В статье автор рассматривает методику применение карикатур на разных этапах урока обществознания в основной и средней школе.
Ключевые слова: карикатуры, методика применения карикатур, мотивационный этап, актуализационный этап, этап первичного закрепления знаний.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный школьник не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. В последние десятилетия заметно, что мир изменчив, происходят индустриальные, технологические и информационные изменения во всем мире. Именно это напрямую влияет и на особенности развития современных школьников. Мышление современных школьников является «клиповым», то есть главным и эффективным каналом передачи информации для них является образ. В связи с этим возрастает роль мгновенных реакций: важно привлечь ребенка к восприятию информации, удержать и заинтересовать.
Использование наглядности на уроках обществознания влияет на эффективность процесса обучения, карикатура оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, мотивируя их к изучению темы.
Кроме того, современное общество является информационным, а информация становится определяющим ресурсом для развития, значит, что современные люди сталкиваются с большим количеством информации. А для того, чтобы меньше быть подверженным ложной информации, необходимо уже в школе формировать умение анализировать и критически осмысливать информацию.
Применение карикатур на уроках обществознания в школе как раз позволит сформировать у учащихся навыки критического мышления.
В начале стоит разобраться со значением слова карикатура. У понятия карикатура есть несколько значений. Фактически карикатура — это рисунок, изображающий что-либо в намеренно искаженном, подчеркнуто смешном виде. [1] Карикатура — это жанр искусства с ярко выраженной социально-критической направленностью.
Можно выделить два основных признака карикатуры как визуального источника. Во-первых, это представление какого-либо явления в искаженном и специально смешном виде, чтобы вызвать определенные эмоции у читателя карикатуры. Комический и юмористический эффект создается с помощью преувеличения или заострения каких-либо черт человека или явления, а также с помощью какого-то неожиданного сопоставления. Во-вторых, это выраженная социально-критическая направленность карикатур. Карикатура отражает противоречия социальной жизни общества в доступной и наглядной форме. Под социальной жизнью общества имеется ввиду какие-либо социальные, общественно политические или бытовые явления жизни человека. С помощью карикатуры у учеников можно создать образ изучаемого явления.
Карикатура подает необходимую информацию достаточно компактно нежели другие источники информации. Яркие иллюстрации способны привлечь внимание учащихся. Не будет преувеличением утверждать, что учащиеся испытывают положительные эмоции, когда им предлагают такой формат представления информации, особенно если такой подход оказывается неожиданным. Данный стиль представления информации способствует разрядке обстановки, вызывает смех и находит отклик у читателей. [2]
В научной литературе достаточно много методик работы с карикатурой, но только на уроках истории, но они мало подходят для работы с карикатурой на уроках обществознания.
Карикатуры и методика работы с ней на уроках обществознания были найдены в линейке учебников по обществознанию под редакцией Тишкова В. А. [3] Учебник предлагает карикатуры на этапе осмысления изученного материала. Например, в учебнике 6 класса в теме «Как разрешать конфликты» представлены две карикатуры на негативное разрешение конфликта, учащимся предлагается объяснить смысл этих карикатур, используя памятку по работе с карикатурами, которая представлена в конце учебника.
Проанализировав данную методику, можно сделать вывод, что за основу при её составлении был взят примерный план комплексного анализа карикатуры Кузьмина В. А. [4] Данная памятка достаточно систематизирована, она состоит из нескольких этапов, которые позволяют углубить понимание темы карикатуры. Определение смысла карикатуры является важнейшим этапом, который позволит учащимся определить основную тематику карикатуры. На втором этапе учащимся необходимо проанализировать карикатуру и выделить объект критики автора. Дальнейшие вопросы данной памятки связаны с восприятием учащимися карикатуры — это определение основных ценностей автора, целевой аудитории данной карикатуры. В конце учащимся необходимо выразить свое мнение по отношению к карикатуре — этот этап позволяет учащимся связать изученное с личным опытом.
Так, можно сделать вывод, что памятка по работе с карикатурой, представленная в учебнике под редакцией Тишкова В. А. является полезным инструментом для того, чтобы научить учащихся интерпретировать информацию, которую хотел донести автор через изображение. Однако необходимо дополнить, что данная памятка мало привязана к теоретическим аспектам тем, изучаемых на уроках обществознания. Поэтому необходимо разработать такую методику работы с карикатурами на уроке обществознания, которая бы отвечала познавательным задачам урока.
Разрабатывать методику необходимо, опираясь на разработки планов анализа карикатур Кузьмина В.А, Коротковой М.В [5] и Дроздецкой А. В. [6] Разработаем методики работы с карикатурами на нескольких этапах урока: на этапе мотивации, на этапе актуализации и на этапе первичного закрепления знаний.
Для того, что разработать методику работы с карикатурами на разных этапах, необходимо четко понимать сущность разрабатываемого этапа урока.
Начнем с мотивационного этапа, при формировании учебной мотивации ключевым элементом является интерес. Целью этапа мотивации (самоопределения) в учебной деятельности является развитие внутренней готовности к выполнению требований учебного процесса на личностном уровне. Для реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Иллюстрации всегда вносят оживление в урок, поэтому на мотивационном этапе урока можно использовать и карикатуры, с целью привлечения внимания учащихся и вызова интереса к теме урока. [7] Так как главной задачей мотивационно- целевого этапа урока является вызов интереса ребенка к изучаемой теме, а значит целью использования карикатур на данном этапе урока будет подводка к изучаемой на уроке теме.
Примерные вопросы для работы с карикатурой на мотивационно- целевом этапе:
- Опишите, что вы видите на карикатуре?
- Какова главная идея данной карикатуры?
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Карикатуры как визуальный источник являются забавными и необычными, что помогает заинтересовать учащихся и вызвать их внимание к изучаемой теме. Но учителю важно проводить тщательный отбор карикатур для учебного процесса. Важно, чтобы карикатура отражала черты изучаемого явления и была доступна для понимания учащихся.
Теперь разберемся с этапом актуализации знаний. Этап актуализации знаний является одним из ключевых моментов современного урока, который помогает подготовить учеников к изучению нового материала, напоминает им ранее изученные темы и помогает выявить трудности. На этой стадии учитель стимулирует учащихся так, чтобы они могли вспомнить необходимые знания, умения и навыки для понимания новой информации. [7]
При работе с карикатурой на этапе актуализации важной целью является повторение изученного материала. Карикатура на данном этапе используется как визуальный источник, направляющий на повторение изученного ранее. Значит, что главной задачей карикатуры является направление учащихся на воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На данном этапе затруднительно разработать универсальную схему работы с карикатурой, так как элементы каждой темы различны. Но можно составить примерный план анализа.
Используя примерный план анализа карикатуры, разработанный Кузьминым В. А. и понимание задач актуализационного этапа современного урока, разработаем собственный примерный план анализа карикатуры:
- Опишите, что вы видите на карикатуре?
- Каков замысел автора карикатуры?
- Какой обществоведческий термин представлен на карикатуре? Дайте ему определение.
- Назовите основные признаки данного явления, используя полученные на прошлых уроках знания.
Последний пункт плана может варьироваться в зависимости от материала, повторяемой темы. Элементы каждой темы различны, например, какое-то явление имеет черты и особенности, а другое имеет функции. В целом, важность четвертого пункта состоит в том, что он направлен на повторение каких-то отдельных элементов повторяемой темы. Это могут быть: особенности, черты, формы, виды, функции.
Если рассматривать этап первичного закрепления знаний, то главной задачей является повторение изученного материала, систематизация и обобщение информации. На данном этапе выполняются задания на изучение главного в новой теме, творческие задания на основе полученных знаний, также возможны задания на проверку и понимание изученного материала.
Опираясь на схему анализа карикатуры, предложенную Дроздецкой А. В. и основных задач разрабатываемого этапа урока, составим собственную инструкцию для работы с карикатурой:
- Опишите, что вы видите на карикатуре?
- Кого символизируют персонажи на карикатуре?
- Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
- Сформулируйте проблемный вопрос, используя карикатуру. Ответьте на него самостоятельно.
Данный план анализа также является примерным, так как в зависимости от темы занятия, но самое важное в зависимости от содержания выбранной карикатуры, он может измениться. Все карикатуры разные, так как в них используются различные художественные приемы, метафоры и иронии, и в каждой карикатуре этот набор является уникальным. Поэтому в некоторых карикатурах персонажи могут кого-то символизировать, например, государство, чиновников и. т.п. Ввиду этого второй пункт плана при необходимости можно опустить при анализе карикатур на уроках обществознания.
В заключение хотелось бы отметить, что что работа с карикатурой способствует развитию критического мышления и аналитических навыков учащихся, учит их выделять главное из огромного объема информации и искать скрытый смысл за яркими образами. Но учителю необходимо тщательно отбирать карикатуры для урока, важно, чтобы они были понятные учащимся.
Литература:
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
- Айнутдинов А. С. Типология и функции карикатуры в прессе//Вестник ЧелГУ. — Челябинск: ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2008. № 21. С. 20–28.
- Тишков, В. А. Обществознание: учебно-методический комплекс для 5–11 классов. Москва: Просвещение, 2020г.
- Кузьмин В. А. «Политический блок уроков в обществоведческом курсе» // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 1
- Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 176 с: ил. — (Б-ка учителя истории).
- Карикатура как исторический источник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberpedia.su/6x7075.html
- Гора, П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П. В. Гора.− М.: Просвещение, 1971. — 239с.