В статье автор исследует вопросы применения рабочих листов, как дидактического средства индивидуализации учебного процесса в старшей школе.
Ключевые слова: рабочий лист, обучающиеся, индивидуализация, дидактические средства.
Современный подросток растёт в условиях стремительной цифровизации, выражающейся не просто в наличии технологий, а в их проникновении во все сферы жизни. Однако ключевым фактором, влияющим на изменения в поколении, становится рост «экономики внимания» — явления, связанного с увеличением объёмов цифрового контента, борющегося за внимание пользователя. В таких условиях формируется новое поколение детей, находящихся в сетевом пространстве с раннего возраста. Это отражается на их психофизическом развитии, социальной компетентности, эмоциональном интеллекте, визуальной восприимчивости и других аспектах.
На этой основе формируются новые образовательные горизонты, отличающиеся от привычных подходов в педагогике. Эффективность современного урока определяется рядом ключевых элементов: акцентом на развитие компетенций, активными методами обучения, практической направленностью, формированием цифровой грамотности и эмоционального интеллекта, навыков самоорганизации, самооценки и рефлексии, а также использованием наглядности, персонализацией и индивидуализацией обучения. Создание урока, сочетающего эти компоненты и ориентированного на нового ученика, стало основой для дидактических поисков. Многие из этих требований могут быть реализованы традиционными методами — через презентации, рефлексию, кейс-методы и др. Однако компонент самоорганизации и интеграция всех перечисленных элементов наиболее полно реализуются через такой инструмент, как рабочие листы.
Представленные определения понятия «рабочий лист» от педагогов и методистов демонстрируют различные аспекты этого образовательного инструмента. Е. В. Миренкова отмечает, что рабочий лист представляет собой одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшой отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках) [1, с. 118]. Далее обратимся к работе И. В. Полосиной, в где дается комплексное толкование понятия «рабочий лист»– это дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала этапа, тематического блока или урока в целом. Также И. В. Полосина определяет содержание рабочего листа — это комплекс разработанных учителем заданий, которые включают в себя алгоритм выполнения учебной работы в процессе изучения нового материала или после изучения темы [2, с. 127]. Е. Д. Панова рассматривает данное понятие, как лист, содержащий в себе такие элементы, как задания, выполняемые в процессе урока, четкие инструкции по работе ученика на уроке, пространство для самостоятельного формулирования целей и задач урока, маршруты для самостоятельного освоения учеником материала и фрагменты, позволяющие ученику самостоятельно оценить свою работу [3]. Несмотря на очевидную схожесть в понимании сути рабочего листа, единого, общепринятого определения не существует. В данном исследовании будем опираться на определение Е. В. Миренковой, как наиболее расширенное, но также дополним его.
Помимо определения данного автора, представленного выше, добавим также, что рабочий лист представляет собой комплекс заданий, разработанных учителем, которые могут включать в себя: четкие инструкции по выполнению, алгоритм работы, специально созданные формы для ответов, пространство для формулирования целей и задач, фрагменты теоретических акцентов и структурирования изучаемого материала, а также элементы для самооценки и рефлексии. Рабочий лист направлен на закрепление, систематизацию или углубление знаний, развитие навыков и компетенций, а также на формирование умений самоорганизации и самообучения.
На основании содержания рабочего листа также существует его разделение по видам и задачам применения на уроке. Так рабочий лист возможно рассматривать, как средство объединяющее и организующее учебный процесс маршрутный лист, как метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как шаблон конспекта урока, позволяющий структурировать изучение нового материала, средство и способ индивидуализации обучения, путем предоставления обучающимся разноуровневых рабочих листов, вспомогательный ресурс, направленный на методическое сопровождение ученика при его самостоятельной работе с информацией, инструмент организации личностной оценки учеником его траектории образовательного успеха. Данное количество форм и моделей, которые может приобретать рабочий лист вызвано гибкостью и возможностью корректирования при его разработке, а также непосредственном использовании. Таким образом каждый учитель вправе создавать свою индивидуальную модель рабочего листа, отвечающую целям, которые он хочет достичь на данном уроке.
Несмотря на широкий спектр задач, решаемых с помощью рабочих листов, важно отметить конкретные их виды, определяемые в зависимости от доминирующей цели, которую они призваны достичь: рабочий лист с пропусками; тренировочный рабочий лист; исследовательский рабочий лист; рефлексивный рабочий лист; комбинированный рабочий лист. Объединяющим компонентом всех указанных рабочих листов является основополагающая задача, реализуемыми при их использовании в образовательном процессе — это формирование возможности самостоятельного получения знаний учеником, увеличение его вовлеченности и внимания на уроке, получение обучающимся структурированного материала, а также индивидуализация его восприятия. Представленные задачи позволяют достичь главную цель урока — эффективное и качественное получение знаний учеником [1, с. 120].
Особенности восприятия информации современным поколением, для которых наглядные средства обучения являются особенно эффективными, использование рабочих листов представляется весьма грамотным подходом к построению образовательного процесса. Рабочий лист содержит в себе комплексное сочетание различных видов информации: оформленную и структурированную текстовую информацию, схемы и таблицы, облегчающие освоение нового материала, а также изобразительные и графические элементы, способствующие полноценному усвоению и дальнейшей работе с информацией в различных форматах, таких как графики и диаграммы. Кроме того, при разработке рабочих листов учителя часто стремятся к соблюдению единой тематической линии, как в содержательном, так и в визуальном аспектах, что создает комфортную и располагающую к работе атмосферу для обучающихся. Таким образом, рабочий лист, сочетая в себе структурированность, наглядность и тематическое единство, является эффективным инструментом для повышения вовлеченности и результативности обучения с преимуществом при реализации принципа наглядности.
Рабочий лист — это комплекс материалов, разрабатываемых непосредственно учителем, — квалифицированным специалистом данной предметной области, оценивающим уровень знаний, мотивации и возможности своих учеников, обеспечивающий соответствие содержания поставленным целям и задачам конкретного урока в связи с чем, они могут носить индивидуальный, персонифицированный характер путем включения дифференцированных заданий по уровню сложности: обязательные, дополнительные, повышенной сложности. Кроме того, учитель имеет возможность комбинировать различные типы заданий: кейсы, тесты, проекты, творческие задания и другие, чтобы материал максимально соответствовал потребностям конкретного ученика и группы. Следовательно, персонализированный подход к созданию рабочих листов, основанный на научных принципах, является важным фактором, обеспечивающим достижение высокого качества урока.
Рабочие листы являются комплексным и законченным материалом, содержащим в себе следующую структуру: тема, цели и задачи, план урока; краткий структурированный опорный конспект урока, представляющий собой также схемы, таблицы, правила, которые ученику необходимо заполнить по ходу урока; задания, содержащие в себе материал для закрепления и практической отработки полученных знаний. Материал в листе изложен последовательно и сообразно ходу урока, что необходимо для сохранения внимания и увеличения активности обучающегося на уроке. Так, происходит соблюдение принципа последовательности в рабочих листах.
Анализируя содержание рабочих листов, следует отметить, что оно предполагает активную работу обучающихся с теоретическим материалом. Независимо от типа задания, представленного в работе — преобразование текста в схемы, таблицы, кластеры или выполнение разноуровневых заданий — в основе лежит процесс осмысления и применения теоретических знаний. Выполнение заданий, в свою очередь, представляет собой взаимосвязь теоретического материала и практического применения, способствуя более глубокому усвоению материала и формированию устойчивых знаний. Таким образом, рабочий лист выступает не просто инструментом для проверки знаний, а эффективным средством активизации познавательной деятельности обучающихся и стимулирования их к самостоятельному применению теоретических знаний в практических ситуациях, что отвечает принципу практической направленности обучения.
Такой формат построения урока, как использование на нем рабочих листов, является качественным способом оценки учителем индивидуального уровня вовлеченности каждого ученика в образовательный процесс, так как их лист является отражением активности и работы в процесс урока, что выражается в необходимости параллельных процессов — получения теоретических знаний и работы с заданиями листа (параллельное заполнение схем и таблиц, выполнение заданий и иное). Помимо этого, рабочий лист — это наиболее оптимальный вариант формирования и развития навыка самоорганизации и самообучения школьника. Рабочий лист включает в себя алгоритм последовательных действий, требующих от них самостоятельной работы, направленной на приобретение знаний и решение учебно-познавательных задач. Помимо работы с учителем и составления опорного конспекта, решения задач, ученики приобретают умение самостоятельного достижения учебных целей и оттачивают самообразовательные умения. Необходимость данных форм работы является продуктивным способом реализации на уроках построенных с применением рабочих листов, принципа сознательной активности обучаемых и принципа прочности усвоения знаний [4].
Можно сделать вывод о том, что использование рабочих листов, возможно для увеличения эффективности и качества уроков, так как они отвечают фундаментальным принципам дидактики, таким как наглядность, научность, системность и последовательность, практической направленности, сознательность и активность, прочности усвоения знаний. Рабочие листы позволяют структурировать учебный материал, активизировать познавательную деятельность обучающихся, обеспечивать обратную связь и осуществлять контроль усвоения знаний. Помимо этого, вариативность рабочих листов, возможность их изменения и адаптации позволяет создать уникальный индивидуальный дидактический материал, формирующий качественное освоение знаний и умений современным школьником.
Таким образом, использование рабочего листа в обучении дает возможность создания персонализированной образовательной среды, в которой ученик становится не просто пассивным слушателем, а активным участником процесса. В ней он самостоятельно определяет темп изучения материала, производит самооценку работы и определяет ее траекторию. Учитель же переходит от роли транслятора знаний к роли помощника и наставника, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику, выявляя его сильные стороны и помогая преодолевать трудности. Это способствует более осознанному и эффективному усвоению знаний, развитию самостоятельности и повышению мотивации к обучению.
Литература:
- Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71).
- Полосина И. В. Применение рабочих листов на уроке для организации индивидуальной работы учащихся // Молодой ученый. 2023. № 17 (464).
- Панова Е. Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233 (дата обращения: 15.04.2025).
- Залунина С. А. Рабочий лист как средство обучения английскому языку // Новое время новые исследования: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 04 апреля 2024 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.), 2024.