Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Язык в движении: от слов к речи

Спецвыпуск
15.05.2025
11
Поделиться
Библиографическое описание
Сапаржанова, Ж. А. Язык в движении: от слов к речи / Ж. А. Сапаржанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 20.1 (571.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/571/124900/.


В статье рассказывается о программе «Язык в движении: от слов к речи», которая разработана автором с целью расширения словарного запаса учащихся, формирования у них осознанного подхода к употреблению лексики и развития творческого мышления через игровые формы обучения. Программа ориентирована на учащихся 5-х классов казахской школы и учитывает их возрастные особенности, предлагая интерактивные, игровые и исследовательские методы обучения.

Ключевые слова: авторская программа, язык, движение, речь.

The article describes the program «Language in Motion: From Words to Speech», which was developed by the author with the aim of expanding the vocabulary of students, forming a conscious approach to the use of vocabulary and developing creative thinking through game forms of learning. The program is aimed at students of the 5th grade of the Kazakh school and takes into account their age characteristics, offering interactive, game and research methods of teaching.

Keywords: author's program, language, movement, speech.

Умение грамотно и эффективно использовать язык в различных жизненных ситуациях — залог успешной социализации и профессиональной реализации. Это и подтолкнуло меня к созданию учебной программы «Язык в движении: от слов к речи». Цель программы — не просто научить ребят правилам, а помочь им почувствовать язык, научиться свободно и осознанно его использовать.

Данная программа «Язык в движении: от слов к речи» разработана с целью расширения словарного запаса учащихся, формирования у них осознанного подхода к употреблению лексики и развития творческого мышления через игровые формы обучения.

Программа ориентирована на учащихся 5-х классов казахской школы и учитывает их возрастные особенности, предлагая интерактивные, игровые и исследовательские методы обучения.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения мотивации к изучению русского языка, укрепления межкультурной коммуникации и формирования грамотной речи. Обучение проходит в игровой форме, что способствует повышению мотивации учащихся, формированию интереса к изучению русского языка и развитию коммуникативной компетенции. Программа включает элементы межпредметной интеграции и ориентирована на развитие функциональной грамотности.

Задачи:

— расширение словарного запаса учащихся;

— развитие умения анализировать лексические явления;

— формирование устойчивого интереса к изучению языка;

— развитие коммуникативных навыков;

— обучение работе со словарями и другими языковыми ресурсами;

— воспитание уважения к языковому разнообразию и культуре речи.

Программа построена на сочетании традиционных и современных методов обучения, что делает изучение лексики доступным, интересным и практикоориентированным [1].

Основные методы использованные в данной программе:

— игровые методы (лексические игры, квесты, творческие задания) — способствуют вовлечению и повышению мотивации учащихся;

— исследовательский метод (работа со словарями, анализ текстов) — развивает навык самостоятельного поиска информации;

— коммуникативный метод (диалоги, дискуссии, ролевые игры) — формирует умение применять лексику в реальном общении;

— проектная деятельность (создание творческих работ, защита проектов) — развивает навыки самостоятельного мышления и презентации идей;

— ИКТ-методы (использование образовательных платформ, интерактивных викторин) — помогают закреплять знания в удобной цифровой среде.

Программа начинается с вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с понятием слова и его значениями. Затем изучаются базовые лексические явления, такие как синонимия, антонимия, омонимия и паронимия. После этого учащиеся знакомятся с более сложными аспектами лексики, такими как фразеологизмы, заимствования, диалекты и стили речи. Заключительный этап курса посвящен практическому применению полученных знаний в творческих и проектных заданиях.

Программа состоит из 34 тем (1 час в неделю), сгруппированных по разделам:

1. Основы лексики (уроки 1–6)

Вводное занятие. «Лексический детектив»: что такое слово?

Волшебный мир слов: какими они бывают?

«Лексический лабиринт»: многозначные слова.

Синонимы: слова-друзья.

Антонимы: слова-противоположности.

Омонимы: слова-близнецы.

2. Сложные случаи лексики (уроки 7–12)

Паронимы: слова-ловушки.

«Крылатые выражения»: знакомство с фразеологизмами.

Как появились слова? История слов.

Заимствованные слова.

Старые и новые слова: устаревшая и неологическая лексика.

Диалекты и жаргонизмы.

3. Лексика в текстах и речи (уроки 13–19)

Лексика в художественном тексте.

Играем в поэтов: рифмы и словесное творчество.

Лексическая ошибка: как ее избежать?

Секреты словарей: учимся пользоваться словарями.

«Словесные джунгли»: повторение первой части курса.

Тайны лексики: как слова обретают новые значения.

Меткие слова: пословицы и поговорки.

Практическое применение лексики (уроки 20–27)

Лексика делового общения.

Словесные портреты: как описывать людей.

Волшебный словарь эмоций.

Лексика рекламы и СМИ.

Книжная культура: как понимать текст.

Играем в переводчиков: казахско-русские лексические соответствия.

Русский язык в интернете.

«Словарный театр»: инсценируем диалоги.

4. Заключительный этап (уроки 28–34)

Пишем сказку: лексика художественного текста.

Играем в писателей: словесное творчество.

«Лексический калейдоскоп»: повторение.

Защита проектов «Моя любимая лексическая тема».

Играем со словами: лексические ребусы и загадки.

Итоговая игра «Лексический миллионер».

Подведение итогов курса. Обратная связь.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал [2;3]. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков

Литература:

  1. Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. — М.: Мир книги, 2018.
  2. Типовая учебная программа по русскому языку и литературе для 5–9 классов (с нерусским языком обучения). — Астана: Министерство просвещения РК, 2022.
  3. Формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содержания образования: методическое пособие. — Нур-Султан: НИШ, 2020.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
авторская программа
язык
движение
речь

Молодой учёный