Статья посвящена исследованию институциональных и правовых проблем цифровой трансформации юстиции с акцентом на специфику управления в системе следственных органов. На основе анализа раскрываются причины системных затруднений при применении универсальных цифровых стандартов в структурах уголовного судопроизводства. Автор фиксирует структурные и функциональные противоречия между текущей моделью цифровизации и особенностями уголовно-процессуального регулирования. В работе выделены и охарактеризованы изменения, произошедшие в период 2023–2025 годов, включая расслоение управленческих подсистем, рост зависимости от технико-цифровых звеньев и риски утраты процессуального суверенитета. Результаты исследования могут быть использованы при формировании государственной политики в сфере цифрового правосудия, разработке отраслевых стандартов и актуализации стратегии цифровой трансформации органов предварительного расследования.
Ключевые слова: цифровизация, уголовное судопроизводство, следственные органы, управление, цифровая трансформация, Минюст России, правовые технологии, уголовная юстиция, цифровая платформа, процессуальная безопасность.
The article explores institutional and legal issues of digital transformation in the justice system, with a specific focus on management in investigative bodies. Based on the analysis of regulatory documents, practical cases, and expert assessments, the study identifies systemic difficulties arising from the application of universal digital standards to non-service structures of criminal proceedings. The author highlights structural and functional contradictions between the current digitalization model and the specifics of criminal procedure law. The paper describes the transformations that occurred between 2023 and 2025, including the emergence of parallel management subsystems, increased dependence on technical-digital units, and risks of undermining procedural sovereignty. The findings can inform state policy in the field of digital justice, support the development of sector-specific standards, and refine strategies for the digital transformation of investigative authorities.
Keywords: digitalization, criminal procedure, investigative bodies, management, digital transformation, Ministry of Justice of Russia, legal technology, criminal justice, digital platform, procedural security.
Цифровые технологии внедряются во все сферы государственного устройства, включая юстицию. Министерство юстиции и подведомственные органы обязаны перестраивать внутренние процессы с учетом требований цифровой среды. На фоне данного явления резко возрастает значение систем управления, способных обеспечить устойчивое функционирование в условиях технологического перехода. Следственные органы, действующие в рамках уголовного судопроизводства, вынуждены адаптироваться к новым регламентам, часто без должной организационной и методической поддержки. Актуальность темы обусловлена необходимостью выявить реальные последствия цифровых преобразований в управлении, отличать формальные показатели от функциональной эффективности и формировать предложения по внедрению цифровых решений, соответствующих особенностям правоприменительной деятельности в системе уголовной юстиции.
Цифровая трансформация системы юстиции встроена в рамки нацпроекта «Цифровая экономика», утвержденного в 2019 году. На уровне управленческой практики она реализуется через проект «Цифровое государственное управление», в котором цифровизация трактуется как обязательное направление модернизации всех структур публичной власти. Основная цель — заменить традиционные механизмы администрирования информационно-цифровыми процедурами.
Правовую основу составляют три ключевых документа:
- утвержденная Правительством стратегия цифровой трансформации [2];
- постановление о ведомственных цифровых программах от 10.10.2020 № 1646 [1];
- концепция сервисной модели государства, зафиксированная в регламентах Минцифры и методических указаниях для госорганов.
Они формируют единый стандарт цифрового преобразования, который обязан внедряться вне зависимости от ведомственной специфики.
Подход, основанный на сервисной логике, успешно применяется в структурах, подчиненных напрямую Правительству. Следственные структуры, ориентированные на реализацию публичного уголовного преследования, сложно вписываются в данный стандарт. Их подчиненность главе государства, закрытый характер информационных систем и особый правовой статус игнорируются при унификации требований. В результате создается конфликт между нормативной моделью цифровизации и фактической невозможностью ее реализации в не сервисных ведомствах.
Минюст России за три года инициировал запуск ряда цифровых механизмов. Среди них:
— информационная система «Правовая помощь»;
— федеральная платформа ФГИС ПФ;
— инфраструктурный проект на базе «ГосТех».
Ведомство разработало цифрового юриста, анонсированного как инструмент автоматической обработки правовой информации.
Кассовое исполнение программы составило 90,3 %, но уровень фактического внедрения остается низким. По данным Счетной палаты, более 55 % серверов в территориальных подразделениях используются свыше восьми лет [5]. В 61 регионе не эксплуатируется ни одного устройства с российской операционной системой.
По состоянию на 2025 год, ИС «Правовая помощь» остается в тестовом режиме. Онлайн-режим консультаций используется менее чем в 5 % случаев. Большинство запросов обрабатывается по телефону или лично. Цифровые каналы только постепенно основным способом получения юридической помощи.
Следственные органы имеют строго разграниченные структуры управления. Уголовно-процессуальная функция предварительного расследования реализуется Следственным комитетом, следственными подразделениями МВД, ФСБ и иными специализированными органами. Каждый из них работает в изолированной системе, подчиняется разным нормативным актам и выполняет разноплановые задачи, несмотря на общее назначение. Статус и полномочия различаются по ведомственной принадлежности, что делает невозможным применение унифицированных цифровых решений.
Органы предварительного расследования одновременно выступают исполнителями цифровой политики и объектами управленческого влияния. На них распространяются инициативы по переходу к новым формам работы с данными, внедрению автоматизированных систем и цифровых платформ.
Но сами органы не разрабатывают правила цифровизации, а лишь применяют их, ориентируясь на документы высших органов власти. Стандарты формируются вне учета внутренней структуры и требований процессуальной автономии следователя.
Полноценный переход к цифровой модели в следственных органах ограничен правовым режимом информации. Материалы предварительного расследования охраняются законом, подлежат защите от несанкционированного доступа и не подлежат обработке на открытых платформах. Потенциальное нарушение тайны расследования создает угрозу процессуальной недопустимости доказательств и срыва уголовного преследования при хакерских атаках [7]. Система допуска к информации строго регламентирована, цифровые каналы обязаны учитывать уровни допуска и необходимость соблюдения всех формально установленных процедур.
По описанным причинам перевод управленческой информации в цифровой вид требует отдельного проектирования инфраструктуры с учетом внутренних требований без адаптации готовых решений.
В управлении следственными органами произошли значительные изменения под воздействием цифровых технологий.
В 2023–2025 годах структура управления в сфере юстиции претерпела значительные изменения под влиянием цифровых технологий. Ключевым этапом стало внедрение Единой информационной системы нотариата (ЕИС), обеспечивающей цифровую обработку нотариальных действий и интеграцию с другими государственными информационными системами.
В рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) 2024 года обсуждались перспективы использования искусственного интеллекта в юридической практике, включая автоматизацию рутинных процессов и анализ больших объемов данных [4]. Обсуждение подчеркнуло необходимость адаптации правовой системы к новым технологическим реалиям.
Минюст России активно участвует в цифровой трансформации, реализуя проекты по внедрению электронных сервисов и автоматизации процессов. Одним из направлений является развитие электронного нотариата, что способствует повышению доступности и эффективности нотариальных услуг [3].
Прогнозы на ближайшие годы включают дальнейшее расширение использования цифровых технологий в юридической сфере, включая развитие платформенных решений и интеграцию с другими государственными системами [7]. Ожидается, что это приведет к повышению прозрачности, эффективности и доступности юридических услуг для граждан и организаций.
Приоритетным изменением стало возникновение параллельных подсистем управления: кадровой и технико-цифровой.
Кадровая подсистема продолжает функционировать в традиционном режиме. Технико-цифровая — ориентирована на внедрение и сопровождение информационных систем, что приводит к необходимости координации между ними.
В текущей системе юстиции России цифровизация внедряется фрагментарно, что приводит к ряду проблем:
- Отсутствие единых стандартов и методологий при выборе ведомственных систем. Многообразие технологий создают сложности в интеграции и совместимости различных цифровых решений [6].
- Недостаток финансирования региональных ИТ-программ и низкий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в некоторых регионах препятствуют равномерному внедрению цифровых технологий.
- Наблюдается дефицит квалифицированных ИТ-специалистов в государственном секторе, что затрудняет эффективное использование новых технологий.
Предлагаемые для гармонизации цифровой трансформации в юстиции и уголовном судопроизводстве меры требуют реализации:
- Единой цифровой платформы «Уголовная юстиция». Платформа должна обеспечивать взаимодействие между следственными органами, прокуратурой, судами и адвокатурой. Предполагается разработка интегрированной системы, объединяющей все этапы уголовного процесса — от возбуждения дела до исполнения приговора. Она предоставит участникам процесса доступ к материалам дела в электронном виде.
- Специализированных стандартов цифровизации для следственных органов: Установление нормативных требований к использованию цифровых технологий в следственной деятельности, включая электронный документооборот, видеозапись следственных действий и использование цифровых доказательств. Действие позволит обеспечить единообразие и законность применения цифровых инструментов в уголовном процессе.
- Поддержания баланса между эффективностью, законностью и правами участников уголовного процесса: Гарантирование соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и потерпевших при использовании цифровых технологий. Необходимо обеспечить защиту персональных данных, конфиденциальность информации и возможность обжалования процессуальных решений, принятых с использованием цифровых средств.
Должна быть обеспечена разработка интерфейсов, учитывающих особенности работы следственных органов, для более эффективного взаимодействия между сотрудниками и цифровыми системами. Проведение регулярных обучающих программ и тренингов по использованию новых цифровых инструментов и технологий будет способствовать повышению цифровой грамотности сотрудников.
Реализация указанных мер позволит повысить эффективность уголовного судопроизводства, обеспечить его прозрачность и доступность, а также укрепить доверие общества к системе правосудия. Они выгодно отличаются от текущей ситуации тем, что обеспечивают системный и комплексный подход к цифровизации, учитывая специфику следственных органов и обеспечивая безопасность и конфиденциальность обрабатываемой информации.
Резюмируя изложенное, отметим, что цифровые преобразования в сфере юстиции выявили несоответствие между универсальной моделью управления и правовой спецификой следственных структур. Унификация технических решений без учета процессуальных ограничений привела к снижению качества внедрения и росту организационных рисков. Структура управления в следственных органах нуждается в отдельной архитектуре цифровизации, основанной на принципе правового разграничения. Повышение уровня защищенности и снижение зависимости от внешней ИТ-инфраструктуры возможно только при наличии национальных стандартов и специализированной платформы.
Предложенная модель цифровой трансформации решает задачу согласования эффективности управления с нормами уголовного процесса. Она фиксирует баланс между техническим развитием, правовой допустимостью и гарантиями участников разбирательства. Подход позволяет перейти от точечных цифровых инициатив к единой системе, устойчивой к внешним угрозам и адаптированной к институциональным особенностям юстиции.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 N 637-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [Электронный ресурс] / интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2025).
- Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646 (ред. от 18.03.2025) «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (вместе с «Положением о формировании и ведении реестра ИТ-расходов на создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ИТ-активов, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов», «Положением о ведомственных программах цифровой трансформации») [Электронный ресурс] / интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2025).
- Нотариусы осваивают дистанционные и цифровые технологии [Электронный ресурс] / https://zakon.ru/discussion/2023/04/25/notariusy_osvaivayut_distancionnye_i_cifrovye_tehnologii__federalnaya_notarialnaya_palata_rasskazala (дата обращения: 13.05.2025).
- Официальный сайт Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] / https://minjust.gov.ru/ru/ (дата обращения: 13.05.2025).
- Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] / https://ach.gov.ru/?ysclid=mapbfyy89n286636298 (дата обращения: 13.05.2025).
- Очередько В. П. Национальная правовая система в устремлениях России к многополярному миру: факторы развития и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2025. № 1 (105). [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-pravovaya-sistema-v-ustremleniyah-rossii-k-mnogopolyarnomu-miru-faktory-razvitiya-i-ogranicheniya (дата обращения: 15.05.2025).
- Романовская О. В., Романовская Е. А. правовой режим цифровой юстиции: проблемы и перспективы // Наука. Общество. Государство. 2024. № 1 (45). [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-tsifrovoy-yustitsii-problemy-i-perspektivy1 (дата обращения: 13.05.2025).