Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

Спецвыпуск
15.05.2025
22
Поделиться
Библиографическое описание
Сарсенбаева, К. Ж. Формирование ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы / К. Ж. Сарсенбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/571/125001/.


В статье рассматриваются подходы к формированию ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях казахстанской школы. Акцент сделан на интеграции нравственных, культурных и гражданских ценностей в образовательный процесс, а также на роли учителя-словесника в воспитании личности ученика. Освещаются методические приёмы и педагогические технологии, способствующие развитию у школьников уважения к родному и русскому языкам, традициям многонационального Казахстана, формированию толерантности, патриотизма и личностной ответственности. Автор подчеркивает значимость литературных текстов как инструмента духовно-нравственного воспитания и предлагает практические рекомендации для педагогов по работе с художественным материалом. Статья может быть полезна преподавателям, методистам и разработчикам образовательных программ.

Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственное воспитание, русский язык, литература, казахская школа, культурные традиции, патриотизм, этика, межкультурное образование, литературный анализ, моральный выбор, методика преподавания, интеграция ценностей, духовное развитие, диалог культур.

The article explores approaches to shaping students' value orientations in Russian language and literature classes within the context of Kazakhstani schools. The focus is placed on integrating moral, cultural, and civic values into the educational process, as well as on the role of the language and literature teacher in fostering students' personal development. The article highlights methodological techniques and pedagogical technologies that promote students’ respect for both their native and the Russian languages, the traditions of multiethnic Kazakhstan, and the development of tolerance, patriotism, and personal responsibility. The author emphasizes the importance of literary texts as a tool for moral and spiritual education and offers practical recommendations for teachers on working with literary material. This article may be of interest to teachers, educational methodologists, and curriculum developers.

Keywords: value orientations, moral education, Russian language, literature, Kazakh school, cultural traditions, patriotism, ethics, intercultural education, literary analysis, moral choice, teaching methodology, value integration, spiritual development, dialogue of cultures.

В настоящее время все более актуальным становится нравственное воспитание детей. Формирование у учащихся ценностных ориентаций, нравственных понятий, представлений, оценок, установок является основой формирования нравственности. Формирование ценностных ориентаций в школе начинается в процессе преподавания основ наук, во внеклассной работе. Так что же означают слова «нравственная ценность»? Существуют различные определения этого понятия, и одно из них звучит следующим образом: нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. К таким ценностям следует отнести такие важнейшие качества человека как честность, верность, уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие. Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности, красоты, поскольку при изучении языка используется богатый языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской.

Конструирование уроков русского языка и литературы в казахской школе на основе ценностных ориентаций требует особого подхода, который учитывает уникальность культурной среды, многоязычие, а также исторические и социальные аспекты. Важно, чтобы такие уроки способствовали не только языковому развитию и пониманию литературных произведений, но и формированию у школьников моральных, этических и гражданских ценностей, таких как уважение к традициям, национальное самосознание, любовь к родине и ответственность за будущее.

При конструировании уроков необходимо учитывать особенности казахской культуры и традиций, поскольку это поможет учащимся лучше понять, как литература и язык отражают ценности, важные для их народа. Например, урок на тему: «Родина и народ в русской и казахской литературе». Включение произведений русских и казахских писателей, которые затрагивают важнейшие ценности, такие как любовь к Родине, честь, достоинство, уважение к старшему поколению и уважение к культуре.

Учебный процесс должен быть направлен на синтез традиционных казахских ценностей с мировыми ценностями. Это поможет ученикам лучше понять, как их национальная идентичность соотносится с глобальными тенденциями. Важно уделять внимание произведениям, которые могут стать мостом между русской и казахской культурами, например, произведения русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, а также казахских авторов — Абая Кунанбаева, МухтараАуэзова, которые затрагивают темы человеческих отношений, честности, справедливости [1].

Проблема формирования ценностных ориентаций, становится наиболее актуальной, поскольку именно ценностно-ориентационная системы личности, складывающаяся на протяжении всего школьного периода, определяет дальнейшее толерантное поведение учащихся в обществе, основанное на уважении к другим культурам и культуре родной страны, обусловливает активную социализацию личности, предопределяет возможности ее творческой деятельности. В методике преподавания русского языка проблема становления системы ценностных ориентаций учащихся рассматривается в рамках культуроведческой концепции, согласно которой язык изучается как средство отражения мировоззрения народа, как средство хранения народной культуры и духовных ценностей [5].

Цели урока должны включать как развитие языковых навыков, так и формирование ценностных ориентиров. Важно, чтобы уроки направляли учащихся к размышлениям о моральных выборах, нравственных дилеммах, а также на понимание важных социальных и культурных понятий. Например: Научить учащихся анализировать произведения с точки зрения нравственных ценностей и человеческих отношений, а также оценивать литературных героев через призму национальных и универсальных моральных ориентиров [2].

Для развития ценностных ориентиров эффективными могут стать проекты и интерактивные формы работы, которые побуждают учащихся к самостоятельному осмыслению ценностей [3].

Проектная работа : например, создание проектов о нравственных ценностях в казахской и русской литературе, анализ патриотических произведений, а также обсуждение того, как эти ценности проявляются в повседневной жизни.

Ролевые игры : ученики могут разыгрывать ситуации из литературы, в которых герои делают сложный моральный выбор, и затем обсудить их действия с точки зрения этических норм.

  1. Интерактивные методы:

Дискуссии и дебаты: Дискуссии по актуальным моральным проблемам, затронутым в произведениях, помогают ученикам развивать критическое мышление, а также формируют способность анализировать ситуации с точки зрения различных ценностей [7]. Например: В ходе анализа произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» можно организовать обсуждение, как поступки героев соотносятся с такими ценностями, как честь, долг, любовь, личная свобода. В произведении Мухтара Ауэзова «Путь Абая» можно обсудить вопросы отношения к Родине, культуре и традициям, а также морального выбора.

Ролевые игры: Ролевые игры помогают ученикам почувствовать себя в роли литературных героев и сделать осознанный моральный выбор. Этот метод развивает эмпатию и способность оценивать поступки персонажей с точки зрения их этических норм. Например: Ученики могут сыграть сцену из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, где герои делают сложные моральные выборы в условиях войны. Или разыграть ситуацию из произведения Абая Кунанбаева, где герой сталкивается с моральной дилеммой между традициями и личной свободой.

Мозговой штурм: Этот метод помогает выявить различные точки зрения на ценности, которые раскрываются в произведении, и сформировать у учеников собственное мнение по важным моральным вопросам.Например : После прочтения рассказа И. С. Тургенева «Муму» можно провести мозговой штурм на тему: «Что важнее: верность и любовь или долг перед обществом?".

Проект «Ценности в литературе разных народов». Ученики могут работать над проектом, который включает исследование ценностей в произведениях русской и казахской литературы. Это может быть сравнительный анализ героев, их ценностей, моральных выборов и отношения к семье, Родине и обществу. Пример: Ученики могут сравнить образ патриота в произведениях Л. Н. Толстого «Война и мир» и МухтараАуэзова «Путь Абая», а затем представить результаты в виде презентации или эссе.

Литературные квесты: Проект, в ходе которого учащиеся исследуют ценностные ориентиры в разных литературных произведениях, может быть оформлен как квест. Учащиеся должны решить ряд задач, анализируя литературные произведения, выявляя ценности и моральные уроки. Пример : Создание квеста по произведению А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», где участники должны определить, какие ценности герои проявляют в различных ситуациях (честность, отвага, верность, любовь).

Эссе или реферат на тему «Мой нравственный выбор» Задания на написание эссе или реферата по теме нравственного выбора героя литературного произведения помогают школьникам сформулировать и выразить свою позицию по вопросам морали и нравственности. Пример: «Если бы я оказался на месте героя, как бы я поступил?» — эссе на основе анализа произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Пример урока:

Тема : Любовь к Родине в русской и казахской литературе

Цель : Рассмотреть, как в русской и казахской литературе передаются ценности любви к Родине, патриотизма и уважения к культуре.

Введение : Обсуждение понятия «Родина» и «патриотизм» в контексте казахской и русской культур.

Чтение и анализ :

Русская литература : отрывок из произведений Л. Н. Толстого (например, «Война и мир») или Ф. М. Достоевского (например, «Преступление и наказание»).

Казахская литература : произведения Абая Кунанбаева или МухтараАуэзова (например, отрывки из «Путь Абая»).

Обсуждение : Как герои проявляют любовь к Родине? Какие ценности для них важны? Какие моральные дилеммы стоят перед героями? Как мы можем применить эти ценности в нашей жизни?

Проектная работа : Разработка презентации или эссе на тему «Что для меня Родина?» с использованием аргументов из литературных произведений.

Конструирование уроков русского языка и литературы в казахской школе на основе ценностных ориентиров позволяет формировать у школьников глубокое понимание как собственных культурных традиций, так и ценностей, общих для всего человечества [6]. Такой подход помогает детям развивать способность к моральным и этическим размышлениям, осознанию своей роли в обществе и мира в целом. Для конструирования уроков русского языка и литературы в казахской школе на основе ценностных ориентаций, можно использовать широкий спектр литературных источников, как русской, так и казахской литературы. Важно подобрать такие произведения, которые затрагивают важнейшие моральные и этические ценности, способствуют формированию нравственного, культурного и гражданского сознания учащихся. Вот примеры литературы, которая может быть использована на таких уроках:

1. Русская литература:

А. С. Пушкин

Евгений Онегин — вопросы чести, любви, личной свободы и ответственности.

Руслан и Людмила — патриотизм, верность идеалам, борьба за правду.

Л. Н. Толстой

Война и мир — проблемы чести, долга, любви к Родине, личной ответственности и нравственного выбора.

Анна Каренина — столкновение личных чувств и общественных норм, важность нравственного выбора.

Ф. М. Достоевский

Преступление и наказание — борьба с внутренними демонами, вопросы ответственности, справедливости, моральных и нравственных ориентиров.

Братья Карамазовы — этические проблемы, значение любви, веры и прощения.

И. С. Тургенев

Отцы и дети — конфликт поколений, философия нигилизма, поиск нравственного ориентирования.

И. А. Крылов

Басни — краткие и поучительные истории о честности, справедливости, дружбе и других моральных ценностях.

2. Казахская литература:

Абай Кунанбаев

Слова назидания — философские размышления о моральных и нравственных ценностях, значении образования, духовности, ответственности перед обществом.

Поэмы и стихи — глубокие размышления о смысле жизни, достоинстве, любви, дружбе, свободе и правде.

Мухтар Ауэзов

Путь Абая — образ великого казахского поэта Абая, его борьба за сохранение культурных ценностей, патриотизм, борьба с социальными несправедливостями.

Зулейха открывает глаза — вопросы женской судьбы, личной свободы, выбора и верности.

Жамбыл Жабаев

Поэзия — народная мудрость, патриотизм, честность, мужество, борьба за права и свободу народа.

Сәкен Сейфуллин

Тар жол, тайғақ кешу — автобиографическая поэма, повествующая о тяжелых жизненных испытаниях, ответственности, патриотизме, важности честности.

Қасым Аманжолов

Поэзия — темы мужества, любви к Родине, воспевание национальных героев и героических поступков.

3. Межкультурные произведения:

И. Бродский (переводы на казахский язык)

— Поэзия Бродского может быть использована для анализа общечеловеческих ценностей, таких как свобода, ответственность и поиск смысла жизни.

Чингиз Айтматов

И дольше века длится день — темы дружбы, верности, нравственного долга, борьбы за идеалы.

Плаха — философские размышления о судьбе человека, справедливости и духовной ценности в обществе.

4. Дополнительные материалы:

Мифы, легенды, пословицы и поговорки. Применение казахских и русских мифов, а также народных пословиц и поговорок помогает расширить представления о моральных ценностях и укрепить традиционные взгляды на жизнь.

Тексты для анализа, связанные с историей и культурой. Например, отрывки из исторических книг, таких как История Казахстана , могут служить фоном для обсуждения вопросов патриотизма, национальной гордости и исторической ответственности.

5. Учебные и методические пособия:

Рабочие тетради и учебники по русскому языку и литературе, разработанные с учетом ценностных ориентиров. Например, пособия по литературному анализу, где основное внимание уделяется моральным и этическим вопросам.

Методические материалы по ценностно-ориентированному обучению пособия, которые направляют преподавателей на формирование у учащихся системных знаний о ценностях через литературу и язык.

6. Словари и энциклопедии:

Толковые словари русского языка — для анализа ключевых понятий, таких как «честь», «свобода», «долг», «отчизна», «права человека» и другие, что помогает формировать у учеников ценностное восприятие этих понятий.

Энциклопедии по философии и этике — для дополнительного обсуждения моральных дилемм и различных подходов к их решению.

Таким образом, использование этих источников помогает не только развивать у школьников навыки анализа и восприятия текстов, но и формировать у них важнейшие ценностные ориентиры, такие как любовь к Родине, честность, справедливость, ответственность и уважение к другим. Это создает основу для глубокого морального и этического роста учащихся, их осознания своей роли в обществе и мире в целом. Решение образовательных задач, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда», требует интегрирования воспитания в общий процесс обучения и развития учащихся [4].

Литература:

  1. Тайжанов А. Мировоззрение Мухтара Ауэзова
  2. Рахимова М. С. Национальные и мировые ценностные ориентиры в обучении и воспитании на уроках русского языка и литературы.- 2018.
  3. Ковальчук И. А. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русской литературы.- 2018.
  4. Тлешов С. С. Русский язык и литература как основа формирования ценностных ориентиров у школьников.-2019.
  5. Липина О. И. «Формирование ценностных ориентаций на уроках русского языка в 5–9 классах».-20006.
  6. Жумабаева М. Б. Духовно-нравственное воспитание учащихся на базе изучения русского языка и литературы в казахских школах. — 2022.
  7. Есаулкова Н. Е. Использование технологии критического мышления на уроках литературы.- 2024.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ценностные ориентации
нравственное воспитание
русский язык
литература
казахская школа
культурные традиции
патриотизм
этика
межкультурное образование
литературный анализ
моральный выбор
методика преподавания
интеграция ценностей
духовное развитие
диалог культур

Молодой учёный