Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Интерактивный помощник Wordwall в обучении спортивной лексике на среднем этапе в классах со спортивной направленностью

Научный руководитель
Педагогика
14.05.2025
18
Поделиться
Библиографическое описание
Литвинов, В. В. Интерактивный помощник Wordwall в обучении спортивной лексике на среднем этапе в классах со спортивной направленностью / В. В. Литвинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20 (571). — С. 752-754. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125224/.


В данной статье рассматривается использование электронного сервиса Wordwall при обучении спортивной лексике на среднем этапе в профильных классах, определяются лексические умения, необходимые на данном этапе. Также рассматриваются варианты заданий согласно этапам работы с лексическими навыками.

Ключевые слова: электронный помощник, спорт, лексика, лексические умения, терминолексика.

Специфика спортивного профиля заключается в том, что спортсменами используются слова и выражения, которые имеют профессиональную направленность. Хоть большинство слов являются интернациональными и не представляют трудностей даже для обычного человека, существует узконаправленная, профессиональная терминолексика, которая требует более глубокого ее изучения [2].

Необходимость изучения иностранного языка для людей, связанных со спортивной сферой связанна со следующими факторами. Например, человек может заниматься тренерской карьерой и ему предстоит работать с зарубежными спортсменами, расширение международного сотрудничества, так как многие соревнования проходят на международном уровне [1].

Спортивная терминолексика обладает специфическими особенностями, которые стоит учитывать при обучении. Сюда входит взаимосвязь с другими науками, такими как: биология, химия, педагогика, физиология и другими. Данная терминолексика достаточно новая, однако содержит термины, которые широко используются людьми в речи. Также ее можно встретить в передачах про спорт, в СМИ и так далее [3]. Специфичность: большинство терминов узкоспециализированные и требуют точного понимания. Актуальность: важно использовать примеры из реальной спортивной жизни, новостей, трансляций, интервью.

В разделе спортивной терминолексики выделяют следующие тематические группы:

  1. Названия видов и подвидов спорта. Это одна из самых многочисленных групп в спорте. Можно привести таковые термины, как футбол, гандбол, теннис, сноуборд, бодибилдинг, прыжки в воду и т. Подвидом спорта мы называем всевозможные дисциплины внутри какого-нибудь вида спорта. Например, подвидом горнолыжного спорта являются слалом, слалом—гигант и высокоскоростной спуск, подвидом гребного спорта — академическая гребля, гребля на байдарках и гребля на каноэ. Как правило, спортсмену дается право участвовать в соревнованиях по какой-то одной дисциплине или во всех. Как правило, это заимствованные термины. Эта тематическая группа корреспондируется с категорией наук и областей спортивной терминологии: на сегодняшний период в мире имеется несколько тысяч видов спорта, любому из которых подходит свое название. В качестве образца можно [3].
  2. Названия деятелей спорта. Эта группа содержит в себе последующие термины это названия участников спортивной деятельности: спортсменов, тренеров и судей. Каждому наименованию вида спорта отвечает наименование спортсмена, например: хоккеист, волейболист, дзюдоист, шашечник, прыгун в воду, бобслеист. Данная группа тоже, как и наименование видов спорта сильно обширна, так как аналогичных названий имеется примерно столько же, сколько наименований видов спорта. Порой один термин употребляется для наименования представителей разнообразных видов спорта: так, термином хоккеист обозначают игрока в хоккее с мячом и в хоккее с шайбой [3].
  3. Следующая спортивная группа включает наименования спортсменов по стилю: брассист, спинист; по амплуа (в командных видах спорта): форвард, защитник, беттер, бек, вратарь. Вдобавок нужно помнить, что к данной предметной группе причисляются подобные термины как судья и тренер, поскольку судья и тренер являются прямыми соучастниками спортивного процесса.

Стоит отметить, что спортивная терминолексика — это прежде всего узконаправленная профессиональная область, включающая в себя специальные термины, слова. Поэтому для обучения необходимо подобрать такое средство обучения, которое бы соответствовало этапам методики и задачам лексического навыка. Этим средством обучения будет являться электронный сервис Wordwall [2].

Для того чтобы начать сотрудничество с данным сервисом, мы исследовали учебные программы по иностранному языку для учеников 5–9 классов и определили ключевые лексические умения, которые необходимо освоить на данном уровне образования. Это включает в себя понимание значений и форм слов, умение использовать их в разнообразных контекстах при устной и письменной речи, развитие способностей к работе с лексическим материалом в процессе говорения и письма, а также повышение уровня восприятия лексических элементов по слуху.

Затем мы провели исследование по созданию методических рекомендаций, которые демонстрируют связь между методикой и электронным сервисом Wordwall. Мы выделили основные этапы формирования и улучшения лексического навыка, а затем сопоставили их с задачами, необходимыми для развития лексических навыков. В конце мы привели примеры интерактивных заданий, соответствующих каждому этапу.

Примеры заданий. Введение нового слова и его семантизация: Match Up: Task: Match a picture of a sport with its name. Labelled Diagram: Task: Label different parts of a sports field/court. Тренировка и автоматизация лексических единиц. Quiz: Task: Multiple-choice questions testing vocabulary definitions or related facts. Anagram: Task: Unscramble the letters to form a sports-related word. Организация использования лексического навыка в устной и письменной речи. Random Wheel (Spin the Wheel): Task: Spin the wheel to reveal a sport. Students must then say a sentence about that sport or ask a question about it. Open the Box: Task: Open a box to reveal a sports-related word. Students must then define the word or use it in a sentence. Контроль сформированности лексического навыка. Quiz: Task: A quiz that tests all aspects of the vocabulary (definitions, usage, related facts). Gap Fill: Task: A more challenging gap-fill activity with less obvious answers.

Стоит отметить, что спортивная терминолексика имеет понятийно тематическую классификацию, к которой относят: названия предметов, видов спорта, приемов, наименования тренеров и так далее [1]. Для изучения этих аспектов, мы также можем использовать электронный сервис Wordwall.

В заключении отметим, что правильное сочетание методических рекомендаций, ресурсов электронного помощника Wordwall позволяет способствовать успешному овладению спортивной терминолексикой. Кроме того, большой интерес представляет разработка заданий для различных видов спорта с учетом интересов и уровня обучающихся.

Литература:

  1. Швейцер А. Д. — Теория перевода — М., 1988, 304 с
  2. Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: [Текст]: учебное пособие / Е. В. Бреус; Ун-т Российской акад. образования. — 4-е изд. — Москва: УРАО, 2004. — 207 с.; 22 см.; ISBN 5–204–00418–1 (в пер.)
  3. Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2002, с. 145
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
электронный помощник
спорт
лексика
лексические умения
терминолексика
Молодой учёный №20 (571) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 752-754):
Часть 11 (стр. 711-775)
Расположение в файле:
стр. 711стр. 752-754стр. 775

Молодой учёный