Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологическое содержание понятия «качество жизни»

Психология
14.05.2025
72
Поделиться
Библиографическое описание
Ширяева, Т. Ю. Психологическое содержание понятия «качество жизни» / Т. Ю. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 707-709. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125216/.


Качество жизни — это мультидисциплинарное многомерное понятие.

А. В. Мухачева отмечает, что исследователи сталкиваются с трудностями в определении и понимании феномена «качество жизни» из-за его междисциплинарного происхождения. Разночтения в трактовке возникают из-за склонности специалистов концентрироваться на собственной области знаний [4].

Вопрос качества жизни привлекает внимание специалистов из различных областей, включая социологию, психологию, экономику, философию и медицину. Каждый из этих аспектов может способствовать более глубокому пониманию понятия качества жизни и разработке целенаправленных стратегий для его повышения.

В этой статье рассматривается психологическое содержание понятия качество жизни, акцент делается на восприятии личностного качества жизни и его элементах.

Согласно A. Кэмбеллу, Ф. Конверсу и B. Роджерсу уровень удовлетворенности «ощущаемым качеством жизни» определяется соотношением между желаниями людей и степенью их удовлетворенности. В этом контексте становится очевидным, что люди, чьи жизненные условия соответствуют их ожиданиям, будут считать свое качество жизни высоким, те же, у кого есть значительные расхождения между реальными условиями и ожиданиями, могут воспринимать свое качество жизни, как низкое [5].

Уровень притязаний зависит от индивидуальных психологических характеристик каждого человека, таких как личные амбиции, цели, ценности, культурные и социальные нормы, влияние окружения. Например, разные люди могут по-разному оценивать свои жизненные условия: один может считать свои достижения значительными, в то время как другой будет чувствовать себя несчастным даже при высоких успехах, если они не соответствуют его ожиданиям. Также нельзя игнорировать условия жизни. Социально-экономический статус, доступность ресурсов и наличие поддержки со стороны семьи и общества значительно влияют на восприятие качества жизни. Все это подчеркивает важность комплексного подхода к изучению качества жизни, который учитывает не только внешние факторы, но и внутренние психологические аспекты, такие как эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и личностные характеристики.

Концепция потребностей А. Маслоу тесно связана с понятием «ощущаемого качества жизни». Иерархия потребностей, предложенная Маслоу, предполагает, что удовлетворение основных нужд является необходимым условием для достижения более высоких уровней благополучия. Физиологические потребности (еда, вода, сон), потребности в безопасности, социальные потребности (принадлежность и взаимодействие с другими), потребности в признании и самореализация — все эти уровни способствуют формированию общего восприятия качества жизни. Маслоу отмечал, что люди часто одновременно испытывают как удовлетворение, так и неудовлетворенность по различным видам потребностей. Он утверждал, что редко какая-либо одна потребность полностью доминирует в поведении человека, поскольку большинство наших действий мотивированы сочетанием множества потребностей [2].

С точки зрения Э. Аллардта, «качество жизни есть удовлетворение трех систем базовых потребностей: «иметь», «любить», «быть». Первая группа потребностей включает материальные и социальные условия, такие как экономические ресурсы, занятость, здоровье и образование. Вторая группа потребностей касается межличностных отношений, социальной активности и чувства принадлежности к обществу. Третья группа потребностей сосредоточена на внутреннем состоянии человека, его гармонии с обществом и природой, а также участии в политической жизни. Эта категория включает в себя как физическое, так и духовное удовлетворение, что подчеркивает ее значимость для всесторонней оценки качества жизни [5].

Э. Фромм внес значительный вклад в психологическое понимание «качества жизни», акцентируя внимание на вопросах смысла и цели жизни. Согласно Э. Фромму «обладание» и «бытие» представляют собой два основных способа существования человека. Эти модусы «иметь» и «быть» оказывают влияние на все аспекты качества жизни человека [6].

Качество жизни является ключевым показателем, который позволяет оценить благосостояние как отдельных людей, так и общества в целом. Этот феномен активно исследуется в психологии, поскольку он тесно связан с психологическим здоровьем, уровнем удовлетворенности жизнью, адаптацией и социализацией. Осознание факторов, влияющих на качество жизни, помогает психологам создавать теории и методы, ориентированные на улучшение жизни людей. Проблема качества жизни важна не только для психологических исследований, но и имеет практическое значение для создания интервенций, способствующих улучшению жизни людей и, соответственно, всего общества. Масштабное и всестороннее изучение этой темы необходимо для достижения устойчивого благосостояния как индивидуумов, так и социальных групп.

Г. В. Бурковский, А. М. Беркман и Е. В. Левченко отмечают, что качество жизни является важной характеристикой, которую можно измерить через соотношение радостей и огорчений, испытанных человеком за определенный период времени [1]. Таким образом, важным показателем качества жизни становится уровень удовлетворенности потребностей человека и его общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В психологии удовлетворенность жизнью рассматривается как многогранное явление, включающее как когнитивные, так и эмоциональные аспекты.

А. Маслоу рассматривает удовлетворенность жизнью как показатель способности человека оценивать значимость и целенаправленность своего существования, что влияет на общее качество его жизни. Таким образом, концепция удовлетворенности жизнью оказывается сложной и многогранной, при этом каждый человек основывается на своем уникальном опыте, ценностях и убеждениях для формирования собственного представления об удовлетворенности жизнью [3].

Удовлетворенность жизнью связана с оценкой человеком следующих значимых контекстов: экономическое положение, дружба, работа, семья. В случае успешности в данных областях, наблюдается повышение уровня удовлетворенности жизнью.

Удовлетворенность жизнью невозможна без самореализации личности. Самореализация — это реализация своего потенциала, осуществление имеющихся желаний, использование своих знаний, умений и способностей, осуществление своих представлений о себе и своем пути в жизни. Самореализация — это процесс, в ходе которого человек стремится реализовать свой потенциал и достичь поставленных целей, превращая свои идеальные представления о себе в реальность. Удовлетворенность жизнью — обязательная часть данного процесса, отражающая общее состояние благополучия, предоставляющая индивиду возможность ощущения удовлетворения от своей жизни. Данный показатель является индивидуальным, т. к. каждый человек имеет свои представления о благополучии и счастье, а также ожидания и ценности. Удовлетворенность жизнью и самореализация взаимосвязаны и отражаются на общем восприятии качества жизни и психологическом благополучии индивида.

В психологии субъективное качество жизни — многогранное понятие, имеющее связь с личными оценками, восприятием, формируемое через разные структуры личности, такие как эмоциональные состояния, потребности, ценности. Каждый человек наполняет понятие качества жизни своим уникальным содержанием, основываясь на личном опыте и внутренних убеждениях. Субъективное качество жизни является динамичным. Оценка качества жизни представляет собой процесс, который зависит от текущих состояний, эмоций и социальных отношений. Восприятие качества жизни связано с эмоциональными реакциями на внутренние ощущения человека.

Когда человек сталкивается с трудностями или испытывает стресс, его субъективная оценка качества жизни может значительно снизиться, даже если внешние факторы (например, финансовое положение) остаются неизменными. В то время как в условиях гармонии и удовлетворенности индивид способен положительно оценивать свою жизнь, даже если его реальная жизненная ситуация не идеальна.

Субъективное качество жизни выполняет смыслообразующую функцию. Отношение личности к своей жизни позволяет людям осмысливать свои цели и придавать значение своим действиям. Человек формирует планы на будущее, опираясь на свое внутреннее самоосознание, что создает ориентир, помогающий ему двигаться вперед и устанавливать жизненные цели и мотивы. Также следует отметить, что субъективное качество жизни может служить индикатором психического и эмоционального здоровья. Негативный опыт или отсутствие смысла могут привести к депрессии, тревожным расстройствам и другим проблемам, в то время как высокая удовлетворенность и положительное восприятие жизни способствуют развитию психологической устойчивости и адаптивности. Более глубокое понимание этих процессов может помочь специалистам в области психологии разрабатывать эффективные интервенции для улучшения качества жизни и эмоционального благополучия людей.

Разные факторы, такие как общественные связи, здоровье, психологическое благополучие, стрессоустойчивость, равновесие между досугом и работой, уровень образования, возможности для самореализации, самооценка, типы личности, адаптивность, доступность социальных благ, услуг, социальный статус, организация быта и пр. влияют на качество жизни.

Существенное влияние на качество жизни оказывает также субъективное благополучие, которое отображает индивидуальное восприятие человеком собственной жизни и своей личности в целом. Субъективное благополучие формируется на основе самооценки различных аспектов жизни, каждый человек обладает уникальной системой ценностей и приоритетов, влияющих на его восприятие счастья. Например, один человек может считать карьерный рост важным, в то время как другой сосредоточится на глубине социальных связей или семейных отношениях. Поэтому индивидуальный подход к оценке благополучия имеет большое значение, так как общие стандарты счастья могут не подходить всем. Важными факторами, способствующими субъективному благополучию, являются четкие цели и условия для их достижения. Достижение поставленных целей приносит человеку чувство удовлетворения и смысла. Наличие ресурсов — временных, финансовых и эмоциональных — значительно влияет на успешность реализации этих целей.

Психологическое благополучие личности — это сложное и многогранное понятие, которое нельзя свести к простым показателям. В его основе лежит субъективная оценка, формируемая опытом и восприятием самого человека. Это подчеркивает важность индивидуального подхода в психологии: каждый человек уникален, и его восприятие собственного благополучия может значительно различаться. Психологическое благополучие связано с физическим состоянием; хорошее психологическое состояние способствует повышенной активности и жизненной энергии, тогда как его отсутствие может привести к физическим и эмоциональным проблемам. Ощущение смысла и цели в жизни является ключевым компонентом психологического благополучия. Когда люди чувствуют, что их жизнь наполнена смыслом, они более склонны активно участвовать в различных аспектах жизни, включая работу, отношения и хобби. Таким образом, психологическое благополучие следует рассматривать как важный элемент общего состояния здоровья. Психологи должны принимать во внимание эту сложную структуру в процессе работы с клиентами, содействуя им в развитии навыков и ресурсов, необходимых для улучшения самочувствия как в психологическом, так и в физическом плане.

Согласно мнению американского психолога Н. Бредберна, психологическое благополучие представляет собой баланс между двумя комплексами эмоций: негативными и позитивными [7].

Психологическое благополучие и психологическое здоровье представляют собой два взаимосвязанных понятия. Психологическое здоровье можно рассматривать как основу для достижения психологического благополучия, так как оно включает в себя стабильную и адекватную работу основных психических функций, необходимых для полноценной жизни. Психологическое здоровье связано с такими ключевыми аспектами, как способность адаптироваться к окружающей среде, что, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние и общее ощущение благополучия.

Качество жизни охватывает такие категории, как счастье, субъективное благополучие, адаптация, мотивация, удовлетворенность, самореализация, психологическое здоровье, формируя целостное представление о жизни человека. Несмотря на то что эти понятия могут быть обременены нечеткими определениями и разнообразием интерпретаций, они играют важную роль в психологическом изучении качества жизни.

Литература:

  1. Бурковский Г. В., Левченко Е. В., Беркман А. М. Об исследованиях здоровья и качества жизни // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2004. — № 1. — С. 27–28.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
  3. Меренкова В. С., Солодкова О. Е. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» //Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 1. — С. 4–13.
  4. Мухачева А. В. Качество жизни населения как научная категория. Теоретические подходы к определению. // Вестник КемГУ. — 2012 № 4 (52) Т. 1. С.303–307.
  5. Ротова Е. Е., Машилов К. В., Жигарева Е. Б., Коган Б. М. Современные психологические подходы к анализу качества жизни (обзор литературы) // Системная психология и социология. 2012. № 5 (1). С. 65–70.
  6. Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 320 с
  7. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 P.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 707-709):
Часть 10 (стр. 639-709)
Расположение в файле:
стр. 639стр. 707-709стр. 709

Молодой учёный