В статье рассматриваются особенности профессионального стресса педагогов, его основные источники и последствия для психологического здоровья. Анализируются ключевые стресс-факторы педагогической деятельности, включая эмоциональные, организационные и межличностные аспекты. Особое внимание уделяется синдрому эмоционального выгорания и профессиональной деформации как следствию хронического стресса.
Ключевые слова: профессиональный стресс, педагогическая деятельность, эмоциональное выгорание, психологическое здоровье, стресс-факторы.
This paper explores the distinctive characteristics of occupational stress in teaching professionals, examining its fundamental causes and impacts on mental health. The study provides an analysis of principal stressors in educational practice, encompassing emotional, organizational, and interpersonal dimensions. Particular emphasis is placed on burnout syndrome and professional deformation as outcomes of prolonged stress exposure.
Keywords: occupational stress, teaching profession, emotional burnout, mental health, stress factors.
Современная система образования предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности педагогов, что неизбежно приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Педагогическая профессия по классификации Е. А. Климова относится к типу «человек-человек», что означает её исключительную ориентацию на взаимодействие с людьми. По данным Всемирной организации здравоохранения, профессиональный стресс признан «болезнью XXI века» [13], а педагоги входят в группу повышенного риска развития синдрома эмоционального выгорания [3].
Актуальность исследования проблемы профессионального стресса педагогов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, от психологического состояния учителей напрямую зависит качество образовательного процесса. Во-вторых, хронический стресс приводит к серьезным последствиям для здоровья педагогов, включая психосоматические заболевания. В-третьих, высокий уровень профессионального стресса является одной из причин текучести кадров в образовательной сфере.
Понятие профессионального стресса в психологии трактуется как состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием неблагоприятных факторов трудовой деятельности. В педагогической деятельности стресс приобретает особую специфику, что связано с комплексом профессиональных требований. Российский исследователь Галкина Н. Ю. выделяет три вида стресса в профессиональной деятельности педагога:
— хронический стресс развивается у педагога под влиянием постоянных, хоть и незначительных, стрессовых факторов, воздействующих в течение долгого времени. Например, регулярные конфликты с трудными учениками или напряжённые отношения с коллегами на протяжении учебного года могут постепенно подорвать эмоциональное состояние;
— острый стресс возникает внезапно в ответ на травмирующее событие. Учитель может столкнуться с ним после резкого или неприятного разговора с родителями, администрацией или другим сотрудником школы;
— психологический стресс связан с социальным взаимодействием и внутренними противоречиями. Он может проявляться, когда личные убеждения педагога вступают в конфликт с требованиями образовательной системы или ценностями школьного коллектива [5].
Особенностью педагогического стресса является его кумулятивный (накопительный) характер, что по мнению исследователей, может приводить к профессиональному выгоранию учителя [14].
Кузьмина Н. В. к основным факторам риска педагогов относит постоянное психоэмоциональное напряжение, интенсивную речевую нагрузку, преимущественно статический характер работы при недостаточной физической активности, значительная зрительная нагрузка, а также частые контакты с источниками инфекций. Каждый из этих факторов может привести к развитию заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма [6].
О. Б. Полякова называет конкретные причины, негативно сказывающиеся на педагогах: чрезмерный объём задач, постоянные конфликты в образовательной среде, неудовлетворённость жизнью, внутренние комплексы, а также отсутствие навыков или мотивации для решения личностных и профессиональных проблем [8].
Н. В. Самоукина описывает профессиональный стресс достижения, возникающий из-за разрыва между завышенными ожиданиями и реальными профессиональными возможностями педагога. Исследователь также обращает внимание на широкую распространённость стресса конкуренции и так называемого «стресса успеха» — состояния, при котором достигнув высоких результатов, человек перестаёт ценить собственные профессиональные победы [10].
Психологи С. Б. Величковская и Т. В. Форманюк выделяют основные причины стресса у педагогов: постоянную нехватку времени, чрезмерную ответственность, низкие зарплаты, высокие нагрузки и плохую организацию труда. Эти факторы создают устойчивое напряжение в профессиональной деятельности учителей [1].
Согласно О. А. Семиздраловой, стрессовые факторы в педагогической деятельности можно разделить следующим образом:
— в зависимости от условий труда: чрезмерная рабочая нагрузка, низкий уровень оплаты труда, дефицит времени из-за высокой загруженности, необходимость быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, отсутствие системы поощрений, выполнение обязанностей, выходящих за рамки профессиональной компетенции;
— в зависимости от личных качеств педагога: боязнь административного давления, ощущение чрезмерно высокой ответственности, страх совершить ошибку в общении с коллегами, повышенная эмоциональная восприимчивость, социальная изоляция в коллективе, недостаточная профессиональная подготовка, сложности в распределении времени вследствие плохой самоорганизации по вине как самого педагога, так и администрации учреждения;
— управленческие причины: конфликты с руководством школы из-за низкого уровня управленческой культуры, необъективная оценка профессиональных достижений педагога администрацией учреждения, публичное унижение педагога со стороны администрации, недоверие к профессиональным компетенциям педагога со стороны руководителя, грубое отношение со стороны руководства к отдельным педагогам, проблемы системы аттестации профессионализма педагогов, игнорирование администрацией учреждения индивидуальных особенностей педагогов;
— в зависимости от межличностного общения с коллегами: грубое отношение коллег к педагогу, негативная оценка профессиональных и личных качеств педагога со стороны коллег, отвержение педагога в коллективе, наличие неформальных группировок в коллективе, психологическая несовместимость с коллегами, неприязнь педагогов учреждения;
— в зависимости от педагогической деятельности: конфликт педагога с обучающимися и их родителями, участие педагога в показательных мероприятиях, профессиональные неудачи, неподобающее поведение обучающихся на занятии, безответственное отношение учащихся к процессу обучения, плохая подготовка домашнего задания, нецензурная лексика и низкая мотивация учащихся, неудовлетворительные для педагогов условия труда, резкая смена видов деятельности [11].
Таким образом, профессиональная деятельность педагогов сопряжена с многочисленными факторами стресса, включая психоэмоциональное напряжение, высокие нагрузки, статический характер работы и повышенную ответственность за учащихся. Как показывают исследования, эти условия способствуют развитию хронического стресса, который проявляется в эмоциональном выгорании, снижении мотивации и даже соматических заболеваниях. Учёные выделяют различные аспекты профессионального стресса педагогов: от дисбаланса между ожиданиями и реальными возможностями («стресс достижения») до последствий хронической перегрузки и конфликтов в образовательной среде. Совокупность этих факторов создаёт устойчивое негативное воздействие на физическое и психическое здоровье учителей, что требует разработки эффективных мер профилактики и поддержки педагогических работников.
Жизнь учителей, постоянно подверженная стрессу, негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье, а также снижает профессиональную эффективность. Н. П. Сытая выделяет ряд признаков стресса у педагогов, которые можно разделить на физиологические, психологические и поведенческие. К физиологическим проявлениям относятся: повышенная утомляемость, хроническая усталость, головные боли, болевые ощущения в различных частях тела (грудь, живот, спина, шея), стойкая бессонница, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, общая слабость, сонливость, гипергидроз, тахикардия, трудности с глотанием пищи, сухость во рту, головокружение, боли в мышцах, аллергические реакции, тошнота, сексуальные дисфункции и повышенный травматизм. Психологические симптомы включают: постоянную тревожность, устойчивое чувство беспокойства, психическое напряжение, повышенную возбудимость, частые эпизоды раздражительности, ощущение собственной беспомощности, различные страхи, упадочное настроение, приступы гнева, сниженную способность к сосредоточенности, дистанция с другими людьми в длительном периоде. К поведенческим проявлениям относятся: импульсивность поведения, прокрастинация на регулярной основе, утрата интереса к собственной внешности, повышенная суетливость, неусидчивость. Для стрессового состояния характерны хаотичное перемещение, злоупотребление медикаментами, беспорядочное перекладывание вещей, неконтролируемые эмоциональные реакции в виде нервного смеха или внезапных слез, манипуляции с предметами в руках, частое употребление ненормативной лексики, систематические опоздания и регулярное употребление алкогольных напитков, курение сигарет. Эти проявления отражают глубину психоэмоционального напряжения и дезадаптацию в профессиональной деятельности [12].
К числу наиболее серьезных негативных последствий профессионального стресса у педагогов относится формирование дезадаптационных синдромов таких как синдром эмоционального выгорания и профессиональная деформация. Рассмотрим их проявления в профессиональной деятельности педагога.
Синдром эмоционального выгорания у педагога наступает в результате напряженных ситуаций на работе, таких как сложности взаимодействия с учениками, нарушение ими дисциплины, конфликтные ситуации с родителями, руководством школы и коллегами и тому подобное. К. В. Мягкова в своей статье пишет, что при «выгорании у педагогов постепенно притупляется острота чувств, переживаний, исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с близкими, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возникает антипатия, вспышки раздражения по отношению к коллегам, изменяется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушен ко всему» [7, c. 177]. Эти изменения не только снижают эффективность профессиональной деятельности, но и негативно влияют на личностное благополучие педагога, что подчеркивает необходимость профилактики и своевременной коррекции данного состояния.
«Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности» [4, с. 449]. С. П. Безносов выделяет общие признаки профессиональной деформации, характерные для различных видов профессиональной деятельности: деформация механизмов социальной перцепции, формирование профессионально обусловленного фильтра восприятия, при котором окружающие люди воспринимаются не как целостные личности, а исключительно через призму профессиональных отношений, нарушение общепринятых социальных норм, сознательного ограничения профессиональной активности и так далее [2].
Специалисты в области психологии труда С. П. Безносов, Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Л. В. Мардахаев, А. К. Маркова, Е. И. Рогов отмечают, что в процессе профессиональной деятельности у преподавателей нередко наблюдается усиление следующих черт, представляющих собой искажение профессионального развития личности: авторитаризм, демонстративное поведение, догматизм, выраженная доминантность в общении, агрессивные поведенческие реакции, консерватизм, лицемерие, перенос профессиональных поведенческих паттернов в ситуации, не связанные с профессией, эмоциональная отстранённость и тому подобное. Эти личностные изменения представляют собой негативные последствия профессиональной деформации, существенно влияющие на эффективность профессиональной деятельности и качество межличностных отношений [9].
Профилактика стресса направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья и представляет собой систему мер, направленных минимизировать вредное влияние стрессовых факторов на его психику. Существует три уровня профилактики стресса:
— первичная профилактика направлена на устранение источников стресса, способных дестабилизировать психоэмоциональное равновесие;
— вторичная профилактика направлена на своевременное распознавание стрессовых состояний, определение зон риска и коррекцию последствий дистресса;
— третичная профилактика направлена на восстановление работоспособности, укрепление здоровья и предотвращение рецидивов [5].
Оптимальный выбор методик (или их комбинации) определяется стадией стресса и готовностью педагога признать наличие проблемы. Ключевым условием успеха является внутренняя мотивация специалиста к планомерной работе по предупреждению профессионального стресса [5].
Педагогическая деятельность по своей природе является профессией, нагруженной большим количеством различных факторов стресса, которые создает условия для развития хронического стресса, который при отсутствии своевременной профилактики может привести к серьезным последствиям для психологического и физического здоровья педагогов.
Наиболее эффективным подходом к решению проблемы профессионального стресса педагогов представляется разработка комплексных программ, сочетающих организационные изменения, психологическую поддержку и обучение методам саморегуляции. Важное значение имеет также создание в образовательных учреждениях условий для профессионального роста и развития педагогов.
Решение проблемы профессионального стресса педагогов требует совместных усилий администрации образовательных учреждений, психологов и самих учителей. Только комплексный подход позволит сохранить психологическое здоровье педагогов и обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Литература:
- Баринова, Е. В. Специфика стресс-факторов в профессиональной деятельности педагога / Е. В. Баринова. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2019. — № 1–2 (88). — С. 111–113.
- Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. — 272 c. — Текст: непосредственный.
- Борокина, В. А. Причины стрессов в деятельности педагога: обзор научной литературы / В. А. Борокина. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2021. — № 7 (110). — С. 72–75.
- Вяземский, Д. Н. Психологический словарь / Д. Н. Вяземский. — СПб: Мир, 1997. — 682 c. — Текст: непосредственный.
- Галкина, Н. Ю. Стресс и методы его профилактики в профессиональной деятельности педагога / Н. Ю. Галкина. — Текст: непосредственный // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 193–195.
- Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 72 c. — Текст: непосредственный.
- Мягкова, К. В. Деятельность социального педагога по профилактике профессионального выгорания педагогов / К. В. Мягкова. — Текст: непосредственный // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 10–4 (66). — С. 177–180.
- Полякова, О. Б. Внутренние факторы, влияющие на возникновение профессиональных деформаций / О. Б. Полякова. — Текст: непосредственный // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — № 3. — С. 56–66.
- Попова, Ю. В. Взаимосвязь профессиональных представлений педагогов с профессиональными деформациями / Ю. В. Попова, А. М. Шевелева. — Текст: непосредственный // Профессиональные представления. — 2014. — № 1 (6). — С. 156–167.
- Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — СПб: Питер, 2003. — 224 c. — Текст: непосредственный.
- Семиздралова, О. А. Предупреждение стресса в профессиональной деятельности педагога / О. А. Семиздралова. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2010. — № 6 (1399). — С. 130–139.
- Сытая, Н. П. Педагогический стресс: диагностика и профилактика / Н. П. Сытая. — Текст: непосредственный // Сборник научных работ «Эврика — 2013». — 2013. URL: https://ebooks.grsu.by/evrika2013/sytaya-n-p-pedagogicheskij-stress-diagnostika-i-profilaktika.htm (дата обращения 06.04.2025).
- Уманец, И. А. Теоретический аспект психического здоровья личности / И. А. Уманец. — Текст: непосредственный // Вестник ставропольского государственного университета. — 2008. — № 1. — С. 67–72.
- Цыдыпова, С. Д. Особенности профессионального здоровья педагога / С. Д. Цыдыпова. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование: история, традиции и перспективы: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2019. — С. 162–168.