практических занятий.
Занятия 1–2
Тема урока: А. А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Уроки доброты Платонова.
Цели урока:
— формировать у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы:
— определить позицию автора, способствовать формированию нравственных ценностей: сострадание, любовь к природе, трудолюбию и пр.
Ресурсы: мультимедийные средства, тексты.
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
2. Введение в тему и целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он познакомит нас с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.
Подготовка к восприятию сказки
— Как называется приём, который наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами? (олицетворение).
У. Перед нами сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.
Создание проблемной ситуации
Итак, завещание Платонова — «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель.
Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова».
— Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову (неведомый, незнакомый).
— Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным? (Там, где никого нет).
Лексическая разминка
Томиться — испытывать мучения, страдания.
Утомлённый — уставший, измученный.
Благоухание — приятный запах, аромат.
Пустырь — незастроенное, запущенное место.
Роса — капли жидкой воды, вид атмосферных осадков.
Венчик — совокупность окрашенных листочков цветка.
Выборочное чтение, беседа по тексту
Читаем 1 абзац до конца.
Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.
— легко ли было семечку? (очень трудно).
Читаем 3, 4, 5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.
Постановка проблемного вопроса.
— Каким вы представляете себе цветок? (слабым, нежным, но сильным духом).
А вот каким его рисует автор? (читаем 6 абзац).
— Найдите в тексте: чем был обделён цветок? Почему он не видел себя? (был слепой).
Лексическая работа. Что значит «УДОБРИТЬ»? (сделать доброй)
Литература:
- Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные разработки по литературе. 6 класс. — М: ВАКО, 2011. — 400 с.
- Руководство для учителя. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения. ЦПМ, АОО «НИШ», Астана, 2016. — 56 с.
- Типовая учебная программ по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5–9 классов уровня основного СО (с нерусским языком обучения). ЦПМ, АОО «НИШ», Астана, 2016.
- Байжанова Б. А., Мырзасариева Г. Е., Тлеубаева У. П. Особенности обучения письму на уроках русского языка и литературы в современных условиях образования //методическое пособие// Кызылорда, 2021 год.– 80с.
- https://obrazovaka.ru/books/platonov/neizvestnyy-cvetok