В статье обосновывается важность и значимость организации воспитательной и развивающей деятельности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подчеркивается необходимость привлечения большого внимания к проблемам, с которыми сталкиваются семьи, где растут дети в ОВЗ. Автор особо отмечает необходимость поддержки родителей детей с ОВЗ, поскольку от их усилий зависит то, насколько сможет социализироваться и реабилитироваться сам ребенок. В данном контексте автор отмечает различные сферы практической помощи, определяет коммуникационные и информационные каналы с позиции продуктивного взаимодействия с ключевыми группами потенциальных участников рассматриваемого взаимодействия.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ребенок с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, инклюзия, реабилитация, поддержка семьи.
The article substantiates the importance and significance of the organization of educational and developmental activities for children with disabilities (HIA), emphasizes the need to draw great attention to the problems faced by families where children grow up in HIA. The author emphasizes the need to support parents of children with disabilities, since their efforts determine how much the child himself will be able to socialize and rehabilitate. In this context, the author notes various areas of practical assistance, defines communication and information channels from the perspective of productive interaction with key groups of potential participants in the interaction under consideration.
Keywords : children with disabilities, a child with disabilities, parents of children with disabilities, inclusion, rehabilitation, family support.
В наши дни продолжает расти исследовательский интерес к проблемам семьи с ОВЗ в современных условиях динамических изменений в России. Актуальность данного направления подчеркивается разработкой и реализацией целого ряда национальных проектов: «Демография», «Семья» и др. Решение социальных и демографических проблем должно опираться, по мнению исследователей, на традиционные семейные ценности [7, с. 63]. Важнейшей задачей для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является нахождение ресурсов для собственной поддержки и развития.
Для того, чтобы современно подбирать программу обучения и учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ, специалистам, работающим в детском саду, нужно заранее проводить соответствующую диагностику. Поскольку должным образом реализовать свои возможности такие дети могут исключительно при грамотном подходе со стороны подготовленных специалистов-педагогов и психологов [1, с. 114]. Еще одним условием получения положительного результата процесса воспитания таких детей является участие в процессе родителей (законных представителей) этих детей во взаимодействии со специалистами. Главным образом это поможет решить возникающие проблемы и обнаружить новые точки роста, поскольку именно родители транслируют детям внешний мир, и очень важно оказать поддержку родителям, чтобы не произошло замыкание их в себе в связи с непринятием неполноценности собственного ребенка [5, c. 3].
Назовем условия, закрепленные в ФГОС, способствующие эффективному планированию коррекционно-образовательного процесса:
обязательное следование принципу интеграции всех областей образовательной деятельности;
использование принципа комплексности при разработке круга тем и вопросов, затрагиваемых в процессе воспитания и образования детей в ОВЗ.
Сущность данного подхода заключается в том, чтобы различные специфичные виды детских учреждений для детей с ОВЗ объединить единой задачей формирования инклюзивного подхода, что способствует решению проблемы оказания помощи семьям с детьми с ОВЗ [8, с. 51]. В этой связи предлагаем описание авторского подхода определения каналов коммуникации, форм общения и взаимодействия, содержательной части контента и формата его подачи ключевой аудитории — родителям детей с ОВЗ.
Деятельность по воспитанию и образованию детей с ОВЗ должна носить масштабный характер. Однако, до сих пор, особенно в небольших городах, родители, узнавшие о диагнозе ребенка, сталкиваются с практически полным отсутствием информации о том, что делать дальше. Зачастую подобная ситуация приводит к состоянию депрессии, разладу в семьях, что, в свою очередь самым негативным образом отражается на поведении ребенка. А можно помочь родителям чувствовать себя спокойно, помочь решить им ряд вопросов, показать, что они не одиноки в своей проблеме. Показать, что проблема может быть задачей и ее можно решать!
В связи с этим на центры поддержки детей с ОВЗ выходят на уровень администрации городов с просьбой оказать содействие в информировании родителей, оказании им психологической помощи и образовании в предметной области. Среди данных мероприятий можно особо выделить следующие.
- В медицинских учреждениях параллельно с установлением диагноза ребенка выдавать родителям памятку с рекомендациями о том, куда обращаться — какие существуют рядом официальные и неофициальные центры поддержки детей с ОВЗ, какого плана помощь и сопровождение в них предлагаются.
- Еще одним мероприятием, позволяющим оказать самую первую, если можно так сказать, «неотложную» помощь родителям, является организация круглосуточной «горячей линии» для родителей на уровне городской администрации, где можно получить психологическую поддержку или консультацию.
- Организация на сайтах городской администрации (сайты типа Мos.ru) специальной вкладки для родителей детей с ОВЗ с целью информационной поддержки таких семей [2, с. 137]. Наполнение данной вкладки также может включать в себя информацию о том, где пройти диагностику о состоянии ребенка и выбрать соответствующее направление — куда двигаться дальше, в частности это могут быть ответы на вопросы:
какие есть возможности в медицинских учреждениях для детей на уровне города, округа, страны в целом;
как проходить комиссию МПК;
какие детские центры для какого диагноза подходят больше, поскольку невозможно в одном центре сделать вектор универсально на все заболевания;
доступные бесплатные услуги;
какие реабилитационные центры существуют и как в них попасть;
какие творческие мастерские может посетить ребенок с ОВЗ;
как разобраться с поиском сада и взаимодействии со школой,
какие главные вопросы безопасности в городе нужно знать родителям детей с ОВЗ;
каковы жизненные маршруты после школы и возможности трудоустройства.
- Организация и информационная поддержка чатов для родителей детей с ОВЗ, где они могут делиться собственным опытом и задавать вопросы другим родителям.
- Запись и демонстрация видео и аудио подкастов с профессиональными педагогами и психологами, а также с родителями, имеющими успешный опыт воспитания детей с ОВЗ. Создание некоего «Родительского ресурса», где будет представлена информация о том, как восстанавливаться, как формировать эмоциональную устойчивость, как расширять позитивный опыт взаимодействия и общения, как повышать жизненный тонус.
- Организация в центрах помощи детей с ОВЗ бесплатных лекториев и практикумов [9, с. 78]. Приведем в качестве примера опыт Центра поддержки семейного образования с детей с ОВЗ Раменского района Московской области. Специалисты центра (психологи, педагоги, дефектологи, логопеды) совместными усилиями реализуют обучающую программу для родителей под названием «Школа: путь к новому» [3, с. 61]. В рамках данной школы проводится оценка текущего положения ребенка с ОВЗ с целью принятия дальнейших решений о развитии и поддержке ребенка и родителей, практические занятия с детьми с участием их родителей, а также осуществляются различные совместные мероприятия, от спортивных занятий до совместных прогулок. Данная программа представляет собой ценный практический опыт, поскольку является уникальным сочетанием информации, практических навыков и психологических методов, помогающих принять обдуманное решение о форме образования ребенка с ОВЗ без стресса и тревоги.
- Проведение публичных лекций и выступлений педагогов-психологов, занятий адаптивной физкультурой, творческих мастерских для детей с ОВЗ и обычных детей. Поскольку в данном случае будет реализовываться главный принцип инклюзивного образования — совместное обучение [4, с. 41]. С помощью данного обучения у всех желающих появится, в том числе, уникальная возможность посмотреть на особенного ребенка как бы изнутри — глазами самых близких людей — родителей.
- Проведение ярмарок поделок детей с ОВЗ. С одной стороны, занятия с ребенком дает ему возможность прикоснуться к ремеслу, несет в себе терапевтическое воздействие, поскольку помогает проработать крупную и мелкую моторику, а с другой стороны — может оказать влияние на возможное профессиональное определение и даст финансовую поддержку от реализации конечных изделий детей.
- Обучение профессиональным навыкам подростков с ОВЗ и их дальнейшее трудоустройство [10, с. 69].
- Привлечение волонтерских организаций и отдельных волонтеров для помощи в реализации различных мероприятий с детьми с ОВЗ, для создания и ведения проектов для детей с ОВЗ и для их родителей.
- Создание и распространение каналов в социальных сетях, рассказывающих о поведении, способах общения и поддержке ребенка. В качестве примера можно привести новый телеграм-канал «Подмосковье.ТСР». Данный канал предназначен, прежде всего для жителей Московской области, однако присоединиться и узнать много новой и интересной информации может любой желающий. Канал работает в рамках реализации федерального проекта «ЗдравКонтроль» при поддержке отделения Социального Фонда России (СФР) по Московской области, а также Общественной палаты Подмосковья.
- С каждым годом инклюзия все теснее переплетается с жизнью нормотипичных людей. Однако, для обеспечения наилучшей адаптации ребенка с ОВЗ в детских садах и школах нужны специальные ресурсные группы и классы для детей с ОВЗ [1, с.117]. Обучение в маленьком классе (до 8 детей с ОВЗ) на этапе начальной школы — наиболее мягкая форма адаптации и социализации детей к школьной жизни.
Индивидуальные занятия, групповая работа, творческие классы, музыкальные занятия и многое другое — главное, чтобы программа занятий для детей с ОВЗ была разнообразна и адаптирована к их специальным потребностям. Но еще не маловажным фактором является работа с родителями таких детей, чтобы знать и помогать понять своего особого ребенка, раскрыть его таланты, повысить качество жизни, несмотря на диагноз, помогать семья восполнять свой ресурс и адаптироваться в современном мире.
Литература:
- Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. — Электрон., текстовые данные. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. — 248 с. — 978–5-7638–3133–7. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84218.html (дата обращения: 04.04.2024).
- Дмитриев, А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебное пособие / А. А. Дмитриев; М-во образования Моск. обл., ГОУВО Моск. гос. обл. ун-т. — Москва: ИИУ МГОУ, 2017–259 с. — Библиогр.: с. 222–230. — ISBN 978–5-7017–2808–8.
- Козырева, О. А. Развитие профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / О. А. Козырева. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. — 196 с. — ISBN 978–5-85981–752–8.
- Методы и формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья: монография / [Л. Н. Ростомашвили [и др.]; общ. ред. Н. В. Лалетин]. — Красноярск: Центр информации, 2011–134, [1] с. — Библиогр.: с. 127–133. — ISBN 978–5-905284–02–1.
- Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / И. Ю. Левченко [и др.]: под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2011–333, [2] с. — (Бакалавриат). — ISBN 978–5-7695–6713–1.
- Реан А. А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал. — Т. 14. — № 1. — С. 62–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-strukture-tsennostey-molodezhi (дата обращения: 03.04.2024).
- Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. — Электрон, текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 84 с. — 978–5-4487–0514–4. — URL: http://www.iprbookshop.ru /84679.html (дата обращения: 04.04.2024).
- Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / [Н. В. Нозикова [и др.]; общ. ред. Н. В. Лалетин]. — Красноярск: [б. и.], 2013–147, [2] с. — ISBN 978–5-904896–59–1.
- Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [Т. Г. Богданова, Н. А. Степанова, К. Б. Вовненко, Т. М.Попова]; под ред. Т. Г. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014–240 с. ISBN: 978–5-4468–0559–4.