Качество жизни — это мультидисциплинарное многомерное понятие.
А. В. Мухачева отмечает, что исследователи сталкиваются с трудностями в определении и понимании феномена «качество жизни» из-за его междисциплинарного происхождения. Разночтения в трактовке возникают из-за склонности специалистов концентрироваться на собственной области знаний [4].
Вопрос качества жизни привлекает внимание специалистов из различных областей, включая социологию, психологию, экономику, философию и медицину. Каждый из этих аспектов может способствовать более глубокому пониманию понятия качества жизни и разработке целенаправленных стратегий для его повышения.
В этой статье рассматривается психологическое содержание понятия качество жизни, акцент делается на восприятии личностного качества жизни и его элементах.
Согласно A. Кэмбеллу, Ф. Конверсу и B. Роджерсу уровень удовлетворенности «ощущаемым качеством жизни» определяется соотношением между желаниями людей и степенью их удовлетворенности. В этом контексте становится очевидным, что люди, чьи жизненные условия соответствуют их ожиданиям, будут считать свое качество жизни высоким, те же, у кого есть значительные расхождения между реальными условиями и ожиданиями, могут воспринимать свое качество жизни, как низкое [5].
Уровень притязаний зависит от индивидуальных психологических характеристик каждого человека, таких как личные амбиции, цели, ценности, культурные и социальные нормы, влияние окружения. Например, разные люди могут по-разному оценивать свои жизненные условия: один может считать свои достижения значительными, в то время как другой будет чувствовать себя несчастным даже при высоких успехах, если они не соответствуют его ожиданиям. Также нельзя игнорировать условия жизни. Социально-экономический статус, доступность ресурсов и наличие поддержки со стороны семьи и общества значительно влияют на восприятие качества жизни. Все это подчеркивает важность комплексного подхода к изучению качества жизни, который учитывает не только внешние факторы, но и внутренние психологические аспекты, такие как эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и личностные характеристики.
Концепция потребностей А. Маслоу тесно связана с понятием «ощущаемого качества жизни». Иерархия потребностей, предложенная Маслоу, предполагает, что удовлетворение основных нужд является необходимым условием для достижения более высоких уровней благополучия. Физиологические потребности (еда, вода, сон), потребности в безопасности, социальные потребности (принадлежность и взаимодействие с другими), потребности в признании и самореализация — все эти уровни способствуют формированию общего восприятия качества жизни. Маслоу отмечал, что люди часто одновременно испытывают как удовлетворение, так и неудовлетворенность по различным видам потребностей. Он утверждал, что редко какая-либо одна потребность полностью доминирует в поведении человека, поскольку большинство наших действий мотивированы сочетанием множества потребностей [2].
С точки зрения Э. Аллардта, «качество жизни есть удовлетворение трех систем базовых потребностей: «иметь», «любить», «быть». Первая группа потребностей включает материальные и социальные условия, такие как экономические ресурсы, занятость, здоровье и образование. Вторая группа потребностей касается межличностных отношений, социальной активности и чувства принадлежности к обществу. Третья группа потребностей сосредоточена на внутреннем состоянии человека, его гармонии с обществом и природой, а также участии в политической жизни. Эта категория включает в себя как физическое, так и духовное удовлетворение, что подчеркивает ее значимость для всесторонней оценки качества жизни [5].
Э. Фромм внес значительный вклад в психологическое понимание «качества жизни», акцентируя внимание на вопросах смысла и цели жизни. Согласно Э. Фромму «обладание» и «бытие» представляют собой два основных способа существования человека. Эти модусы «иметь» и «быть» оказывают влияние на все аспекты качества жизни человека [6].
Качество жизни является ключевым показателем, который позволяет оценить благосостояние как отдельных людей, так и общества в целом. Этот феномен активно исследуется в психологии, поскольку он тесно связан с психологическим здоровьем, уровнем удовлетворенности жизнью, адаптацией и социализацией. Осознание факторов, влияющих на качество жизни, помогает психологам создавать теории и методы, ориентированные на улучшение жизни людей. Проблема качества жизни важна не только для психологических исследований, но и имеет практическое значение для создания интервенций, способствующих улучшению жизни людей и, соответственно, всего общества. Масштабное и всестороннее изучение этой темы необходимо для достижения устойчивого благосостояния как индивидуумов, так и социальных групп.
Г. В. Бурковский, А. М. Беркман и Е. В. Левченко отмечают, что качество жизни является важной характеристикой, которую можно измерить через соотношение радостей и огорчений, испытанных человеком за определенный период времени [1]. Таким образом, важным показателем качества жизни становится уровень удовлетворенности потребностей человека и его общее ощущение удовлетворенности жизнью.
В психологии удовлетворенность жизнью рассматривается как многогранное явление, включающее как когнитивные, так и эмоциональные аспекты.
А. Маслоу рассматривает удовлетворенность жизнью как показатель способности человека оценивать значимость и целенаправленность своего существования, что влияет на общее качество его жизни. Таким образом, концепция удовлетворенности жизнью оказывается сложной и многогранной, при этом каждый человек основывается на своем уникальном опыте, ценностях и убеждениях для формирования собственного представления об удовлетворенности жизнью [3].
Удовлетворенность жизнью связана с оценкой человеком следующих значимых контекстов: экономическое положение, дружба, работа, семья. В случае успешности в данных областях, наблюдается повышение уровня удовлетворенности жизнью.
Удовлетворенность жизнью невозможна без самореализации личности. Самореализация — это реализация своего потенциала, осуществление имеющихся желаний, использование своих знаний, умений и способностей, осуществление своих представлений о себе и своем пути в жизни. Самореализация — это процесс, в ходе которого человек стремится реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей, превращая свои идеальные представления о себе в реальность. Удовлетворенность жизнью — обязательная часть данного процесса, отражающая общее состояние благополучия, предоставляющая индивиду возможность ощущения удовлетворения от своей жизни. Данный показатель является индивидуальным, т. к. каждый человек имеет свои представления о благополучии и счастье, а также ожидания и ценности. Удовлетворенность жизнью и самореализация взаимосвязаны и отражаются на общем восприятии качества жизни и психологическом благополучии индивида.
В психологии субъективное качество жизни — многогранное понятие, имеющее связь с личными оценками, восприятием, формируемое через разные структуры личности, такие как эмоциональные состояния, потребности, ценности. Каждый человек наполняет понятие качества жизни своим уникальным содержанием, основываясь на личном опыте и внутренних убеждениях. Субъективное качество жизни является динамичным. Оценка качества жизни представляет собой процесс, который зависит от текущих состояний, эмоций и социальных отношений. Восприятие качества жизни связано с эмоциональными реакциями на внутренние ощущения человека.
Когда человек сталкивается с трудностями или испытывает стресс, его субъективная оценка качества жизни может значительно снизиться, даже если внешние факторы (например, финансовое положение) остаются неизменными. В то время как в условиях гармонии и удовлетворенности индивид способен положительно оценивать свою жизнь, даже если его реальная жизненная ситуация не идеальна.
Субъективное качество жизни выполняет смыслообразующую функцию. Отношение личности к своей жизни позволяет людям осмысливать свои цели и придавать значение своим действиям. Человек формирует планы на будущее, опираясь на свое внутреннее самоосознание, что создает ориентир, помогающий ему двигаться вперед и устанавливать жизненные цели и мотивы. Также следует отметить, что субъективное качество жизни может служить индикатором психического и эмоционального здоровья. Негативный опыт или отсутствие смысла могут привести к депрессии, тревожным расстройствам и другим проблемам, в то время как высокая удовлетворенность и положительное восприятие жизни способствуют развитию психологической устойчивости и адаптивности. Более глубокое понимание этих процессов может помочь специалистам в области психологии разрабатывать эффективные интервенции для улучшения качества жизни и эмоционального благополучия людей.
Разные факторы, такие как общественные связи, здоровье, психологическое благополучие, стрессоустойчивость, равновесие между досугом и работой, уровень образования, возможности для самореализации, самооценка, типы личности, адаптивность, доступность социальных благ, услуг, социальный статус, организация быта и пр. влияют на качество жизни.
Существенное влияние на качество жизни оказывает также субъективное благополучие, которое отображает индивидуальное восприятие человеком собственной жизни и своей личности в целом. Субъективное благополучие формируется на основе самооценки различных аспектов жизни, каждый человек обладает уникальной системой ценностей и приоритетов, влияющих на его восприятие счастья. Например, один человек может считать карьерный рост важным, в то время как другой сосредоточится на глубине социальных связей или семейных отношениях. Поэтому индивидуальный подход к оценке благополучия имеет большое значение, так как общие стандарты счастья могут не подходить всем. Важными факторами, способствующими субъективному благополучию, являются четкие цели и условия для их достижения. Достижение поставленных целей приносит человеку чувство удовлетворения и смысла. Наличие ресурсов — временных, финансовых и эмоциональных — значительно влияет на успешность реализации этих целей.
Психологическое благополучие личности — это сложное и многогранное понятие, которое нельзя свести к простым показателям. В его основе лежит субъективная оценка, формируемая опытом и восприятием самого человека. Это подчеркивает важность индивидуального подхода в психологии: каждый человек уникален, и его восприятие собственного благополучия может значительно различаться. Психологическое благополучие связано с физическим состоянием; хорошее психологическое состояние способствует повышенной активности и жизненной энергии, тогда как его отсутствие может привести к физическим и эмоциональным проблемам. Ощущение смысла и цели в жизни является ключевым компонентом психологического благополучия. Когда люди чувствуют, что их жизнь наполнена смыслом, они более склонны активно участвовать в различных аспектах жизни, включая работу, отношения и хобби. Таким образом, психологическое благополучие следует рассматривать как важный элемент общего состояния здоровья. Психологи должны принимать во внимание эту сложную структуру в процессе работы с клиентами, содействуя им в развитии навыков и ресурсов, необходимых для улучшения самочувствия как в психологическом, так и в физическом плане.
Согласно мнению американского психолога Н. Бредберна, психологическое благополучие представляет собой баланс между двумя комплексами эмоций: негативными и позитивными [7].
Психологическое благополучие и психологическое здоровье представляют собой два взаимосвязанных понятия. Психологическое здоровье можно рассматривать как основу для достижения психологического благополучия, так как оно включает в себя стабильную и адекватную работу основных психических функций, необходимых для полноценной жизни. Психологическое здоровье связано с такими ключевыми аспектами, как способность адаптироваться к окружающей среде, что, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние и общее ощущение благополучия.
Качество жизни охватывает такие категории, как счастье, субъективное благополучие, адаптация, мотивация, удовлетворенность, самореализация, психологическое здоровье, формируя целостное представление о жизни человека. Несмотря на то что эти понятия могут быть обременены нечеткими определениями и разнообразием интерпретаций, они играют важную роль в психологическом изучении качества жизни.
Литература:
- Бурковский Г. В., Левченко Е. В., Беркман А. М. Об исследованиях здоровья и качества жизни // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2004. — № 1. — С. 27–28.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
- Меренкова В. С., Солодкова О. Е. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» //Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 1. — С. 4–13.
- Мухачева А. В. Качество жизни населения как научная категория. Теоретические подходы к определению. // Вестник КемГУ. — 2012 № 4 (52) Т. 1. С.303–307.
- Ротова Е. Е., Машилов К. В., Жигарева Е. Б., Коган Б. М. Современные психологические подходы к анализу качества жизни (обзор литературы) // Системная психология и социология. 2012. № 5 (1). С. 65–70.
- Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 320 с
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 P.